Васильев С. А.
29 декабря 2022 г.


Экономическая заметка

Надо прекратить экспроприацию доходов населения через индексацию тарифов


Опять, дождались второго за этот год подорожания услуг ЖКХ. На этот раз с 1 декабря 2022 года жилищно-коммунальные ресурсы подорожали (проиндексированы) на 9%. Также на газ цены (тарифы) для всех потребителей с 1 декабря 2022 г. повышены на 8,5%.

Не могу пройти мимо и оставить без внимания этот факт очередного ежегодного повышение цен (тарифов) на коммунальные ресурсы как самого простого способа получения инвестиций для энергетических, тепло- и водоснабжающих предприятий. И можно сказать четче — это инвестиционная индексация.

В то же время ничего экстраординарного в нынешней индексации цен (тарифов) как бы и не наблюдается, кроме как безапелляционность постоянно совершаемого, — она возмущает и, с другой стороны, необъяснима. Она необъяснима не только с моральной точки зрения, но и с экономической точки зрения — наглого и никак не согласованного с населением изъятия средств этого населения в пользу и в собственность частных и государственно-частных компаний.

*

Разберемся. Какое обоснование такому повышению цен (тарифов) дают власти? И здесь, не углубляясь в нормативные правовые акты и приказы ведомств-регуляторов цен, я нахожу (на РИА Новости 9.11.2022 г.) краткие ответы этих ведомств по вопросам декабрьского повышения цен.

Так, в Минэкономразвитии «объяснили индексацию необходимостью обновления инфраструктуры и продолжения программы газификации». ФАС и Минэнерго объяснили повышение цен необходимостью «сформировать источник финансирования программы социальной газификации»; «индексация позволит поддерживать реализацию ремонтных и инвестиционных программ», «а также необходима для создания источников финансирования капитальных вложений».

«Газпром», о котором, выходит, тоже идет речь, давно на особом положении, начиная с принятия 28 августа 2003 года Энергетической стратегии России на период до 2020 года, где прямо сказано: «...Цены на газ будут приближены к уровню самофинансирования отрасли с учетом необходимых инвестиций», «Обеспечение необходимого роста инвестиций требует повышения цен на газ...». Иных источников инвестиций для «Газпрома» в Энергетической стратегии не было предусмотрено. И так продолжается до сих пор, уже за границей 2020 года.

То есть, мы говорим о тарифном источнике образования и накопления инвестиций для финансирования капитальных вложений, и который, в основном, применяется в государственно регулируемых ценах на базовые для жизни людей коммунальные (тепло, вода и т. п.) и энергетические ресурсы.

Надо заметить, что еще в 1992 году в проекте «Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях» предлагалось «сохранение государственного регулирования цен для так называемых „естественных“ монополий (газ, электроэнергия, централизованное тепло)» при постепенной «либерализации цен на энергоносители и доведение их до мирового уровня». А затем уже в 1995 г. в первой Энергетической стратегии на период 2010 г. помимо выхода на обеспечение самофинансирования отраслей топливно-энергетического комплекса предусматривалась «динамика приближения цен на энергоносители к мировому их уровню».

*

Тарифный источник финансирования капитальных вложений для всего коммунального комплекса позже был закреплен рядом нормативных правовых актов, в том числе и Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», где указано: «Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг... по тарифам на услуги...». Стоит обратить внимание и на Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Как раз в этом постановлении оговариваются тарифные методы формирования финансовых потребностей для реализации производственных и инвестиционных программ коммунального комплекса.

*

Этот простой, давний и надежный для власти способ повышение цен для образования источника и накопления ресурсов для финансирования капитальных вложений я называю «инвестиционной дойкой» населения. Может термин «дойка» (то же, что и вытягивание) и звучит грубо, но зато точно обозначает суть и цель повышения указанных цен для населения — регулярное получение финансовых инвестиций путем прямого и регулярно осуществляемого изъятия личных средств у населения. И эти личные средства населения, изымаемые властью для инвестиций — безвозвратны.

При этом особо не замечено, чтобы власть волновало самочувствие населения. А ведь каждое повышение цен в жилищно-коммунальном обеспечении вызывает стресс у большинства населения страны. Надо полагать, что пренебрежение мнением, позицией населения в принятии подобных экономических решений ведет к чувственному состоянию безвыходности — невозможности что-то сделать и противопоставить, и от этого появляется усталость населения, осознание нереальности улучшить личное потребление — и это все порождает в обществе безразличие, и не только к вопросам местного самоуправления.

Вследствие таких «дел» власти оценка действенности политики власти по росту благосостояния населения воспринимается у большой части населения как неудовлетворительная.

*

Вот яркий пример инвестиционной дойки населения. Находим на РБК (rbc.ru) 12 декабря 2022 г. статью «Доходы федерального бюджета резко выросли впервые с лета», где сказано, что неналоговые поступления «куда входят дивиденды госкомпаний, платежи за пользование природными ресурсами и т. д.» увеличились в ноябре в 3,5 раза «по сравнению с ноябрем прошлого года — до 722,4 млрд руб. Это прежде всего связано с выплатой рекордных дивидендов „Газпромом“ в размере 1,2 трлн руб., более 600 млрд из которых получило государство (курсив мой. — В. С.)».

И 20 декабря 2022 г. мы узнаем, что советом директоров Газпрома одобрена инвестиционная программа на рекордные 2,3 трлн рублей.

То есть Минфин России получил в федеральный бюджет 600 млрд руб. дополнительных дивидендных доходов, еще 600 млдр рублей получили частные акционеры Газпрома. И уже после этого повышают с 1 декабря цены на газ на 8,5% в пользу Газпрома для накопления 2,3 трлн рублей инвестиционных средств.

Что здесь можно сказать? Остается возмутиться и удивиться ненаказанности того, как Минфин (вместе со всем правительством и ЦБ) раскручивают инфляцию в стране для роста доходов бюджета и номинального ВВП. Затем они индексируют доходы населения (пенсии, зарплаты и иные соц. выплаты) и затем изымают эти возросшие доходы ростом тарифов для очередного накопления инвестиций «естественным монополиям» и предприятиям коммунального комплекса.

А затем ведомства-регуляторы возмущенным гражданам объясняют, что то или иное повышение цен (будь то газ, бензин, пассажирские перевозки, продукты, иные базовые товары и услуги) не превышает уровень (показатель) инфляции. И такое объяснение считается ведомствами достаточным. Хотя вполне очевидно, и об этом я не раз писал, что регулируемое повышение тарифов и есть базовая основа, так сказать, возбудитель инфляции в стране.

Поэтому 8,5% повышение цен с 1 декабря на природный газ и 9% повышение цен во всем жилищно-коммунальном комплексе подготовило (уже с 1 января 2023 г.) скачок цен во всех отраслях экономики и на потребительском рынке.

*

Итак, мы можем четко сказать, что инфляция (рост цен) вызвана не только и во многом не столько внутренними и внешними обстоятельствами, и не только рыночного характера, но вызвана определенным стилем государственного регулирования цен (тарифов). Стиль таков: не регулировать в пользу создания ценовых преимуществ для развития национальной экономики для лучшего удовлетворения внутренних потребностей, а регулировать для насыщения отраслей ТЭК и коммунального комплекса инвестициями, но, как видится, без должных критериев экономической обоснованности инвестиционного роста цен и его последствий. Значит, мы можем четко говорить о созданной в стране инвестиционной инфляции, которая не только понуждает бизнес повышать цены на потребительском рынке, но и сама является, как уже понятно, существенной составляющей уровня общей инфляции.

Впрочем, многое в экономических решениях власти указывает, что мерилом (критерием) выверенной государственной экономической политики, в большей степени, выступает стабильность доходов бюджета и рост ВВП и ее согласованность с иными макроэкономическими показателями и, в меньшей степени, конкретные рост благосостояния населения, рост рождаемости и ликвидация бедности. Последнее же скорее выступает критерием концептуального видения развития страны, а не сегодняшней правильности экономического регулирования.

*

Обозначу и обращу внимание еще на одну проблему ценового регулирования (помимо проблемы стимулирования инфляции и изъятия средств населения) — в инвестиционной составляющей индексации цен есть еще «двойное дно», которое не всем известно.

Полагаю, и нам и власти важно узнать, что вновь создаваемые основные фонды в «естественных» монополиях и в коммунальном комплексе страны за счет средств полученных от индексации цен (тарифов), принадлежат этим монополиям и коммунальному комплексу. А они у нас в стране являются государственно-частными и частными компаниям.

Логика развития проблемы такова: изъятые путем индексации (или инвестиционной индексации) тарифов средства поступают указанным компаниям и тратятся на выполнение инвестиционных и производственных программ, утвержденных, в свою очередь, органами власти. А далее уже как завершенные строительством объекты и приобретенное оборудование — то есть, новые основные фонды, так и завершенные реконструкцией или капитальным ремонтом объекты (в части прироста стоимости фондов), автоматически остаются в собственности указанных компаний. Происходит прямой переток личных средств населения в частные и государственно-частные компании.

Получается, что власть посредством регулирования цен (не инфляционного, а инвестиционного) способствует накоплению собственности в руках компаний частной и государственно-частной формы собственности. Личные средства переходят в частные компании, минуя бюджет или иные государственные инвестиционные фонды. Фактически, государством осуществляется экспроприация личной собственности. И это происходит не один год.

Думаю, что образованные таким способом основные фонды должны быть приняты только на баланс указанных компаний, но зачисляться в собственность муниципалитетов, регионов или федеральную собственность, либо население должно быть оформлено инвестором или соинвестором. Но вопрос правильной принадлежности образовываемых и приращенных основных фондов власти почему-то оставляют без внимания, и при этом власти дают (законодательно) возможность собственникам «естественных» монополий и коммунального комплекса приращивать свой капитал за чужой счет.

*

Критика государственного регулирования цен не означает, что я призываю его прекратить или сократить «в пользу» либерализации цен. Государственное регулирование надо привести в правильный, справедливый порядок. Надо лучше разобраться с экономическим обоснованием индексируемых цен (тарифов): нормативной базой, использованием амортизационных отчислений, рентабельностью, уровнями использования производственных мощностей, зависимостью себестоимости продукции от сезонных и температурных колебаний потребления продукции и т. п. И, конечно, надо разбираться с иными источники финансирования программ развития кроме изымаемых (экспроприируемых) средств у населения.

Ежегодная индексация тарифов — и именно в своей инвестиционной части — вызывает сомнение в полноте экономической обоснованности цен (тарифов) и подозрение в завышении потребностей в инвестициях, которые, скорее всего, принимаются для расчета величины индекса цен (тарифов).

И мы тем самым вполне можем утверждать, что общему росту цен (инфляции) в стране, в значительной мере, предшествует инвестиционный рост цен — инвестиционная инфляция, которая как уже отмечено, представляет существенную величину общей инфляции. Более того, инвестиционную инфляцию и уровень инвестиционной инфляции (индексации), как и инвестиционное цено- и тарифообразование, организуют и контролируют регулирующие ведомства всех уровней власти.

В доказательство сказанного (организации инвестиционной инфляции) приведу в пример Тюменскую область, которая заметно отличилась в стимулировании инфляции. Помимо 9% повышения тарифов в жилищно-коммунальном комплексе области с 1 декабря 2022 г., еще ранее, 1 июля 2022 г., повысили тарифы на 14,9% на отопление и водоснабжение в Тюмени (в столице области). И чем вызвано такое повышение тарифов? Как сказал глава региона: «Это вызвано тем, что нам необходимо проводить большие программы капитального ремонта сетей и оборудования на системах тепло- и водоснабжения. У нас приняты долгосрочные программы развития, приняты производственные и инвестиционные программы этих компаний, которые требуют больших инвестиций» (https://ura.news/news/1052523679).

*

В итоге кратко резюмирую выше рассмотренное подорожание природного газа и коммунальных ресурсов:

  • индексация цен (тарифов), иначе, инвестиционная индексация, является простым способом получения и накопления инвестиций для «естественных» монополий и коммунального комплекса,
  • основные фонды, созданные и приобретенные в ходе выполнения производственных и инвестиционных программ, и профинансированные за счет средства населения автоматически остаются в собственности вышеуказанных компаний,
  • неучастие населения как инвестора или соивествора в инвестировании программ, а средства населения безвозмездно передаются указанным компаниям (через индексацию тарифов), означает, что государство осуществляет экспроприацию личной собственности населения,
  • индексация цен (тарифов) — инвестиционная индексация означает и наличие в стране инвестиционной инфляции, которая является составляющей частью общей инфляции и, как правило, ей предшествующей,
  • государственное регулирование цен, особенно в части индексации тарифов, осуществляется в интересах, в угоду исключительно крупных корпораций, вследствие чего, как вполне видно, снижаются потребительские возможности россиян.

На этой критической ноте я заканчиваю заметку.