Васильев С. А.
17 ноября 2023 г.


Экономическая статья

По поводу цен на бензин, топливного демпфера и алчности капиталистических элит


Вникая в мотивы спекулятивного роста цен на бензин за последние полгода, в мотивы «изобретения» принципа равнодоходности при поставках продукции и топливного демпфера для компенсации «выпадающих» доходов, вижу, мы имеем дело с обычной алчностью вертикально интегрированных нефтегазовых компаний (далее — ВИНК) и нежеланием экономической власти навести ценовой порядок в этом секторе экономики.

Здесь обращает внимание и некоторая лояльность власти к росту внутренних цен, так при снижении экспорта и экспортных доходов от продажи нефти и нефтепродуктов в первом полугодии 2023 г. снизились и соответствующие экспортные доходы бюджета. Подозреваю, что лояльностью к росту внутренних цен Минфин балансирует нефтегазовые доходы бюджета. И это подтверждается ростом нефтегазовых доходов в октябре.

Тем не менее, алчность ВИНК и иных доминирующих на российском рынке компаний и имеющих доступ к экспорту своей продукции, уже давно стала общественной проблемой.

В заметке я не рассматриваю достижения или провалы страны в экспорте нефти и нефтепродуктов.

О доступности топлива и цен

Рост цен на бензин, дизтопливо и иные продукты нефтепереработки (и искусственное создание их дефицита) никого в стране не оставляют равнодушным, будь то владельцы легкового автотранспорта, грузового транспорта, строительно-дорожной техники или авиатранспорта. Все понимают, что помимо увеличения своих расходов на покупку подорожавшего топлива, это удорожание приведет и к повышению цен на продовольствие, на строительные материалы и работы и на транспортные услуги. При этом население и бизнес не понимают, почему при достаточном производстве топлива для нужд страны возникает его дефицит и растут цены. Особо никто и не хочет принимать якобы объективные причины топливной проблемы. Я же не сомневаюсь в рукотворности топливного кризиса.

Известно, мы не импортеры бензина и дизтоплива! Россия производит достаточно нефтепродуктов для удовлетворения собственных нужд. И надо напомнить, нефтепродукты являются в России базовой продукцией. Разработка нефтегазовых месторождений, добыча и переработка нефти и газа предусматривалась и ныне осуществляется, как и всякое производство иной базовой продукции, для удовлетворения, прежде всего, внутренних нужд — нужд населения и экономики. Первичность внутренних потребностей и их удовлетворение по регулируемым государством ценам, доступным всем слоям населения, должно быть категорическим (безусловным) принципом производства любой базовой продукции. Внутренние нужды и есть смысл производства базовой продукции.

О принципе равнодоходности

Недавно кто-то из экспертов сказал, что экономически обоснованная цена на нефтепродукты зависит от экспортной альтернативы. Надо думать, эксперт озвучил этакий ранее придуманный экономический принцип, которого как установки придерживаются нефтяные компании при поставках продуктов нефтепереработки на внутренний рынок. Определенно, речь идет о равнодоходности внутренних цен и внешних цен.

Если вспомнить, то принцип равнодоходности тема давняя и спорная, принцип был узаконен правительственным постановлением еще в мае 2007 года в отношении внутренних цен на газ. Но уже в 2013 г. Д. Медведев, будучи Председателем Правительства РФ, призвал отказаться от равнодоходности поставок газа на внутренний и внешний рынки, так как низкая цена на внутреннем рынке является нашим конкурентным преимуществом. Тем не менее, попытки внедрить равнодоходность, как и либерализовать рынок газа, происходили вплоть до 2018 г., и от равнодоходности отказались ввиду потери ее актуальности — цены на газ просто каждый год начали индексировать, то есть, просто перешли на принцип регулируемой ежегодной индексации цен. А цены на нефть и нефтепродукты не регулируются государством.

Полагаю, принцип равнодоходности цен при поставках нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки очень понравился нефтяному бизнесу (ВИНК), и он его считает признанным и им руководствуется, повышая внутренние цены с ориентировкой на экспортные цены. А когда власти (под давлением населения и хозяйствующих субъектов) требуют снизить внутренние цены, тогда нефтяной бизнес, в свою очередь, требует демпферной компенсации. Такие компенсации, как известно, предусмотрены в бюджете. Иначе как потворство доминирующим на рынке нефтяным компаниям со стороны власти такие выплаты назвать я не могу. Также как и требование нефтяного бизнеса к власти задействовать демпферный механизм иначе как давлением на власть не назову.

О лоббировании

В информационное пространство, периодически «вбрасывается», как представителями законодательной власти, так и аналитиками энергорынка искаженное положение дел в нефтегазовой отрасли; по-видимому, оно также направлено на «запугивание» правительства и подталкивание его к действиям в пользу нефтяников (ВИНК).

В частности, глава комитета Госдумы по энергетике П. Завальный — думаю, один из главных лоббистов интересов вертикально-интегрированных нефтяных и газовых компаний — в сентябре выступил в том ключе, что экспорт топлива вряд ли возможно запретить на длительный срок, поскольку начнут терпеть убытки нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и возникнет топливный дефицит из-за их остановки. Затем П. Завальный предлагает стабилизационные меры, которые следовало бы реализовать, применяя и наращивание объемов топливного демпфера и субсидирование внутреннего рынка, но при сохранении рыночного ценообразования (https://ria.ru/20230923/toplivo-1898146339.html).

Так, и от Фонда национальной энергетической безопасности в конце сентября этого года прошло заявление о том, что если долго держать запрет на экспорт дизеля, то нефтяным компаниям придется сокращать производство, и что правительству для исправления ситуации нужно выработать новые меры регулирования рынка, чтобы нефтяники сдерживали рост цен.

На мой взгляд, эти и подобные мнения, полагая себя авторитетными и государственной значимости, все же, как выше замечено, выражают интересы одной стороны — интересы ВИНК. Другую же сторону, если так можно сказать, а это все другие субъекты экономической деятельности, население и социальная сфера — их возможности и потребности, экономическая власть подстраивает под интересы одной стороны.

По проблеме роста цен на топливо и его искусственного дефицита стоит вспомнить и позицию В. Гартунга, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, которую он высказал еще три года назад (в августе 2020 г.) «Парламентской газете». Там он пояснил, что рост цен на топливо можно сдерживать при условиях, когда выгоднее перерабатывать нефть внутри страны. При этом он признал, что «фактически сложилась олигополия, и крупные вертикально интегрированные нефтедобывающие компании контролируют весь рынок» и «конечно же, это приводит к монополизации и повышению цен на топливо». Также он уверен в том, что «рентабельность переработки внутри страны очень низкая, потому что нефть дорогая. Зато когда на экспорт продаёшь нефть, получаешь там суперприбыль. Вот это надо менять» (https://www.pnp.ru/economics/fas-predlozhila-uvelichit-obemy-prodazh-topliva-na-birzhe-dlya-stabilizacii-cen.html).

В позиции В. Гартунга конечно видится желание разрешить проблему страны, тем не менее, его предложения больше сводились к тому, как без роста цен и топливного дефицита все же удовлетворить аппетиты ВИНК в получении суперприбыли (словами В. Гартунга).

«Интересную» позицию в отношении роста цен на бензин в весенне-летний период 2020 г. заняло правительство. Зам. министра энергетики П. Сорокин тогда заявил, что «наблюдаемый сейчас рост цен на автомобильный бензин в оптовом сегменте не представляет собой значительных рисков для потребителя. По его словам, это является «нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление отраслей экономики после снятия ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках» (https://www.pnp.ru/economics/v-minenergo-ne-vidyat-riska-rosta-roznichnykh-cen-na-toplivo-vyshe-inflyacii.html). Невероятно циничное заявление: проблемы нет — рост цен идет своим порядком!

Думаю, приведенные факты лоббистской деятельности помогут нам правильно оценить, насколько искренне экономические власти борются с ростом цен на топливо и в целом с инфляцией.

О внутреннем ценообразовании ВИНК и топливном демпфере как механизме получения сверхприбыли

Когда лоббисты интересов ВИНК утверждают, что ограничение экспорта, низкая рентабельность нефтепереработки и низкие внутренние цены ведут к убыткам и могут привести к остановке НПЗ, то разрешите с этим решительно не согласиться.

Добывающие и перерабатывающие предприятия работают в стандартной технологической цепочке (добыча, подготовка, транспортировка, переработка и сбыт) с централизованным управлением, и они почти все входят в ту или иную нефтегазовую компанию (Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпромнефть и т. д.). И не является большим секретом то, что всем вертикально-интегрированным нефтегазовым компаниям присуще внутреннее ценообразование. Ценообразованием каждой стадии технологического процесса ВИНК оптимизирует свои затраты и прибыль в целом. Причем предприятия, участвующие в единой технологической цепочке от добычи ресурса до сбыта готовой продукции, считаются экономически и юридически самостоятельными, сами являются плательщиками налогов.

Вот, например, «Лукойл» при снижении за 1 полугодие 2023 г. выручки на 12% по сравнению с 1 полугодием 2021 г. смог (в этом же сравнении) нарастить общую прибыль на 33% и чистую прибыль на 63%. Более того, по оценке экспертов, «за весь 2023 г. при текущих ценах на нефть и курсе доллара США компания может заработать около 1 трлн чистой прибыли, что принесет акционерам 21% доходности». Определенно, оптимизация затрат и доходов по всей технологической цепочке внутри компании и повышение цен на внутреннем рынке внесли свою существенную лепту в рост прибыли компании.

Также стоит обратить внимание, что Россия производит нефтепродуктов в два раза больше, чем потребляет. Поэтому сокращение экспорта в этом году и снижение экспортных доходов алчно побуждает ВИНК выпадающие доходы компенсировать ростом цен на внутреннем рынке.

Касательно экономической правомочности демпфера. Я исхожу из того, что на внутреннем рынке продажа нефтепродуктов должна осуществляться по ценам, обеспечивающим добывающим, транспортным, перерабатывающим, сбытовым предприятиям нефтегазового сектора безубыточную деятельность и прибыль, достаточную для инвестиций и выплат разумных дивидендов. Внутренняя цена не должны зависеть от субъективной оценки ее величины, ориентированной на цены мирового рынка, а должна быть обоснована затратами и условиями внутреннего (российского) производства. Иначе, это вольно-рыночное, произвольное установление цен, и оно недопустимо, так как приводит к разбалансировке экономических отношений и дополнительной непредсказуемой инфляции в стране. Что и происходит на самом деле, раскачивая общественный порядок и согласие.

Реализация продукции на экспорт по ценам мирового рынка, превышающим внутренние цены и дающие ВИНК сверхприбыль, не означает их применимость (по доходности) к продукции на внутреннем рынке. Такая применимость — это придумки заинтересованных лиц, пытающихся свою алчность закамуфлировать в некие правильности рыночных отношений. Ориентация на внешние цены с целью получения дополнительной прибыли на внутреннем рынке должна быть запрещена.

И поэтому я отвергаю и принцип равнодоходности и топливно-бюджетный демпфер, — они экономически не верны, они ложны и обманны, и никакими теоретическими выкладками не обоснованы. Похоже, они — способ ограбления страны. Ведь, по сути, топливный демпфер гарантирует получение сверхприбыли ВИНК на внутреннем рынке, которые менее прибыльный, чем внешний. В топливном демпфере (демпферном механизме) я бы даже увидел узаконенную мошенническую схему получения сверхприбыли за счет бюджета. Так, в 2022 г. объем выплат по демпферу составил 2,2 трлн рублей. Цифра поражает.

В России немало проблем, решение которых требует бюджетного финансирования. А под подобный демпфер можно подвести любую продаваемую продукцию, на которую внешние цены выше, чем внутренние.

Заключение

По прошествии трех лет, а то и более, воз проблем оказался и ныне там: ежегодный весенне-летний рост цен и дефицит топлива и все те же старания законодательной и исполнительной власти пойти на встречу ВИНК в получении сверхприбыли. То есть ежегодно возникающую топливную проблему (роста цен и дефицит) власти пытаются каждый раз интерпретировать в угоду ВИНК, но почему-то меняют экономические условия и принципы деятельности, предотвращающие возникновение проблемы.

Рассмотрев проблему: ценообразование, равнодоходность и демпфер, у меня возникает вопрос к экономической власти патриотического характера: являются ли ВИНК российскими национальными компаниями? Или они работают как иностранные компании на условиях «раздела продукции» и компенсации недополученной прибыли? Впрочем, вопросы риторические.

Можно и так посмотреть на эти вещи: капиталистические элиты (собственники и высший менеджмент ВИНК), пробудив свою алчность и руководствуясь ею, устроили за последние 30 лет (уже в постсоветский период) из России ресурсную колонию Запада для накопления личного капитала и благ для сверхпотребления. Они вывозят переработанный и сырой ресурс, истощая недра — общественное достояние. И не видно, чтобы в стране обсуждались вопросы о пределах добычи ресурсов, какие и сколько ресурсов останется будущим поколениям.

Определенно, сегодняшняя модель развития нефтегазового сектора экономики настроена на рост ВВП страны, который в большей мере обеспечивается ростом экспорта, но не развитием внутреннего потребления. Думаю, стране необходима такая модель развития сектора, которая не обедняет российское население, не ведет к росту топливных затрат предприятий, дает прирост благосостояния, способствует ликвидации бедности, росту рождаемости и дает уверенность в достойной жизни новым поколениям. И, наверное, все согласятся, речь о смыслах развития страны, которым должно следовать и развитие нефтегазового производства. Но никак модель развития не должна вести к наращиванию добычи для экспорта и истощению природных ресурсов и потворствовать алчности капиталистических элит.

А то, что происходило в весенне-летний период этого года с «вымыванием» нефтепродуктов на экспорт и как следствие резким повышением цен на бензин и дизтопливо (пока В. Путин это не приостановил требованием обеспечить потребности внутреннего рынка), говорит об отсутствии нормативного порядка в удовлетворении страны базовой продукцией по правильным внутренним ценам.

*

Не так давно, 19.10.23 г. Президент РФ В. Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта попросил решить вопрос с «дельцами от хоккея», которые отбирают талантливых ребят и «тащат за границу»: «... Ясно также и то, что это бизнес, причем бизнес не всегда отрегулированный и не всегда благородный» (https://rsport.ria.ru/20231019/putin-1903865510.html). Достаточно лаконично и одновременно емко охарактеризовал В. Путин проблему хоккея.

По-моему, эти важные слова вполне можно приложить (применить) и к нефтяному бизнесу, который алчно стремясь больше продать нефтепродуктов на экспорт, снижает объемы поставок на внутреннем рынке и выравнивает затем неудовлетворенный спрос повышением цен. С дельцами от нефтяного бизнеса российским властям также надо решать вопрос и бизнес отрегулировать в интересах внутреннего рынка и сделать его благородным — не алчным.

На этой обнадеживающей ноте я заканчиваю статью.