Публикация:
Тезисы ранее не публиковались. Были направлены в Администрацию Президента РФ, Губернатору Тюменской области и Министерство сельского хозяйства Челябинской областей.

декабрь 2011 г.
Ниже приводится полный текст.

На встрече Президента РФ Д. Медведева и Председателя Правительства РФ В. Путина с пенсионерами и ветеранами 17 ноября 2011 г. Д. Медведев поставил задачу о необходимости создания условий по повышению востребованности труда людей зрелого возраста: «...Государство действительно должно создать лучшие условия для того, чтобы труд людей уже зрелого возраста был востребован».

Автор предлагает один из возможных способов развития востребованности труда людей «пенсионного возраста».


Тезисы о развитии востребованности труда населения «пенсионного возраста» и повышение его доходов посредством развития потребительской кооперации


В РФ наблюдается рост численности населения в возрасте старше трудоспособного. В общей численности населения доля населения в возрасте старше трудоспособного выросла с 20,29% на 1 января 2004 года до 21,63% (или 30,7 млн. человек) на 1 января 2010 года.

Важно отметить, что среди всех субъектов РФ наибольшую долю населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения (относительно общероссийской величины) имеют субъекты РФ, входящие в состав Центрального Федерального округа, часть субъектов, входящих в состав Приволжского Федерального округа, г. Санкт-Петербург.

Несомненно, так называемый «пенсионный возраст» для большинства людей старшего возраста означает потерю рабочих мест и, следовательно, существенное снижение личных и доходов семьи независимо от местности проживания: в сельском проживании или в городах.

Низшим критериальным ориентиром для расчетов пенсионных выплат является прожиточный минимум, рассчитываемый на территории проживания, а высшим ориентиром — рост процентной доли от средней заработной платы на территории проживания. Но последнее пока является предметом дискуссий. Фактически же, в большей степени, пенсионные выплаты обеспечивают потребление на уровне, ближе к прожиточному минимуму. При этом, большинство людей «пенсионного возраста» желают и готовы заниматься трудовой деятельностью, приносящей достаточный для благополучного проживания доход.

Кроме данной категории людей статистикой отмечается и общий рост численности граждан-инвалидов в трудоспособном возрасте.

Бизнес и власти не могут обеспечить рабочими местами основную часть населения «пенсионного возраста» ввиду недостаточного на территории проживания объема экономической деятельности или, иными словами, недостаточного объема территориальных (муниципальных) экономических потенциалов. Как следствие, часть населения «пенсионного возраста» исключаются из организованных форм труда в рамках существующего на территории общественного разделения труда. Деятельность власти по востребованности их труда минимальна и не имеет целенаправленного и организованного характера.

Как известно и это общераспространенная практика, часть людей «пенсионного возраста» занимается индивидуальной трудовой деятельностью, как для сохранения физиологической активности, так, и в основном, для поддержания приемлемого уровня личного потребления. К такой трудовой деятельности относится личный труд на дачных участках по выращиванию плодоовощной продукции; надомный труд по пошиву и вязанию носков, варежек, головных уборов и т. п.; труд по изготовлению деревянных изделий бытового назначения; сельскохозяйственная, можно сказать, мелкая фермерская деятельность по производству животноводческой, молочной, рыбной и другой продукции, сбор дикоросов. Большая часть такой деятельности осуществляется в различных подсобных хозяйствах граждан, отражаемой статистикой в структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств как хозяйства населения.

Названные виды деятельности людей «пенсионного возраста», основанные на личном труде, в том числе с использованием личного подсобного или иного хозяйства граждан, в основном относятся к непредпринимательской деятельности.

Практика свидетельствует, что объемы производства названной продукции в основном предназначены для личного текущего потребления либо для обмена или продажи и покупки продукции (товаров и услуг), но опять-таки для текущего потребления. И в меньшей степени производство такой продукции осуществляется для получения прибавочного дохода, то есть сверх текущего потребления. Такое потребление компенсирует выпадающие доходы и потребление, осуществляемое ранее — в «трудоспособном возрасте», либо дополняет потребление.

Продажа и обмен собственной продукции для получения дохода и продукции для текущего потребления, компенсирующего выпадающее потребление, осуществляется самостоятельно, и органами местного самоуправления организована только в части организации общих мест рыночной торговли, которые предоставляются на платной основе. Так как единичный объем собственной продукции относительно мал и его продажа не требует постоянного и организованного торгового места, которое к тому же платное, люди «пенсионного возраста», как правило, торгуют либо около мест организованной торговли, либо в местах массового нахождения или перемещения населения (около магазинов, остановок транспорта, вокзалов, «придорожная торговля»). Торговля в таком порядке официально признается неорганизованной торговлей.

Следовательно, непредпринимательская деятельность населения «пенсионного возраста» (в основном городского проживания) не регулируется и находится вне существующих форм производственной и торгово-сбытовой организации.

Для сохранения и поддержания трудовой и общей жизненной активности населения «пенсионного возраста», сохранения их текущего потребления на уровне, не ниже потребления «трудового возраста», следует обеспечить дополнительные возможности для личного труда производить продукцию для достаточного дохода. Это также относится к обеспечению возможностей осуществлять и накопление доходов.

Такую возможность следует обеспечить вовлечением этой части населения в сферу деятельности потребительской кооперации.

Потребительской кооперации следует определить особое направление деятельности: закупку продукции у населения «пенсионного возраста», производимую личным трудом, и по ценам, обеспечивающим выгодную доходность от продажи продукции. При этом произведенная личным трудом продукция и ее продажа подразделениям потребкооперации людьми «пенсионного возраста» не должна оформляться как предпринимательская деятельность.

Включение в сферу деятельности потребкооперации работу с населением «пенсионного возраста» потребует организационного развития потребкооперации в целом, развития ее материально-технической базы с соответствующим наделением капитальными и оборотными финансовыми ресурсами. Сегодня потребительская кооперация в целом находится в состоянии вялотекущей деятельности, хотя в России в конце XIX века и в XX веке вплоть до 90-х годов потребительская кооперация была одной из основных форм организации труда населения. Наряду с торговлей потребительской кооперацией осуществлялись заготовки сельскохозяйственного сырья и продуктов, закупки их излишков у населения, переработка сельхозпродуктов, хлебопечение, производство ряда товаров народного потребления.

Для развития деятельности потребкооперации со стороны органов государственной и муниципальной власти потребуется законодательная и бюджетная поддержка.

Работа потребкооперации по закупке и реализации продукции, производимой личным трудом населения «пенсионного возраста», в схематическом плане предположительно должна выглядеть следующим образом:

  • закупка продукции должна осуществляться на основе широкого спектра видов договоров: долгосрочные и сезонные с определяемыми объемами производимой продукции, разовые договора, в том числе и по факту предлагаемого объема продукции к закупке;
  • закупка продукции продовольственной и непродовольственной групп должна включать в себя максимально широкий ассортимент плодоовощной продукции, мясомолочной продукции, текстильных и швейных изделий, хозяйственно-бытовых изделий и заготовок, дикоросов;
  • продажа закупаемой продукции (продовольственной и непродовольственной групп) подразделениями потребкооперацией должна осуществляться в магазинах потребкооперации либо по договорам купли-продажи передаваться со складов оптовым или иным покупателям;
  • часть закупаемой продукции должна реализовываться по договорам поставки социальным и образовательным учреждениям бюджетной сферы, воинским подразделениям, предприятиям общепита и иным учреждениям, расположенным на территории муниципального образования или региона, и осуществляющим финансирование закупок продовольствия и изделий хозяйственно-бытового назначения из бюджетов различных уровней;
  • часть плодоовощной и мясомолочной продукции должна направляться на переработку. Для этого подразделения потребкооперации должны развивать собственные перерабатывающие производства малой мощности.

Работа потребкооперации также должна заключаться в организации и обустройстве мест рыночной торговли и предоставления их безвозмездно населению «пенсионного возраста» для торговли продукцией, произведенной личным трудом.

Цены на закупаемую продукцию и цены продаж следует формировать как регулируемые цены; ценообразование должно ориентироваться на выгодность (приемлемость) цен для населения «пенсионного возраста», то есть для получения приемлемого или выгодного дохода от продажи продукции, произведенной личным трудом. При продаже такой продукции подразделения потребкооперации также должны устанавливать цены приемлемого уровня для своевременной реализации продукции населению и другим потребителям. Для этого в расходах бюджета следует предусматривать дотирование цен.

Законодательное, бюджетное и налоговое обеспечение практической реализации схемы работы потребкооперации с населением «пенсионного возраста» должно быть ориентировано, прежде всего, на сохранение трудовой активности, уровня потребления и повышения доходов населения «пенсионного возраста». В этом предназначении и должен быть смысл такого обеспечения.

Задачи и мероприятия по развитию востребованности труда населения «пенсионного возраста» посредством развития деятельности потребительской кооперации требует подготовки соответствующей проблематике федеральной и региональных программ.

Очевидно, что программа развития востребованности труда должна включать и развитие трудовой активности граждан-инвалидов трудоспособного возраста и с трудоспособными возможностями.