Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

Раздел второй
Среда территориального коллективного проживания

Глава III
Генезис, сущность и формулирование основных понятий среды территориального коллективного проживания

§ 3.1. Развитие материальных условий как основание генезиса общественной среды территориального проживания

Исходным тезисом — основанием исследования становления коллективной жизнедеятельности является положение, что люди долженствующим образом посредством труда создают материальные условия существования из веществ природной среды для обеспечения собственного существования, стремясь к независимости или ослаблению зависимости от колебаний природной среды.

В контексте цели исследования необходимо выявление, интерпретация и периодизация становления и развития материальных и нематериальных (организационных) условий, обеспечивающих существование, и, прежде всего, обеспечивающих непрерывность производства средств существования для своевременно-непрерывного удовлетворение первичных нужд человека. Развитие материально-организационных условий во взаимодействии с ландшафтно-климатическими спецификами географического расположения территорий обитания выступает материальным содержанием генезиса «общества на основе территории» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 7]. И, как обосновывается, территория обитания локализуется до территории проживания, которая идентифицируется как территория обитания — среда обитания — среда территориального проживания, и этот процесс происходит естественным образом в процессе развития

— 88 —

людьми материально-организационных условий жизнедеятельного существования. Под «естественным» мы понимаем не просто единство онтогенетического и филогенетического процесса, но и основание процесса — долженствующая деятельность людей.

Обоснование предполагает: во-первых, рассмотрение и интерпретацию процесса локализации территорий обитания людей до территорий постоянного проживания; во-вторых, обоснование развития места (территории) постоянного проживания как места и условия продолжающегося развития материально-организационных условий проживания.

Археологические данные и этнографические исследования свидетельствуют, что от первоначально территориально ограниченных мест обитания как среды обитания, с развитием орудийной деятельности расширяется география расселения первобытных людей в поисках новых или дополнительных средств существования. Среду обитания можно трактовать как природный потенциал территории, дающий средства существования человеку. Дальнейшее развитие материальных условий существования, в особенности, одомашнивание животных и растений, подготавливают переход к локализации среды обитания до территорий постоянного пребывания людей и развитию, преимущественно, оседлого образа жизни. И для этого потребовались сотни тысяч лет. Орудия добывания или обработки орудий добывания и подготовки средств существования, предметы быта, жилища, одомашнивание животных и растений, создание запасов орудий и средств существования, — все эти и другие материальные условия позволили увеличить производительную силу человека в направлении достижения непрерывного наличествования и достаточности средств существования.

Можно полагать, что появление и совершенствование орудий труда, орудийная деятельность, — а логика долженствующей деятельности человека это утверждает, — означает орудийный прогресс. Положительный результат от использования орудий заключается в возможности добычи объема

— 89 —

и видов средств существования, превышающих физические возможности организма человека без использования орудий. Сила и скорость применяемых орудий повышает мускульную силу и быстроту человеческого организма. И в этом видится лучшая приспособляемость человека к ритмам живой и неживой природной среды. То есть, использование орудий труда с развитием навыков труда позволяют обеспечивать необходимую для организма лучшую своевременность в потреблении средств существования. Тем самым орудия труда позволяют обеспечивать меньшую прерывность наличия достаточного объема средств существования для их своевременного потребления.

Как раз стремление к возможности непрерывного или своевременного наличия средств существования — преодоление прерывности равновесности — определяет направленность орудийной деятельности в направлении совершенствования орудий и навыков труда. И именно развитие материальных условий существования, в том числе орудийной деятельности, можно полагать, предопределило локализацию территорий обитаний до территорий проживания и способствовало географическому расселению людей.

Обширной доказательной базой эволюции материальных условий существования и локализации территорий среды обитания до территории постоянного пребывания и проживания выступает этнографическое исследование Льюиса Моргана. «Древнее общество» Л. Моргана является систематизированным описанием генезиса и эволюции среды территориального проживания. Л. Морган не ставил задачу исследовать территории обитания, проживания, среду обитания именно как самостоятельные исторические и экономико-социальные явления, характеризующие эволюцию общественного существования. Однако в работе уделено этому много места, обозначая территории обитания и проживания сначала с поиском средств существования, расселением и объединением семей, родов и т. д., а затем с организацией социальных и политических обществ. Одновременно, это совпадает

— 90 —

с формированием и развитием материально-организационных условий существования.

Исследование Л. Моргана убеждает, что эволюция древнего общества неразрывно связана с изменениями территорий обитания и проживания, закреплениями территорий за обществами, борьбой за благоприятные территории — дающими большие природные источники и объемы средств существования.

В моргановской периодизации развития человечества представлено описание эволюции территориального обитания человечества в географическом пространстве, имеющей в своей основе развитие материальных условий существования посредством труда. Низшая ступень дикости — начало развития человеческой общности — характеризуется следующим состоянием: «Этот период начался с младенчества человеческой расы и, можно считать, окончился с ведением в употребление рыбной пищи и умением пользоваться огнем. Человечество жило тогда в своем первоначальном ограниченном месте обитания, питаясь плодами и орехами» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 9]. Характеризуя среднюю ступень дикости, Л. Морган отмечает: «Она началась с употребления в пищу рыбы и умения пользоваться огнем и окончилась с изобретением лука и стрелы. В этом состоянии человечество из мест своего первоначального обитания распространилось по большей части земной поверхности» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 9]. Высшая ступень дикости у Моргана Л. «началась с изобретения лука и стрелы и окончилась с изобретением гончарного производства» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 9]. Эта ступень также характеризуется использованием каменных и костяных орудий, появлением селений, состоящих из группы домов, использованием лодок.

Период варварства у Л. Моргана характеризуется следующими историческими событиями и локализациями территорий обитания. На низшей ступени — это развитие гончарства, ручного ткачества, начало земледелия, «давшего мучную пищу», начало развития оседлого поселения, «изобретение частокола как средства обороны селений» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 317–318]. Как

— 91 —

видно, отмечаются первые признаки оседлости, локализации территорий, появление новых видов труда, материальных условий существования. На средней ступени — это приручение животных, производство бронзы, продолжающееся развитие оседлого образа жизни, появление больших общинных домов (в западном полушарии). Как отмечает Л. Морган: «Великое открытие, что дикая лошадь, корова, овца, осел, свинья и коза способны к приручению и при разведении и содержании стадами могут стать постоянным источником пищи, должно было послужить могучим импульсом прогресса человечества» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 320]. Очевидно, что одомашнивание растений и животных приводит, одновременно с «постоянным источником пищи», к развитию пастушества и кормовых угодий, а земледелия — к развитию земельных угодий. А это уже вместе с обустройством территорий оседлого проживания означает и изменение ландшафтов. На высшей ступени — это плавка железной руды, это «города, обнесенные каменными стенами», «сооружение кораблей из досок». Здесь Л. Морган обобщает: «Оглядываясь на путь человеческого прогресса, можно заметить, что селение, окруженное частоколом, было обыкновенно местом жительства племени на низшей ступени варварства. На средней ступени появляются общинные дома..., имеющие характер крепостей. А на высшей ступени впервые в истории человеческого опыта появляются города...» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 148]. И далее: «Города этой ступени развития предполагают существования постоянного и развитого полевого земледелия, обладание стадами домашних животных, большим количеством товаров и собственности в виде домов и земли» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 148].

Таким образом, опираясь на периодизацию Л. Моргана, эволюция географической среды обитания человека представляется как генетическая последовательность (исторических) событий деятельного существования человечества, развивающих материальные основы существования; последовательность, в которой обнаруживается внутренняя закономерность формирования территории проживания. Процесс формирования территории проживания одновременно

— 92 —

выступает и проявляет себя как процесс образования и становления — генезис — общественных отношения на территории проживания.

Процесс формирования территории проживания, согласно авторской интерпретации периодизации Л. Моргана, включает три периода. Критериальным признаком периодизации принимаются факты развития материальных условий существования человека и локализация территории обитания до территории проживания.

Первый период: территория проживания человека (предчеловека) более или менее постоянна и совпадает со средой обитания. У человека отсутствуют материальные условия, позволяющие расселяться в географическом пространстве. Характерна вынужденная оседлость существования. Это в историческом развитии человечества соответствует низшей ступени дикости или древнейшему периоду дикости (по терминологии Л. Моргана);

Второй период: территория проживания не постоянна, человек перемещается в поисках среды обитания и тем самым обеспечивает собственное расселение на пространстве земной поверхности (географическом пространстве). Появление и совершенствование материальных условий существования способствуют расселению. Происходит географическое (пространственное) расширение среды обитания человечества — природной основы новых и дополнительных источников средств существования. Это в историческом времени человечества соответствует средней ступени дикости (среднему периоду дикости) вплоть до низшей ступени варварства (древнейший период варварства);

Третий период: формирование и начало развития территорий проживания, географически совпадающих со средой обитания. Происходит существенное развитие материальных условий существования, в частности: совершенствование и производство орудий труда с использованием металла, начало одомашнивания животных и земледелия, а также развитие животноводства и земледелия. Как следствие, переход

— 93 —

к оседлому образу жизни и формирование территории постоянного проживания: строительство поселений и городов, строительство судов для торговли и т. п. По выражению Л. Моргана, «земледелие повело к локализации и оседлой жизни» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 17] и «сделалось возможным густое население в небольших областях» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 18–19]. К этому историческому периоду, несомненно, можно отнести и вывод Д. К. Беляева и П. М. Бородина в своих исследованиях доместикации, как факторе, определяющем направление развития обществ: «Доместикация определяет появление цивилизаций» Бородин П. М. Доместикация и цивилизация// Философия науки. 2002. — № 3 (14). — С. 86–95[22, с. 86–95]. Далее, территория проживания начинает совпадать со средой обитания. Человек также начинает создавать антропогенную среду обитания. Этот период соответствует средней ступени варварства (среднему периоду варварства) вплоть до ступени цивилизации (по терминологии Л. Моргана).

Как обосновывается, с развитием производства материальных условий, производством и расширением видов средств существования передвижение людей на географическом пространстве в поисках средств существования принимает все более ограниченные размеры. Производство материальных условий и средств существования требует от человека оседлой организации существования. Территории обитания все более обустраиваются как территории проживания. При этом территория проживания может сокращать свою способность быть одновременно территорией обитания, как носителя природных веществ (средств) существования. Но за счет хозяйственной специализации, развития торговых сношений с другими территориями, развитием транспортных путей, средств передвижения и т. д., а также появлением новых источников и видов средств существования, источники и объемы средств существования на территории проживания не уменьшались, а увеличивались. Территория обитания постепенно развивается и в территорию хозяйствования.

Локализующаяся «естественным» образом территория как территория производства и воспроизводства средств существования и материальных условий существования или средств

— 94 —

к жизни, становится для человека территорией постоянного проживания. Под естественной локализацией территории можно понимать постепенный переход к оседлости, осуществляемый под воздействием трудового процесса и открытиями многих поколений. Следует согласиться с Л. Морганом, что последовательность открытий в орудиях добычи и производства указывают на последовательность стадий развития человечества и сходство человеческих потребностей: «...Сопоставление и сравнение указывают на единство происхождения человечества, на сходство человеческих потребностей на одной и той же стадии развития и на единообразие деятельности человеческого ума при одинаковом общественном строе» Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.[99, с. 3].

Моргановское исследование периодизации развития человечества в части развития производства средств существования Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» положил в основу обоснования перехода человечества от присваивающего готовых веществ природы существования к производящей средства существования деятельности. Методологический подход Ф. Энгельса к моргановской периодизации развития человечества можно также рассматривать как развитие территориально-хозяйственной или территориально-экономической основы обитания человечества, параллельно развивающей формы общественной организации. Так, рассматривая переход от варварства к цивилизации как периоду формирования государств, территории проживания Ф. Энгельс признает как отличительный признак такого формирования: «По сравнению со старой родовой организацией государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям. ... Такая организация граждан по месту жительства общепринята во всех государствах» Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. — М.: Политиздат, 1982. — 238 с.[153, с. 197].

Следует отметить, что археологические открытия и этнографические исследования, исследования доместикации, активно осуществляемые в XX веке (Л. Лики, Р. Лики, Т. Уайт, Н. И. Вавилов, Д. К. Беляев, П. М. Бородин, И. Л. Андреев, В. Р. Кабо

— 95 —

и многие другие) фактически подтверждают и согласуются с моргановской периодизацией развития человечества.

Итак, в контексте логики исследования, люди в безразличной к себе природной среде формирует на локализованной территории для постоянного проживания материальные условия своего существования и необходимо упорядочивают свои отношения (взаимосвязи и взаимодействия) между собой по поводу существования. Совокупность этих развивающихся условий и отношений по поводу проживания или для проживания обнаруживают собой становление общественной среды и, прежде всего, как среды территориального коллективного проживания, которая в гносеологическом плане, по нашему мнению, есть политэкономическая категория, требующая своего раскрытия.

В гносеологическом аспекте взаимодействия человека и природы непрерывное развитие обществом (коллективом) материальных и организационных условий существования на территории постоянного проживания развивается как необходимое, обусловленное долженствующей деятельностью, совокупное средство непрерывного и уже зависимого от общества его же существования. Это совокупное средство развивается как среда функционирующих условий существований на территории проживания, которая выступает развивающимся и зависимым посредством между обществом и природой.

Такое понимание в целом согласуется с подходами экономической теории, философии, этнографии, физиологии человека и биофизики и другими науками к диалектике взаимодействия человечества и природной среды, определяющие самоорганизацию людей в различные формы общности как формы социальной адаптации в природной среде, как условие выживания или существования.

Г. В. Плеханов, уделявший в своих работах достаточно много внимания влиянию географической среды на развитие обществ и взаимодействию географической среды и человека, определял место общественной среды в этом взаимодействии

— 96 —

как посредство между человеком и географической (природной) средой: «Зависимость человека от географической среды из непосредственной превращается в посредственную. Географическая среда влияет на человека через общественную» Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., Госполитиздат. 1949.[114, с. 235]. Очевидно, что Г. В. Плеханов обнаружил отношение непосредственной зависимости и опосредованной зависимости, где посредство, в приведенном рассуждении — общественная среда, есть снятие, преодоление противоречия существования; среда как совокупное условие, определяющее оптимальное существование человека, и как свидетельство непрерывно преодолеваемой зависимости от колебаний природной среды, безразличной к существованию человека.

Но гносеологического развития «отношений зависимости» и «преодоления» и их использования в исследовании общественных отношений Г. В. Плеханов не осуществлял; очевидно, потому что следовало бы обращаться к природе человека. В этом очередной раз убеждают его рассуждения и умозаключения: «Каждый новый шаг в усовершенствовании орудий труда требует новых усилий человеческого ума. Усилия ума — причина, развитие производительных сил — следствие. Значит, ум есть главный двигатель исторического прогресса, значит, правы были люди, утверждавшие, что миром правят мнения, т. е. правит человеческий разум. Нет ничего естественнее такого замечания, но это не мешает ему быть неосновательным» Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., Госполитиздат. 1949.[114, с. 136]. И, как сказано выше, Г. В. Плеханов, в бóльшей мере обосновывал влияние природной и общественной среды на изменение природы человека, но при этом и обосновывая активное воздействие человека на природную и социальную среду.

Таким образом, развитие человечества по Л. Моргану в части исследуемого нами предмета, в анализе и последовательности нашего изложения рассматривается как формирование на территории проживания — среды территориального проживания, имеющей своим материальным основанием непрерывное развитие материально-организационных условий, источников природных веществ и средств существования.

— 97 —

Одновременно, среда в предварительном представлении рассматривается как жизнедеятельная форма, можно сказать, потребления людьми материального основания в коллективном проживании. Развитие материального основания среды, исходя из исследований предыдущего раздела, обеспечивается долженствованием труда человека, направленного на преодоление прерывности наличия средств существования и потребления — для обеспечения непрерывно-своевременного разрешения исходного противоречия внутренней среды организма человека.

Генезис среды, тем самым, рассматривается как локализация территории обитания под влиянием развития материальных условий и как развитие самих материальных условий. При этом ключевым моментом в переходе к оседлой жизнедеятельности является возможность посредством материальных условий существования производить средства существования на постоянной территории обитания, что означает непрерывность производства и наличия средств существования, и возможность создавать запасы средств и материальных условий существования.

— 98 —

Литература:

  1. Бородин П. М. Доместикация и цивилизация// Философия науки. 2002. — № 3 (14). — С. 86–95
  2. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Морган Льюис Г. Древнее общество/Пер. с англ. — Ленинград: изд-во Института народов Севера ЦИК СССР. Изд. 2-е, 1935. — 350 с.
  3. 1, 2 Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., Госполитиздат. 1949.
  4. Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. — М.: Политиздат, 1982. — 238 с.