Васильев С. А. «Коррупция и природа человека (личностный фактор коррупционного явления)»

← В начало книги и к оглавлению

Основные понятия и термины

Коррупция (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции») — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупционное поведение — совокупность определенных полномочных (в том числе, распорядительных и исполнительных) действий государственного или муниципального должностного лица, осуществленных или осуществляемых в интересах какого-либо лица или группы лиц в целях незаконного личного обогащения или иной выгоды.

Коррупционное действие — определенное полномочное (в том числе, распорядительное и исполнительное) действие государственного или муниципального должностного лица, осуществленное в интересах какого-либо лица или группы лиц в целях незаконного личного обогащения или иной выгоды.

Полномочие должностного лица в органах государственной власти и местного самоуправления — совокупность обусловленных государственным устройством и закрепленных нормами права обязанностей должностного лица осуществлять назначенную властную деятельность, что выражает собой исполнение функции того или иного уровня и ветви власти.

Государство — общественная жизнедеятельность страны в совокупности ее системообразующих составляющих: населения, территории, природно-ресурсного и экономического потенциала, традиционно-нравственных основ (культуры) общественного существования (сосуществования) и власти как силы, и посредством распоряжения которой осуществляется правовой порядок в

— 78 —

развитии составляющих общественной жизнедеятельности и с непрерывной целью их сохранения (охранения), приумножения и защиты.

Коррупция (с позиции жизненных устремлений человека) — соблазн служащего — без трудовых усилий (так как работа в органах власти является и трудовой деятельностью), но посредством использования полномочия в личных целях, — в короткий срок преодолеть недостаточность своего материального положения (фактического благосостояния) или прирастить благосостояние.

Благосостояние человека (в теоретико-познавательном аспекте) — количественно-качественная величина благ, в потребительских свойствах необходимая для непрерывного равновесного существования человека.

Удовлетворяющее человека благосостояние — совокупность предназначенных для личного потребления и потребляемых средств существования (благ), индивидуальных и общественных материальных условий-благ (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. п.), в величинах, достаточных для воспроизводства и производства человека и его семьи, и воспринимаемые человеком как благополучные.

Образ благосостояния — представляемая в сознании человека количественно-качественная величина благ, в потребительских свойствах необходимая для лучшего или идеального его существования, и в отношении которой для ее получения человек может настраивать силу своего умственного и физического труда.

Традиционно-нравственные нормы коллективного и индивидуального поведения (или образ жизни) — в совокупности: вырабатываемые поколениями обычаи, ритуалы, религиозные чувства, моральные принципы, навыки труда, бытовые традиции, взгляды, вкусы, рациональности и умеренности в потреблении и в отношении к природной среде. Традиционно-нравственные нормы обусловлены спецификами природного и общественно-исторического процесса в географических местах проживания общности людей под влиянием государственного образования.

Культура среды — накопленные и накапливаемые материально-организационные и духовные достижения, передаваемые из поколений в поколения, как путем их сохранения, так и посредством воспитания и образования, а также развиваемые (физическим и

— 79 —

умственным, а также, можно сказать, и духовным) трудом каждым последующим поколением.

Культура (в аспекте воспитания и образования) — 1. Способ социализации — адаптации постоянно рождающихся людей к коллективному проживанию, а также передачи накопленных материальных достижений, способов деятельности и традиций общественного существования и сосуществования. 2. Способ самосохранения человека и коллектива через сохранение единства коллективного существования.

Природа человека (в контексте изложения темы лекции) — биосоциальная система, обладающая силой саморегуляции и вырабатывающая этой силой способы уравновешивания в общественной среде.

Природа человека (в свойствах природного и общественного живого организма) — открытая, неравновесная и самовоспроизводящаяся живая система, стремящаяся к равновесному существованию, и обладающая для этого долженствующей силой саморегуляции и самосовершенствования, и вырабатывающая этой силой способы уравновешивания в природной и общественной среде.

Личностный потенциал (или содержание личностного потенциала) индивида — совокупность и система социально значимых черт, формируемых воспитанием, образованием, личным опытом, характеризующих индивида и его принадлежность тому или иному обществу или общности.

Личность — это человеческий индивид, характеризующий своим поведением социальные качества, такие как нравственные устои, взгляды, способности, потребности, трудовые навыки и т. п.

Достаточность благ (в теоретико-познавательном аспекте) — объем и качественные характеристики (мера) имеющихся и потребляемых средств существования и условий существования, позволяющих обеспечивать непрерывность оптимально-удовлетворительной работы систем и органов организма, то есть непрерывную равновесность и сохранность организма человека.

Достаточность индивидуального благосостояния (в практическом смысле) — необходимая для жизнедеятельности мера потребляемых благ; рациональности и умеренности в потреблении, сдержанность и разумность в мере благ.

— 80 —