Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

§ 1.3. Развертывание исходного противоречия во внешнюю среду

Один из самых непростых вопросов в диалектических моментах познания развивающихся процессов — это определение и описание механизма развертывания и сил, развертывающих противоречие, в частности, в живой системе, и «выхода»

— 28 —

противоречия во внешнее проявление живой системой. В этих диалектических моментах и процессах развертывания мышлением «просматривается» и способ и назначение развертывания противоречия, которое, понятно, должно завершаться разрешением противоречия самой живой системой. Противоречие «воспроизводится» с регулярно периодическим постоянством и точно так же должно разрешаться.

В развертывании противоречия, таким образом, мы должны углубить понимание диалектического порядка естественных процессов в живой системе и такого же порядка, осуществляемого живой системой во внешней среде. И, познавая, осуществить практическое опознание моментов и процессов диалектики развертывания системы-человек, по сути, природы человека во внешней среде и, возможно, обнаружить закономерности дальнейшего развития-развертывания природы человека для сохранения своей равновестности и, следовательно, целостности.

Итак, в продолжение логики раскрытия, свойство открытости (или открытость), о чем выше формулировалось, как назначенное природой свойство живой системы, должно раскрываться в деятельности (как деятельность). Открытость должна полагать себя в некоем деятельном (функционирующем) значении, выражающим способ прохождения развивающегося или развертывающегося исходного противоречия во внешнюю среду.

Далее, если открытость, образно мысля, определить как канал, связующий внутреннюю среду живой системы с внешней природой, то необходимо должен быть и определенный постоянный носитель (внутренняя система) и проявиться обязательная работа носителя внутренней среды через этот связующий канал и который сам обнаруживается как канал. Увязывая логику рассуждений, канал реализуется в способе функционирования. Рассуждая о работе, которая осуществляется каналом, мы понимаем, что эта работа есть долженствующая деятельность, так как открытость предопределена — удерживанием живой системы в природе, и, следовательно, открытость должна функционировать.

— 29 —

Подчеркнем, в логике рассуждений в термине работа мы пытаемся «материализовать» для лучшего понимания движение и силу исходного противоречия, и, тем самым, само противоречие. Мы говорим о такой работе, которая во внешней среде в единстве со своим носителем должна быть направлена (стремиться) на обнаружение источника питательных веществ для поддержания равновесия (равновестности) — сохранения целостности живой системы, то есть, как для разрешения исходного противоречия, так и, о чем раскроем далее, удерживания разрешенного противоречия — удерживания (сохранения) равновесности. И в этом предназначенность канала как встроенного в живую систему посредства в разрешении исходного противоречия. Обозначаемая работа, локализуемая нами как «объект» или сила, «перемещающаяся» по каналу-системе, выявляет исходное противоречие — проявляет собой исходное противоречие, и затем проявляет его во внешней среде как очевидное и разрешает его, и функционирует непрерывно во внутренней среде и прерывно, но с регулярной периодичностью, во внешней среде.

Синтезируя или приводя в единство уже сформулированные диалектические моменты и процессы живой системы с биологическим содержанием живой системы, этим внутренним «объектом» функционирующего способа, направленного на сохранение внутренней среды, является сложный безусловный рефлекс (инстинкт) — механизм деятельности нервной системы человека. Нервная же система в диалектическом представлении и выступает тем носителем «объекта» во внутренней среде и, одновременно, связующим каналом, выносящий «объект» во внешнюю среду, и выражает собой — открытость. Согласно физиологическим знаниям о человеке «...нервная система осуществляет функцию связи частей организма между собой, их соотношение и интеграцию, с одной стороны, и функцию связи агентов внешней среды с определенной деятельностью организма — с другой» Чукичев И. П. Физиология человека, изд. 2-е. М.: Медицина, 1965.[147, с. 307]. При этом «...основным механизмом деятельности нервной системы является рефлекс. Рефлексом называют

— 30 —

реакцию нервных центров в ответ на раздражение рецепторов» Чукичев И. П. Физиология человека, изд. 2-е. М.: Медицина, 1965.[147, с. 307].

В более конкретном восприятии диалектического развертывания живой системы простые безусловные рефлексы и инстинкты (сложные безусловные рефлексы) — это своего рода встроенные механизмы живой системы, посредством которых система реагирует на внутренние и внешние стимулы для поддержания равновесности или возвратности к равновесности живой системы. И речь в основном идет о роли сложных безусловных рефлексов — инстинктов, и условных рефлексах, об их функциональной предназначенности для поддержания гомеостаза (стационарного состояния внутренней среды) живой системы.

В диалектическом развертывании живой системы инстинкт представляется как акт действия противоречия. Допустимо инстинкт выявить и как обнаруживаемый в живой системе способ действия субстанции-субстрата, и как проявления акта действия (исходного) противоречия. Как бы мы ни искали в живой системе-человек (в природе человека) силу способную во внешней среде долженствовать саму живую систему осуществить равновесие системы и ее целостность, кроме инстинкта (сложного безусловного рефлекса) мы ничего не находим.

Следует видеть, что исходное противоречие, как базовое противоречие живой системы, характеризует состояние ее внутренней среды во внешней среде. Во внутренней среде субстанция-субстрат может выходить из равновесия по различным причинам, в том числе и патологическим, и по этим причинам живая система во внешней среде может проявить различные реакции-инстинкты или, можно сказать, виды противоречий. Но мы рассматриваем и раскрываем только то движение противоречия, которое направлено во внешнюю среду для обнаружения и (или) формирование источника средств жизни (по Ф. Энгельсу), приводящие живую систему-организм человека в равновесное состояние, и сохраняющие равновесие.

— 31 —

Таким образом, во внешней среде живая система являет инстинкт (например, пищевой) как функционирующее свидетельство противоречия в живой системе. Инстинкт обнаруживается как действие (проявление в действии) противоречия — между равновесностью и неравновесностью — внутренней среды живой системы. Проявление инстинкта свидетельствует о выходе живой системы, ее внутренней среды из равновесного состояния в неравновесное состояние и, являя развивающееся противоречие. Противоречие тем самым рождает инстинкт и обнаруживается во внешней среде инстинктом (силой) как долженствующей силой живой системы-организм человека способной разрешить исходное противоречие. В конкретном видении под такими инстинктами (силами) мы понимаем, в большей степени, витальные сложные безусловные инстинкты: пищевой, питьевой, оборонительный, удовлетворение которых требует осуществления во внешней среде усилий организма и преобразований.

И здесь следует отметить существенный диалектический момент в понимании исходного противоречия и его разрешении. Исходное противоречие живой системы, имея две противоположности: равновесность и неравновесность, в большей мере, выявлено и раскрыто нами в части своего разрешения при выходе из равновесия. Субстанция-субстрат выходит из равновесия, рождая противоречие и, проявляя силу-инстинкт, стремиться его разрешить во внешней среде, и затем прийти в равновесие. Но это одна сторона чередующихся противоположностей — переход из неравновесности в равновесность. Другая сторона, что принципиально важно, — удерживать равновесие, иначе, удерживать разрешенное противоречие, и это означает, что внешние условия или потребляемые ресурсы наличествовали настолько долго, насколько может внутренняя среда живой системы (субстанция-субстрат) быть в равновесии. Равновесность — разрешенное противоречие; но также равновесность можно обозначить как непрерывно удерживаемое разрешенное противоречие или непрерывно преодолеваемая неравновесность.

— 32 —

Например, если человеку в непогоду холодно, у него нарушается температурный режим организма, и организм выходит из равновесия. Человек для обогрева организма разжигает костер и потребляет тепло. Но костер человек не тушит после того как организм согрелся — восстановился температурный режим и, соответственно, равновесие внутренней среды. Человек старается сохранять костер постоянно, чтобы организму было тепло от костра так долго и непрерывно, пока, допустим, непогода не прекратится; то есть, тепло от костра должно, как мы обозначаем, — непрерывно наличествовать. Для этого человек должен собирать или иметь запас дров, поддерживать костер — производить определенную работу.

И как ясно видно, цель долженствующей силы-инстинкта — разрешение противоречий (в части неравновесности) и сохранение организм в равновесии. Но так как система-организм человека является открытой системой, зависимой от различных и периодических колебаний внутренней и природной среды, нарушающие равновесие системы, то долженствующая задача условно-рефлекторной деятельности — преобразованного сложного безусловного рефлекса — преодолеть любые зависимости живой системы от колебаний внешней среды, препятствующих достижению равновесности; стремиться, чтобы система была в состоянии непрерывной равновесности. Более лаконично можно выразить так: долженствование равновесности субстрата-субстанции долженствует силу-инстинкт и вырабатываемые силы условных рефлексов на приведение живой системы, ее субстрата-субстанции в равновесность не смотря ни на какие препятствия и колебания внешней среды.

В зависимости от того, какое жизненное явление внутренней среды инстинктируется, зависит направление и способ реагирования живой системы: по преодолению препятствий-зависимостей во внешней среде, разрешению исходного противоречия либо по поддержанию равновесности. Во внешней среде инстинкт осуществляет поиск и формирует способ получения питательных и иных веществ для разрешения

— 33 —

исходного противоречия при помощи вырабатываемого условного рефлекса, который, по сути, есть приспособительная самонастройка инстинкта на объект, разрешающий противоречие. Знания о физиологии человека утверждают: «Условные рефлексы приспосабливают инстинктивную деятельность организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивают все расширяющуюся и для человека безграничную возможность приспособления к внешнему миру и ориентировки в нем» Чукичев И. П. Физиология человека, изд. 2-е. М.: Медицина, 1965.[147, с. 308].

Итак, расширяя понимание диалектических моментов выхода силы (противоречия) во внешнюю среду: внутренняя сила-инстинкт преобразуется связующим каналом выхода во внешнюю среду, иначе, органом самонастройки канала живой системы-человек для разрешения силой исходного противоречия во внешней среде, в настраиваемые и контролируемые силы, — если так обозначить — осуществляющих поиск средств к жизни, их удерживания (приспособления); тем самым, живая система-человек также неизбежно приспосабливается посредством сил к объектам средств жизни и их удерживания для своевременного преодоления неравновесности и постоянно-своевременного поддержания равновесности.

Но так как живая система есть онтогенетического развития система, требующая постоянного воспроизводства, и перемещающаяся в пространстве, то это означает, что живая система естественным образом и периодически выходит из равновесия, то есть равновесие прерывно. Из логики сказанного, а также в силу того, что источник средств к жизни не находится в постоянно достаточном объеме в конкретном географическом месте для своевременного уравновешивания живой системы-человек, то вполне ясно, что живой системе-человек долженствующим образом следует вырабатывать способы обеспечения достаточными средствами к жизни для своевременного уравновешивания. В диалектическом понимании развертывания это означает — приведение в равновесие субстанции-субстрата внутренней среды живой системы-организм человека самой живой системой, иначе, природой человека.

— 34 —

В диалектическом развертывании движение и разрешение противоречия как деятельность нервной системы — как открытость во внешнюю среду — и рефлексов, одновременно, есть и процесс уравновешивания живой системы с внешней средой. И тем самым, инстинкт как способ выражения неравновесности, как явление развивающегося противоречия, как акт действия, как само действие — сила противоречия, выступает в отношении к внешней среде как нужда живой системы.

Воспроизводство же живой системы, как становится понятным, есть непрерывный процесс чередования рождения противоречия, разрешения противоречия и стремления к удерживанию разрешенного противоречия. В этом природная задача — смысл существования живой системы. И, таким образом, в определенном доказательном плане мы сформулировали ответы: зачем, что и как побуждает или заставляет живую систему-организм человека действовать направленно во внешней среде.

Излагаемое развертывание в аспекте взаимодействия живой системы как части с природой как целым можно описать следующим образом. Природа для удерживания живой системы предоставляет ей питательные вещества, находящиеся в природе, в том числе требующие усилий живой системы для их получения, наделяет свойством открытости и неравновесности. Но при этом природа наделяет живую систему способностью сохраняться, наделяя ее внутренней средой, способной вырабатывать энергию для сохранения, которое реализуется как самовоспроизводство и развитие. Природа, наделив живую систему открытостью, тем самым установила направляющий механизм (канал) связи и отношений живого механизма с природой для получения питательных веществ и выработки энергии равновесия и сохранения. И как уже отмечено, в физиологических знаниях — конкретном и практическом выражении диалектических моментов в живой системе — функцию связи осуществляет нервная система: «Функция связи как внутренних, так и внешних соотношений

— 35 —

в организме осуществляется в нервной системе, представляющий видимый аппарат» Павлов Иван Петрович. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Издательство «Наука», 1973 г.[107, с. 379].

Итак, исходное противоречие долженствует в инстинктах отношение с внешней или природной средой как долженствующее отношение, что в свою очередь, долженствует направленные действия живой системы-человек в природной среде — в конкретном понимании, как необходимые или целесообразные — по разрешению исходного противоречия. В более конкретном выражении способ направленных действий — физические (физиологические) действия организма и их назначение, можно, в частности, представить в описании И. П. Павлова: «Общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры есть движение ко всему, захватывание всего, что сохраняет, обеспечивает целость животного организма, уравновешивает его с окружающей средой — положительное движение, положительная реакция; и наоборот, движение от всего, отбрасывание, выбрасывание всего, что мешает, угрожает жизненному процессу, что нарушило бы уравновешивание организма со средой — отрицательная реакция, отрицательное движение» Павлов Иван Петрович. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Издательство «Наука», 1973 г.[107, с. 484].

В продолжение раскрытия развертывания живой системы-человек, мы логически переходим к саморегулированию живой системы-человек, под которым в развертывании понимается механизм и способ настройки (самонастройки) живой системы по долженствованию во внешней среде разрешения исходного противоречия — приведения живой системы в равновесие и удерживанию равновесия в условиях непостоянства и угроз внешней среды. Самонастройка подразумевает, как рассмотрено, преобразование внутренней силы (сложных безусловных рефлексов) во многие силы, долженствующие во внешней среде — условные рефлексы. И, по существу, они — это одни и те же силы. Образно же можно сказать: если инстинкт есть «слепая» сила, то условные рефлексы (преобразованный инстинкт) представляют собой «видящие» во внешней среде силы.

Саморегулирование живой системы во взаимодействии с внешней средой есть высшая нервная деятельность (как

— 36 —

способ самонастройки), обеспечиваемая головным мозгом человека. И. П. Павлов о значении головного мозга как органа саморегулирования организма, реализующего высшую нервную деятельность, писал: «Таким образом, большие полушария являются органом анализа раздражений и органом образования новых рефлексов, новых связей. Они — орган животного организма, который специализирован на то, чтобы постоянно осуществлять все более и более совершенное уравновешивание организма с внешней средой, — орган для соответственного и непосредственного реагирования на различнейшие комбинации и колебания явлений внешнего мира, в известной степени специальный орган для беспрерывного дальнейшего развития животного организма» Павлов Иван Петрович. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Издательство «Наука», 1973 г.[107, с. 191].

Саморегулирование живой системы уравновешивает — сохраняет равновесность, преодолевая неравновесность. Саморегулирование в диалектическом понимании направлено на преодоление неравновесности живой системы, на непрерывную деятельность по сохранению разрешенного исходного противоречия. Во внешней среде саморегулирование проявляет себя как приспособление и заключается в выработке условных рефлексов — деятельностей организма человека.

Приспособление, следовательно, есть деятельность по разрешению исходного противоречия живой системы-человек, которая, по сути, есть добывание и подготовка питательных или охранительных (от климатических и иных угроз) веществ для их потребления. И тем самым в схеме развертывания живой системы-организм человека потребление выступает как акты разрешения исходного противоречия.

Э. А. Асратян так описал механизм приспособления: «...Индивидуально-приобретенные формы нервной деятельности детерминированы условиями существования организма, обеспечивающие наиболее совершенное динамическое его приспособление к изменяющейся внешней среде, как и приспособление факторов этой среды к его нуждам» Асратян Э. А. Послесловие редактора к работе И. П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». Москва. Издательство «Наука», 1973 г.[9, с. 629]. В излагаемом контексте следует привести и нейрофизиологические знания, выражающие и, наряду с этим, поясняющие

— 37 —

в конкретном знании диалектические моменты развертывания живой системы. Н. П. Бехтерева, посвятившая свои труды исследованиям принципов деятельности головного мозга человека, пишет: «Наш мозг и организм — сложнейшая многорегистровая система, где роль регистра играет состояние человека. Можно сказать, что весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой определяется его функциональным состоянием» Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни: Нотабене; Санкт Петербург; 1999. www.plib.ru/library/book/15714.html[17, с. 156]. И далее: «...Мозг работает на основе системного принципа, интегрируя информацию, идущую из различных его зон, чтобы дать человеку возможность функционировать в наиболее благоприятном режиме» Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни: Нотабене; Санкт Петербург; 1999. www.plib.ru/library/book/15714.html[17, с. 172]. Однако, как представляется, необходимо дополнить понимание диалектики приспособления.

Рассуждения здесь таковы. Детерминировать нервную деятельность можно потому, что нервная деятельность предрасположена быть детерминируемой — это открытость, связь, удерживающая организм (как часть природы) в естественных условиях природы (как целым), с одной стороны; с другой стороны, внутренний субстрат-субстанция организма детерминирует эту связь-открытость, через которую во внешней среде организм преодолевает неравновесность — удерживается в природе. Но детерминация внешней природы «слепа» и изменчива — природа безразлична к своей части. Детерминация же внутренней среды организма посредством высшей нервной деятельности — выработки условных рефлексов — обеспечивает организм активностью, то есть детерминация «не слепа». Поскольку часть (организм) не безразлична к своему целому (природе).

Очевидно, внутренняя детерминация живой системы — субстрат-субстанция, исходное противоречие и взаимодействие непрерывности и прерывности — силой-инстинктом понуждает организм искать во внешней среде — значит направленно — условия и вещества природы, которые наиболее соответствуют поддержанию равновесия организма, то есть возможностям преодоления прерывности равновесности, с минимальными и целесообразными приспособительными

— 38 —

реакциями. И в этой работе организма вырабатываются индивидуальные формы деятельности (условно-рефлекторные), которые затем передаются как типовые, как навыки. Как, в частности, писал Ч. Дарвин, исследуя причины изменчивости: «Насколько я в состоянии судить после продолжительного изучения данного вопроса, жизненные условия действуют, по-видимому, двояким образом: непосредственно на всю организацию или только на известные ее части и косвенно — на воспроизводительную систему. Что касается непосредственного действия, ... имеются два фактора: природа организма и природа условий» Дарвин Чарлз. Происхождение видов путем естественного отбора. — Л.: Наука, 1991. 539 с.[57, с. 25–26]. И как уже очевидно, и это принципиально важно, выработка таких индивидуальных форм нервной деятельности обусловливается двумя детерминациями: внутренней среды (активной) и внешней среды (изменчивой и безразличной).

Итак, приспособление, — и мы уже говорим об организме человека, «заключенного», так сказать, в тело человека — двояко и, исходя из логики излагаемой схемы развертывания, обязательно, принудительно, или обусловлено долженствованием и заключается:

  • в деятельном приспособлении организма человека к периодически изменяющимся климатическим и питательным условиям внешней среды, обусловленном внутренней средой организма. Деятельное приспособление заключается в упорядочивании собственного поведения и создании условий во внешней среде из ресурсов внешней среды для удовлетворения нужд человека, что также означает выработку индивидуальных (типовых) форм деятельности;
  • в деятельном приспособлении организма к изменяющимся условиям внешней (природной) среды обусловленным безразличием природной среды к организму человека — живой системе. Так как целое (природа) может существовать и без своей какой-либо живой части — оно безразлично к части. Иначе: обусловленность внешней средой внутренней среды организма человека означает, что посредством имеющихся в ней питательных веществ, необходимых для обмена веществ

— 39 —

  • в организме внешняя (природная) среда влияет на состояние внутренней среды — понуждает ее и побуждает посредством своей присущей изменчивости, безразличной к внутренней среде, постоянно приспосабливаться к себе. Но это безразличие и детерминирует приспособление человека в виде деятельности по созданию в природной среде условий небезразличных для существования человека и зависимых от человека.

Итак, мы подошли к изложению заключительной части главы и подведению некоторых гносеологических выводов, касающихся живой системы.

Осуществлен поиск, исследованы диалектические позиции, субстанция, исходное противоречие, механизм и силы живой системы, долженствующим образом развертывающие живую систему-организм человека в деятельности, направленной на обеспечение живой системы веществами, поддерживающими своевременно и постоянно ее равновесное состояние и сохранение ее целостности, и это доказывает направленность живой системы — деятельности самого человека во внешней среде. Деятельность предполагает активную деятельность, обусловленную долженствованием равновесности организма человека и сохранения его целостности.

Тем самым, в гносеологическом исследовании живой системы (как этапе раскрытия темы данной работы), осуществленном в единстве биологической и философской позиций и политэкономического подхода преодолено аксиоматическое понимание направленности действий человека, в частности, как обусловленных целесообразностью или волей, или развитием потребностей. На самом деле, эти обусловленности представляют видимую, эмпирическую сторону долженствования, но не всегда верно понимаемой и интерпретируемой направленности действий.

В исследовательском объеме данной главы найдена гносеологическая основа ответов на вопросы что, зачем и как заставляет живую систему-человек действовать во внешней среде именно так, а не иначе: что заставляет — субстрат-субстанция, периодически выходящий из равновесия; зачем

— 40 —

заставляет — стремление к равновесности живой системы; как заставляет — субстрат-субстанция, рождая противоречие как силу-инстинкт, посредством механизма самонастройки во взаимодействии с внешней средой вырабатывает уловные рефлексы для обеспечения равновесия живой системы в условиях изменчивости внешней среды. Определенно можно утверждать, что внутренний механизм живой системы, реализующий равновесность живой системы во внешней среде посредством внешней среды, основан на долженствовании равновесности, и это уже — принцип существования живой системы-человек.

Опираясь на указанный принцип вполне можно полагать, что саморегулирование организма человека для сохранения равновесности во внешней среде понуждает его и к коллективному существованию, в котором и посредством которого человек реализует деятельность как уравновешивающую.

Разумеется, следует различать анатомическую и физиологическую природу организма человека, реализующего биолого-химико-физический процесс и выполняющего сложное естественное предназначение: сохранение равновесности и целостности через приспособление к внешней среде, и отражение этого процесса в диалектическом развертывании (раскрытии) живой системы. Диалектическое развертывание есть определение противоречия живой системы, его образования, развития и разрешения. Оно, как представляется, обнаруживается и мышлением человека о самом себе.

Таким образом, изложенные раскрытия и обоснования развертывания живой системы-организма человека во взаимодействии с окружающей средой также формулируются как исходные теоретические позиции для последующего изложения темы работы. Перечислим эти позиции:

  • обмен веществ (химические процессы) внутренней среды живой системы-организма обнаруживает себя как биологический субстрат или, в диалектическом аспекте — субстанция, долженствования поведения человека;
  • исходным противоречием живой системы является противоречие между равновесностью и неравновесностью живой

— 41 —

  • системы, разрешаемое посредством внешней (природной) среды через свойство открытости;
  • инстинкт есть явление исходного противоречия, есть акт действия исходного противоречия, и как само действие и сила противоречия выступает в отношении к внешней среде как нужда живой системы. Нужда живой системы в социальной организации существования выступает как потребность. Следовательно, потребность как нужда организма—живой системы есть проявление исходного противоречия — инстинкта, которое посредством долженствующей целенаправленной физической деятельности организма по добыванию питательных и иных веществ во внешней среде, разрешается потреблением. И само потребление есть акт разрешения исходного противоречия.

    В общепринятом и более конкретном понимании удовлетворение потребностей, как и само потребляемое питательное вещество или иное благо, выступает стимулом, движущим энергию человека, что, в принципе, согласуется со сказанным;

  • исходное противоречие живой системы есть основание долженствования (можно — долженствующей необходимости) коллективного существования в форме социальной организации и эволюции общественной формы существования. Затем долженствующая необходимость организма во взаимодействии с внешней средой выступает как инстинктивно-потребностное свойство организма, опосредующее себя коллективным существованием для обмена веществ (взаимодействия) с внешней средой;
  • отношение человека к внешней природе имеет, прежде всего, инстинктивное основание, исходящее из внутренней среды организма. Существование человека реализуется в единстве биологического и социального существования, при этом социальное имеет в себе биологическое основание; и требуется дополнительное обоснование социального основания;
  • живая система-организм человека — посредством внутренних и вырабатываемых сил долженствования вступает в отношения с подобными себе живыми системами. В этой

— 42 —

  • понуждаемой (долженствующей) необходимости обнаруживается основание социально-средовой организации отношений между людьми как способа создания условий, прежде всего, материально-производственных для непрерывно-своевременной возможности разрешения исходного противоречия живой системы, разрешение которого есть равновесие живой системы-человек, то есть непрерывность существования;
  • посредством коллективного создания материально-производственных условий для возможности непрерывного, как своевременно-необходимого, потребления питательных веществ, человек (коллектив) преодолевает прерывный режим работы части внутренних систем и органов организма. Созданием материально-производственных условий обеспечивается непрерывность наличия питательных и защитных (сохранных) средств для их своевременного потребления, то есть существования. Именно таким образом и путем человек стремится к преодолению зависимости от погодных, природно-климатических и иных природных движений — колебаний внешней среды, то есть, к преодолению безразличия природной среды.

— 43 —

Литература:

  1.  Асратян Э. А. Послесловие редактора к работе И. П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». Москва. Издательство «Наука», 1973 г.
  2. 12 Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни: Нотабене; Санкт Петербург; 1999. www.plib.ru/library/book/15714.html
  3.  Дарвин Чарлз. Происхождение видов путем естественного отбора. — Л.: Наука, 1991. 539 с.
  4. 123 Павлов Иван Петрович. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Издательство «Наука», 1973 г.
  5. 123 Чукичев И. П. Физиология человека, изд. 2-е. М.: Медицина, 1965.