Васильев С. А. «Коррупция и природа человека (личностный фактор коррупционного явления)»
Лекция 1. Вводная. Постановка и раскрытие проблемы коррупции Термин «коррупция» происходит от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение.1
Понятие «коррупция» дано Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Кроме понятия, данного законом, мы дополнительно будем использовать следующие понятия:
коррупционное поведение — совокупность определенных полномочных (в том числе, распорядительных и исполнительных) действий государственного или муниципального должностного лица, осуществленных или осуществляемых в интересах какого-либо лица или группы лиц в целях незаконного личного обогащения или иной выгоды;
коррупционное действие — определенное полномочное (в том числе, распорядительное и исполнительное) действие государственного или муниципального должностного лица, осуществленное в интересах какого-либо лица или группы лиц в целях незаконного личного обогащения или иной выгоды.
В новейший (постсоветский) период развития России тема злоупотребления государственной властью должностными лицами в личных и групповых интересах — то, что принято называть коррупцией — обострилась в общественном сознании из проблемы исключительно власти и ее самоочищения до проблемы всего общества и уже препятствует общественному развитию и благосостоянию. Можно полагать, что несвоевременное выявления самой властью отрицательной динамики злоупотреблений должностными лицами служебным положением, ее причин и последствий для общества и не выработки адекватных и своевременных методов и мер противодействия и вывело проблему из разряда, можно сказать, локальной на уровень общественно-государственной.
Помимо того, что коррупция являет значительные ежегодные потери и снижает эффективность использования государственных и муниципальных бюджетных средств, она ставит под сомнение
— 4 —
эффективность регулирующей функции власти, подрывает доверие общества к власти и негативно воздействует на общественную мораль.
Сегодня масштаб и глубина отрицательных следствий и последствий коррупционных деяний для общественного развития в России таковы, что коррупция признана Стратегией национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683) одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Когда коррупция разрастается до общенациональной проблемы и осознается как угроза безопасности, тогда возникает потребность в выработке и осуществлении государственной антикоррупционной политики с целью противодействия и преодоления как коррупции, так и причин и условий ее порождающих.
Поэтому мы будем исходить из данного, закрепленного указанной Стратегией факта-признания, не перегружая лекционный материал избыточными статистическими данными и аналитическими доказательствами коррупционных явлений и их губительности для общества.
Рассматривая коррупцию в современной России, следует отметить, что коррупция как социальное и проблемное для власти и общества явление появилось не в постсоветский период развития, то есть не с 90-х годов прошлого века. Более того, коррупция в той или иной мере как явление, рождаемое в системе власти, осуществляющей функции по развитию общественной жизнедеятельности, свойственна любому государству. Мы не можем найти достаточных фактов, чтобы международные организации свидетельствовали или какие-либо государства заявляли о полном искоренении коррупции в государственных или местных органах власти.
Коррупция имеет и свою историческую подоплеку возникновения. По мере того как в историческом процессе развития обществ возникали государства, государственная власть и должностные лица, уполномоченные на выполнение функций власти (государства), тогда появлялись и злоупотребления полномочиями в целях личного обогащения. Тем самым, само наличие государства и государственной власти, функций государства и власти, должностных лиц, уполномоченных на
— 5 —
выполнение функций власти, уже есть латентное основание возможности появления коррупции. Вопрос в том, как это основание для себя прогнозирует и оценивает те или иные внутренние и внешние события как возможные причины для появления коррупции и их предотвращения.
В современных исследованиях коррупции в России поиск причин коррупционных деяний, в большей мере, акцентируется в проблемах социально-экономического характера, неэффективности управления, несовершенстве законодательства и общественных институтов, приватизации, состоянии общественной морали и т. п. В соответствии с выявленными причинами власть формулирует задачи и меры по противодействию коррупции в нормативных правовых документах.
Несомненно, для противодействия коррупции принципиально определиться с ее действительными причинами, находящимися как в функционировании системы власти, так и в социально-экономическом и культурном пространстве. Но при этом следует помнить, что всякая причина не возникает ниоткуда. Она имеет событийную логику своего возникновения и проблемного или не проблемного для общества существования, что видно в нежелательных проявлениях. Важно, чтобы мы проблему правильно распознали и интерпретировали, и, лучше, спрогнозировали как причину, порождающую следствие — коррупцию. Логика исполнения властно-полномочных управленческих действий — это во многом последовательное реагирование на ход-развитие социально-экономических событий: одно порождает другое, событие требует действия, причина рождает следствие, следствие выступает причиной другому следствию. И, разумеется, такое управление осуществляется в интересах устойчивого и неконфликтного движения-развития разного уровня социально-экономических систем и их отдельных элементов (частей).
Но знание логики причинно-следственных связей еще не достаточно для видения хода социально-экономических событий, возможного появления коррупции и выработки адекватных методов борьбы. Хотя антикоррупционная борьба дополняется и совершенствуется в нормативных правовых актах, активностью институтов гражданского общества и работой правоохранительной системы, что приветствуется обществом, тем не менее, по нашему
— 6 —
мнению, такая борьба направлена в большей мере на подавление коррупции и предупреждение возможной склонности должностных лиц к коррупции. Мы же в лекциях концентрируем внимание не столько на принятые и действующие меры предупреждения или подавления коррупции, сколько на понимании, каким сознательным образом и при каких условиях и обстоятельствах человек-чиновник склонен к злоупотреблению должностными полномочиями.
Для этого надо рассмотреть, чем человек воспринимает ближайшую действительность и преобразует ее для себя; как человек формирует представления о хорошей жизни, а затем устремляет свою трудовую деятельность к достижению хорошей жизни и жизнеустройству для себя. Ведь трудовая деятельность человека, по сути, есть способ достижения личного благостного (удовлетворяющего) жизнеустройства. Можно полагать, что и коррупция тоже является своего рода способом достижения личного благостного жизнеустройства, только не трудового. Другое объяснение коррупционным деяниям должностного лица, представить сложно. Это означает, что нам следует обратиться к природе человека с его устремлениями к лучшему, которые он реализует посредством трудовой (экономической) деятельности.
Надо понимать и то, что вышеназванные причины коррупции всегда находятся в движении-развитии: либо побуждающие должностное лицо к коррупционному поведению (действию), либо не побуждающие. Эти причины, как административно-управленческие, так и социально-экономические, не всегда можно искоренить или преодолеть в том временном периоде, в котором хотелось бы это власти или обществу. И, разумеется, причины не действуют на поведение людей одинаково. Иначе пришлось бы признать, что при некотором стечении обстоятельств — совокупности, как нам видится, проблемных причин — все должностные лица органов государственной и муниципальной власти должны быть склонны к коррупции. Но, на самом деле, не все должностные лица, наделенные властными полномочиями склонны к коррупционному поведению или действию. Можно утверждать, что большинство должностных лиц не воспринимают указанные причины — они не склонны к такому поведению в принципе. Если бы причины воздействовали на всех должностных
— 7 —
лиц одинаково, то произошел бы развал системы государственного и муниципального властвования.
Поэтому существенный для нас вопрос заключается в рассмотрении сознательного восприятия указываемых и иных причин субъектами властной деятельности и объяснении, почему только некоторая часть этих субъектов склоняется к коррупционному поведению и действию. Нам также важно понять, что есть в экономическом и нравственном плане
Для выработки мер по противодействию коррупции необходимо не только понимание и выявление внешних относительно субъектов властной деятельности причин коррупции, но и, во-первых, знание психологии человека (функционирования психики), а именно, процессов отражения реальной действительности (окружающего мира) в формах психического отражения и регуляции целенаправленной деятельности. Кратко, речь о том, что следует обратиться к «внутреннему миру» человека, к его сознанию: высшей формы психики — формы обобщенного отражения и настройки деятельности. Можно напомнить, что совокупность знаний о формах отражения действительности в сознании человека и развитие этих знаний определяется как теория
— 8 —
Для этого, во-вторых, мы обращаемся к изложению целенаправленной деятельности человека в рамках понятия природы человека — биосоциальной системы, обладающей силой саморегуляции и вырабатывающей этой силой способы уравновешивания в общественной среде. В частности, мы говорим и о труде (экономической деятельности), и о традиционно-нравственных нормах коллективного и индивидуального поведения (или образе жизни) как личном и общественном долженствующих (обязательных, неизбежных) способах биосоциального уравновешивания
На основе этих двух теоретико-познавательных позиций будет дано дополнительное объяснение коррупционному поведению и действию должностных лиц и рассмотрена природа склонности (устремления) такого поведения, а именно: возможность не трудовым способом, но при помощи властных полномочий, осуществить (осуществлять) преодоление несоразмерности существующего дохода образу лучшего благосостояния (потребления).
Поэтому, помимо антикоррупционных законодательных и программных мер, но в рамках государственного взгляда и подхода к антикоррупционному воспитанию, особое внимание уделим вопросам мировоззренческой направленности. Речь идет о необходимом формировании в обществе, как со стороны власти, так и со стороны общественных институтов, — на основе традиционно-нравственных норм коллективного и индивидуального поведения (образе жизни) — общественного образа достаточного благосостояния. В этой связи, например, важно для общества, чтобы высокие по должности представители государственной и муниципальной власти, видные представители предпринимательского сообщества и общественные деятели собственным поведением и жизнеустройством демонстрировали достаточное благосостояние и его потребление. А это уже «хорошо забытые» новые методы борьбы, основанные на научных и практических знаниях о человеке и обществе.
Итак, в лекциях рассматривается более широкий взгляд и подход к проблеме коррупции. При этом, отметим неполноту антикоррупционной борьбы современного периода. Имеется в виду то, что мотивационной и психологической составляющей
— 9 —
в деятельности полномочных субъектов управления, в основе которой лежат объективные человеческие устремления, и которые могут проявляться противоправными склонностями в определенных социально-экономических условиях, пока не уделяется должного внимания. Определенно, с таким положением вещей связано и требование Национального плана противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. N 147, в частности, организовать научные междисциплинарные исследования законодательства о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся «природы коррупции и форм ее проявления в современном российском
Дополнительно подчеркнем, что в данном научно-просветительском изложении коррупции, коррупционного поведения и борьбы с коррупцией (преодоления коррупционных склонностей), мы опираемся не только на знания в области юриспруденции и антикоррупционное законодательство, но и на знания в области философии, политэкономии, физиологии человека и психологии. Теоретической и методологической основой рассмотрения и изложения выступают теория отражения, положения концепции долженствующей деятельности (Васильев С. А.), потребностно-информационный подход (Симонов П. В.), системный
Для подготовки и изложения темы лекций в качестве информационной и эмпирической базы использованы материалы Аналитического управления аппарата Совета Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и др.; исследования социальных и экономических проблем и процессов, проводимые отечественными и зарубежными учебными и научными учреждениями. Для изложения темы использовались законы и нормативные акты Российской Федерации по состоянию на декабрь 2016 года.
Таким образом, коррупция в России выступает объектом рассмотрения в данном курсе лекций. Разумеется, коррупция — явление социальное, имеющее в нашем последующем представлении следующие базовые и постоянно наличествующие (объективные) причины и условия: экономические, назначение
— 10 —
и условия властвования, состояние традиционно-нравственных норм (коллективного и индивидуального) поведения; природные отражательные способности и устремления человека к лучшему благосостоянию. Предметом рассмотрения выступают внутренние (психические) механизмы и силы, присущие человеку; социально-экономические условия и традиционно-нравственные нормы в обществе, поведение человека и формирование коррупционных склонностей, а также меры противодействия коррупционным склонностям.
Общая логика изложения будет следующая: постановка проблемы, понятие коррупции, функции государства и власти; причины и меры противодействия коррупции; формы психического отражения действительности, благосостояние, образы благосостояния, о природе человека и устремлениях, способы достижения лучшего благосостояния, традиционно-нравственные нормы коллективного и индивидуального поведения (или образ жизни), индивидуальный и общественный образ достаточного благосостояния.
— 11 —
Примечания:
- ↑ Термин «коррупция» происходит от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение.
- ↑ Искушать, искусить кого, чем, в чем; подвергать кого испытанию; соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством; стараться совратить кого с пути блага и истины.
Литература:
- ↑ 1, 2 Анохин, П. К. Теория отражения и современная наука о мозге. — М.: Знание, 1970. — 44, [2] с.
- ↑ 1, 2 Васильев, С. А. Концепция среды территориального коллективного проживания — Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. — 320 с.
- ↑ Национальный план противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года N 147
- ↑ Симонов, П. В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.voppsy.ru