Надо прекратить экспроприацию доходов населения через индексацию тарифов

Васильев С. А.
29 декабря 2022 г.


Экономическая заметка

Надо прекратить экспроприацию доходов населения через индексацию тарифов


Опять, дождались второго за этот год подорожания услуг ЖКХ. На этот раз с 1 декабря 2022 года жилищно-коммунальные ресурсы подорожали (проиндексированы) на 9%. Также на газ цены (тарифы) для всех потребителей с 1 декабря 2022 г. повышены на 8,5%.

Не могу пройти мимо и оставить без внимания этот факт очередного ежегодного повышение цен (тарифов) на коммунальные ресурсы как самого простого способа получения инвестиций для энергетических, тепло- и водоснабжающих предприятий. И можно сказать четче — это инвестиционная индексация.

В то же время ничего экстраординарного в нынешней индексации цен (тарифов) как бы и не наблюдается, кроме как безапелляционность постоянно совершаемого, — она возмущает и, с другой стороны, необъяснима. Она необъяснима не только с моральной точки зрения, но и с экономической точки зрения — наглого и никак не согласованного с населением изъятия средств этого населения в пользу и в собственность частных и государственно-частных компаний.

*

Разберемся. Какое обоснование такому повышению цен (тарифов) дают власти? И здесь, не углубляясь в нормативные правовые акты и приказы ведомств-регуляторов цен, я нахожу (на РИА Новости 9.11.2022 г.) краткие ответы этих ведомств по вопросам декабрьского повышения цен.

Так, в Минэкономразвитии «объяснили индексацию необходимостью обновления инфраструктуры и продолжения программы газификации». ФАС и Минэнерго объяснили повышение цен необходимостью «сформировать источник финансирования программы социальной газификации»; «индексация позволит поддерживать реализацию ремонтных и инвестиционных программ», «а также необходима для создания источников финансирования капитальных вложений».

«Газпром», о котором, выходит, тоже идет речь, давно на особом положении, начиная с принятия 28 августа 2003 года Энергетической стратегии России на период до 2020 года, где прямо сказано: «...Цены на газ будут приближены к уровню самофинансирования отрасли с учетом необходимых инвестиций», «Обеспечение необходимого роста инвестиций требует повышения цен на газ...». Иных источников инвестиций для «Газпрома» в Энергетической стратегии не было предусмотрено. И так продолжается до сих пор, уже за границей 2020 года.

То есть, мы говорим о тарифном источнике образования и накопления инвестиций для финансирования капитальных вложений, и который, в основном, применяется в государственно регулируемых ценах на базовые для жизни людей коммунальные (тепло, вода и т. п.) и энергетические ресурсы.

Надо заметить, что еще в 1992 году в проекте «Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях» предлагалось «сохранение государственного регулирования цен для так называемых „естественных“ монополий (газ, электроэнергия, централизованное тепло)» при постепенной «либерализации цен на энергоносители и доведение их до мирового уровня». А затем уже в 1995 г. в первой Энергетической стратегии на период 2010 г. помимо выхода на обеспечение самофинансирования отраслей топливно-энергетического комплекса предусматривалась «динамика приближения цен на энергоносители к мировому их уровню».

*

Тарифный источник финансирования капитальных вложений для всего коммунального комплекса позже был закреплен рядом нормативных правовых актов, в том числе и Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», где указано: «Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг... по тарифам на услуги...». Стоит обратить внимание и на Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Как раз в этом постановлении оговариваются тарифные методы формирования финансовых потребностей для реализации производственных и инвестиционных программ коммунального комплекса.

*

Этот простой, давний и надежный для власти способ повышение цен для образования источника и накопления ресурсов для финансирования капитальных вложений я называю «инвестиционной дойкой» населения. Может термин «дойка» (то же, что и вытягивание) и звучит грубо, но зато точно обозначает суть и цель повышения указанных цен для населения — регулярное получение финансовых инвестиций путем прямого и регулярно осуществляемого изъятия личных средств у населения. И эти личные средства населения, изымаемые властью для инвестиций — безвозвратны.

При этом особо не замечено, чтобы власть волновало самочувствие населения. А ведь каждое повышение цен в жилищно-коммунальном обеспечении вызывает стресс у большинства населения страны. Надо полагать, что пренебрежение мнением, позицией населения в принятии подобных экономических решений ведет к чувственному состоянию безвыходности — невозможности что-то сделать и противопоставить, и от этого появляется усталость населения, осознание нереальности улучшить личное потребление — и это все порождает в обществе безразличие, и не только к вопросам местного самоуправления.

Вследствие таких «дел» власти оценка действенности политики власти по росту благосостояния населения воспринимается у большой части населения как неудовлетворительная.

*

Вот яркий пример инвестиционной дойки населения. Находим на РБК (rbc.ru) 12 декабря 2022 г. статью «Доходы федерального бюджета резко выросли впервые с лета», где сказано, что неналоговые поступления «куда входят дивиденды госкомпаний, платежи за пользование природными ресурсами и т. д.» увеличились в ноябре в 3,5 раза «по сравнению с ноябрем прошлого года — до 722,4 млрд руб. Это прежде всего связано с выплатой рекордных дивидендов „Газпромом“ в размере 1,2 трлн руб., более 600 млрд из которых получило государство (курсив мой. — В. С.)».

И 20 декабря 2022 г. мы узнаем, что советом директоров Газпрома одобрена инвестиционная программа на рекордные 2,3 трлн рублей.

То есть Минфин России получил в федеральный бюджет 600 млрд руб. дополнительных дивидендных доходов, еще 600 млдр рублей получили частные акционеры Газпрома. И уже после этого повышают с 1 декабря цены на газ на 8,5% в пользу Газпрома для накопления 2,3 трлн рублей инвестиционных средств.

Что здесь можно сказать? Остается возмутиться и удивиться ненаказанности того, как Минфин (вместе со всем правительством и ЦБ) раскручивают инфляцию в стране для роста доходов бюджета и номинального ВВП. Затем они индексируют доходы населения (пенсии, зарплаты и иные соц. выплаты) и затем изымают эти возросшие доходы ростом тарифов для очередного накопления инвестиций «естественным монополиям» и предприятиям коммунального комплекса.

А затем ведомства-регуляторы возмущенным гражданам объясняют, что то или иное повышение цен (будь то газ, бензин, пассажирские перевозки, продукты, иные базовые товары и услуги) не превышает уровень (показатель) инфляции. И такое объяснение считается ведомствами достаточным. Хотя вполне очевидно, и об этом я не раз писал, что регулируемое повышение тарифов и есть базовая основа, так сказать, возбудитель инфляции в стране.

Поэтому 8,5% повышение цен с 1 декабря на природный газ и 9% повышение цен во всем жилищно-коммунальном комплексе подготовило (уже с 1 января 2023 г.) скачок цен во всех отраслях экономики и на потребительском рынке.

*

Итак, мы можем четко сказать, что инфляция (рост цен) вызвана не только и во многом не столько внутренними и внешними обстоятельствами, и не только рыночного характера, но вызвана определенным стилем государственного регулирования цен (тарифов). Стиль таков: не регулировать в пользу создания ценовых преимуществ для развития национальной экономики для лучшего удовлетворения внутренних потребностей, а регулировать для насыщения отраслей ТЭК и коммунального комплекса инвестициями, но, как видится, без должных критериев экономической обоснованности инвестиционного роста цен и его последствий. Значит, мы можем четко говорить о созданной в стране инвестиционной инфляции, которая не только понуждает бизнес повышать цены на потребительском рынке, но и сама является, как уже понятно, существенной составляющей уровня общей инфляции.

Впрочем, многое в экономических решениях власти указывает, что мерилом (критерием) выверенной государственной экономической политики, в большей степени, выступает стабильность доходов бюджета и рост ВВП и ее согласованность с иными макроэкономическими показателями и, в меньшей степени, конкретные рост благосостояния населения, рост рождаемости и ликвидация бедности. Последнее же скорее выступает критерием концептуального видения развития страны, а не сегодняшней правильности экономического регулирования.

*

Обозначу и обращу внимание еще на одну проблему ценового регулирования (помимо проблемы стимулирования инфляции и изъятия средств населения) — в инвестиционной составляющей индексации цен есть еще «двойное дно», которое не всем известно.

Полагаю, и нам и власти важно узнать, что вновь создаваемые основные фонды в «естественных» монополиях и в коммунальном комплексе страны за счет средств полученных от индексации цен (тарифов), принадлежат этим монополиям и коммунальному комплексу. А они у нас в стране являются государственно-частными и частными компаниям.

Логика развития проблемы такова: изъятые путем индексации (или инвестиционной индексации) тарифов средства поступают указанным компаниям и тратятся на выполнение инвестиционных и производственных программ, утвержденных, в свою очередь, органами власти. А далее уже как завершенные строительством объекты и приобретенное оборудование — то есть, новые основные фонды, так и завершенные реконструкцией или капитальным ремонтом объекты (в части прироста стоимости фондов), автоматически остаются в собственности указанных компаний. Происходит прямой переток личных средств населения в частные и государственно-частные компании.

Получается, что власть посредством регулирования цен (не инфляционного, а инвестиционного) способствует накоплению собственности в руках компаний частной и государственно-частной формы собственности. Личные средства переходят в частные компании, минуя бюджет или иные государственные инвестиционные фонды. Фактически, государством осуществляется экспроприация личной собственности. И это происходит не один год.

Думаю, что образованные таким способом основные фонды должны быть приняты только на баланс указанных компаний, но зачисляться в собственность муниципалитетов, регионов или федеральную собственность, либо население должно быть оформлено инвестором или соинвестором. Но вопрос правильной принадлежности образовываемых и приращенных основных фондов власти почему-то оставляют без внимания, и при этом власти дают (законодательно) возможность собственникам «естественных» монополий и коммунального комплекса приращивать свой капитал за чужой счет.

*

Критика государственного регулирования цен не означает, что я призываю его прекратить или сократить «в пользу» либерализации цен. Государственное регулирование надо привести в правильный, справедливый порядок. Надо лучше разобраться с экономическим обоснованием индексируемых цен (тарифов): нормативной базой, использованием амортизационных отчислений, рентабельностью, уровнями использования производственных мощностей, зависимостью себестоимости продукции от сезонных и температурных колебаний потребления продукции и т. п. И, конечно, надо разбираться с иными источники финансирования программ развития кроме изымаемых (экспроприируемых) средств у населения.

Ежегодная индексация тарифов — и именно в своей инвестиционной части — вызывает сомнение в полноте экономической обоснованности цен (тарифов) и подозрение в завышении потребностей в инвестициях, которые, скорее всего, принимаются для расчета величины индекса цен (тарифов).

И мы тем самым вполне можем утверждать, что общему росту цен (инфляции) в стране, в значительной мере, предшествует инвестиционный рост цен — инвестиционная инфляция, которая как уже отмечено, представляет существенную величину общей инфляции. Более того, инвестиционную инфляцию и уровень инвестиционной инфляции (индексации), как и инвестиционное цено- и тарифообразование, организуют и контролируют регулирующие ведомства всех уровней власти.

В доказательство сказанного (организации инвестиционной инфляции) приведу в пример Тюменскую область, которая заметно отличилась в стимулировании инфляции. Помимо 9% повышения тарифов в жилищно-коммунальном комплексе области с 1 декабря 2022 г., еще ранее, 1 июля 2022 г., повысили тарифы на 14,9% на отопление и водоснабжение в Тюмени (в столице области). И чем вызвано такое повышение тарифов? Как сказал глава региона: «Это вызвано тем, что нам необходимо проводить большие программы капитального ремонта сетей и оборудования на системах тепло- и водоснабжения. У нас приняты долгосрочные программы развития, приняты производственные и инвестиционные программы этих компаний, которые требуют больших инвестиций» (https://ura.news/news/1052523679).

*

В итоге кратко резюмирую выше рассмотренное подорожание природного газа и коммунальных ресурсов:

  • индексация цен (тарифов), иначе, инвестиционная индексация, является простым способом получения и накопления инвестиций для «естественных» монополий и коммунального комплекса,
  • основные фонды, созданные и приобретенные в ходе выполнения производственных и инвестиционных программ, и профинансированные за счет средства населения автоматически остаются в собственности вышеуказанных компаний,
  • неучастие населения как инвестора или соивествора в инвестировании программ, а средства населения безвозмездно передаются указанным компаниям (через индексацию тарифов), означает, что государство осуществляет экспроприацию личной собственности населения,
  • индексация цен (тарифов) — инвестиционная индексация означает и наличие в стране инвестиционной инфляции, которая является составляющей частью общей инфляции и, как правило, ей предшествующей,
  • государственное регулирование цен, особенно в части индексации тарифов, осуществляется в интересах, в угоду исключительно крупных корпораций, вследствие чего, как вполне видно, снижаются потребительские возможности россиян.

На этой критической ноте я заканчиваю заметку.