Васильев С. А. «Очерки реальной экономики и социально-экономической политики в России»

← В начало книги и к оглавлению

Март 2010 года

Теоретико-методологические аспекты формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования

Содержание



Определения и пояснения

Под концепцией развития муниципального образования (МО) автор статьи понимает систему взглядов, рассматривающую и обосновывающую целеполагающую конструкцию развития МО как среду территориального проживания населения, предназначение которой есть непрерывное достижение и непрерывное поддержание благоприятного проживания (жизнедеятельности) населения.

Как видно, в этом определении концепции следует раскрыть содержание «среды территориального проживания» и «благоприятного проживания». Автор исходит из понимания, что среда как совокупность или, являясь совокупностью всех отношений между людьми на локальной территории проживания, формируется человеком (обществом) исходя из потребностей человека и общества, и приспосабливается к потребностям человека также, как и человек приспосабливается к среде.

Методологическое раскрытие данного понимания-тезиса опирается на политическую экономию. Тем самым «среда территориального проживания» определяется предметом изучения политической экономии. Основанием для обоснования среды как предмета политической экономии является материалистическое понимание Чернышевским Н. Г. предмета политической экономии: "политическая экономия есть наука о материальном благосостоянии человека, насколько оно зависит от вещей и положений, производимых трудом« Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1939–1950. Т. 3.[1, с. 357, 31]. Соответственно, теоретико-методологические аспекты формирования концепции основываются на политической экономии.


Очевидно, что социальные и экономические процессы на территории проживания населения (сельские и городские поселения), не улавливаемые и не уравновешиваемые управленческим процессом органов местного самоуправления, самонастраиваются как процесс стихийной самонастройки своей жизнедеятельности самим населением и субъектами хозяйствования. Стихийное развитие процессов означает: не контролируемое, не

— 182 —

уравновешиваемое планированием развития и не администрируемое — как разрешение непрерывно появляющихся жизнедеятельных противоречий на территории проживания. При этом, не ощущаемые населением вектор развития и само развитие целого: территории проживания, благоустройств, источников существования, населения — можно определить как стагнацию жизнедеятельных процессов на территории проживания. Такое положение проживания приводит либо к ухудшению и потере жизнедеятельного потенциала и, соответственно, ликвидации поселения, либо к настройке жизнедеятельного потенциала со стороны большего целого (например, региона-субъекта федерации), либо организующей самонастройке, как способа упорядочивания проживания для разрешения жизнедеятельных противоречий проживания.

Как известно, с позиции организующего начала процессов жизнедеятельного проживания населения эти процессы есть «вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». Такое закрепление организующих начал жизнедеятельных процессов на территории проживания населением является исторически преемственным и сегодня закреплено статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Одновременно, этим же законом (статья 17, пункт «б») определено, в полномочиях органов местного самоуправления находится «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования».

Но очевидно, для понимания территориальной (местной) жизнедеятельности и, соответственно, лучшего понимания управленческой организации социально-экономического развития следует обратиться к общим понятиям социальной организации, ее структурирования и к основополагающим устремлениям людей, в том числе в средовой организации жизнедеятельности. И как видно, такое изложение раскрытия будет кратким, так как многие обоснования требуют большего объема рассуждений.

— 183 —

В обычном и специальном понимании совокупность жизнедеятельных процессов и отношений между людьми трактуется как социальная среда. И очевидно, что социальной среды и общества «вообще» при конкретном планировании развития не бывает. Социальная среда конкретна и формируется населением на конкретной территории проживания как совокупность жизнедеятельных отношений между людьми по поводу проживания. Социальная среда формируется людьми в ходе исторического процесса как развитие отношений между людьми и основывающиеся на развитии материального производства в природной среде и из ресурсов природной среды.

О среде территориального проживания

Автор также исходит из понимания, опирающегося на данные естественных наук, объектом исследований которых является организм человека в своих жизненных явлениях, что биологическим основанием проживания человека является существование. А именно: существование, которое в территориальном проживании реализуется человеком в форме жизнедеятельности в широком значении, включающим и его экономическую деятельность — труд.

Для проживания в каком-либо поселении независимо от географии его нахождения человеку необходимо, прежде всего, экономическая деятельность (труд) как способ обеспечения проживания (существования). Не вызывает сомнения, что экономическая деятельность должна обеспечивать человеку и его семье, как минимум, нормативный объем благ, соответствующий, как минимум, непрерывному потреблению первичных потребностей, а именно: жилье, продовольствие, материальные условия проживания в виде коммунальных услуг, здравоохранение и образование. Следовательно, среда территориального проживания должна обладать непрерывной возможностью для реализации населением экономической способности производить доход в объеме, как минимум, эквивалентном нормативному объему потребляемых благ.

Итак, люди находятся в отношениях коллективного существования, имея основанием этих отношений инстинктивно-потребностные и адаптивные свойства организма для производства самого человека, продолжения рода и для обмена веществ со средой обитания как части

— 184 —

окружающей природной среды. Тем самым общественное или коллективное существование людей является естественным образованием.

Являясь естественным образованием, — результатом эволюции человека — общество, как очевидно, не может присутствовать, то есть существовать и развиваться, в абстрактном географическом пространстве, пусть даже это пространство будет территорией конкретного государства или менее масштабного территориально-политического образования. Всякое общество как совокупность, прежде всего, людей присутствует всегда как конкретное население на конкретной территории, где оно проживает — осуществляет свою непосредственную жизнедеятельность.

Именно развитие разделения труда, общественных производительных сил, доместикация животных и растений постепенно привели к локализации географических размеров среды обитания людей от обширных территорий до территорий постоянного проживания людей. Начало развития государственности уже повсеместно обнаруживает, что фактическая территория проживания людей — территория их постоянной жизнедеятельности, в основном, совпадает с территорией обитания. Территории постоянного проживания стали, в основном, местом постоянной жизнедеятельности людей. Можно согласиться с трактовкой Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (статья 1), который определяет среду обитания человека как «совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека». И, как видно, социальная среда в отношении к индивидуальному проживанию выступает средой жизнедеятельного существования в целом и тем самым поглощает собой природную среду и среду обитания человека.

Современное проживание человека таково, что все, что необходимо ему для реализации жизнедеятельности, он, в основном, находит в общественной среде, но более конкретно, в общественной среде, формируемой на конкретной территории — ограниченном земельном пространстве — приспосабливаемой для проживания. Посредством конкретной общественной среды люди адаптируются (приспосабливаются) к внешней среде, потребляя ресурсы природной и антропогенной среды. Процесс приспособления это также и формирование на основе природной

— 185 —

среды антропогенной среды — среды, обладающей необходимыми потребительскими свойствами (характеристиками) и ресурсами.

Таким образом, люди вступают в общественные отношения не в общественном и географическом пространстве вообще, а в конкретном месте — месте своего проживания, которое одновременно является территориальным местом, где они удовлетворяют свои потребности. Люди естественным и необходимым образом, обусловленным физиологическими процессами организма, вступая в отношения, формируют коллективную (общественную) жизнедеятельность в местах конкретного территориального проживания как форму выживания коллектива, и развивают ее как условие и средство обеспечения и удовлетворения своих потребностей. Тем самым индивидуальное проживание как единичное жизнедеятельное существование реализуется опосредованно и при посредстве коллективного проживания, коллективной деятельности и деятельности в коллективе на конкретной территории.

Способом существования (производства и воспроизводства жизни) людей является экономическая деятельность, расширяющая и развивающая материально-технические основы существования, и которая в совокупности со всеми видами деятельности и отношениями определяется как жизнедеятельность людей на конкретной территории проживания. Основное — биологическое предназначение коллективной жизнедеятельности — это сохранение (производство и воспроизводство) человека как вида, которое реализуется через обеспечение условий индивидуальной жизнедеятельности.

Итак, исторически изначально, вступая в отношения по поводу удовлетворения инстинктивных (первичных) потребностей, люди создают в конкретных местах своего проживания орудия труда и объекты для производства средств существования, объекты и предметы адаптации к природной среде — материальные и организационные условия потребления. Тем самым, люди формируют среду территориального общественного проживания. Словами Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2, т. 46, ч. 1.[2, с. 214]. Отойдя от абстрактного общества и обращаясь к конкретному — населению, проживающему на конкретной территории,

— 186 —

марксова сумма «связей и отношений» людей (как населения) и будет представлять среду территориального общественного проживания.

Среда территориального общественного проживания представляет собой совокупность исторически сформированных, воспроизводящихся и совершенствующихся потребительских, социальных и экономических отношений между людьми, основанных и развивающихся на материальных достижениях общественного производства; отношений, являющихся одновременно основой и условием общественной и индивидуальной жизнедеятельности на территории проживания.

Среда территориального проживания есть социально-экономическая категория и определяется как отношения между людьми, непрерывно действующие и развивающиеся в коллективном проживании по поводу индивидуального проживания на определенной территории (как естественной природно-материальной основы такого проживания); отношения, которые, в свою очередь, предопределены естественными физиологическими потребностями человека, который посредством коллективного (общественного) проживания и коллективного производства удовлетворяет свои потребности, в том числе и в основном, в материальных и социальных благах.

Среда территориального проживания необходимо обладает для своего существования и развития следующими материальными и духовными условиями:

  • территорией,
  • населением,
  • природно-потребительским (и природно-экономическим потенциалом),
  • культурой (в широком значении).

Наличие природно-потребительского потенциала, несомненно, исторически первоначальное условие деятельности человека и по своему значению как развивающемуся условию ближе к пониманию как ареалу обитания человека. Историческое развитие средств труда и преобразование природы как процесс приспособления к природной среде формируют природно-экономический потенциал территории проживания, который уже может не совпадать территориально с природно-потребительским потенциалом территории (ареалом обитания). Чем более развиты средства

— 187 —

труда, тем меньше территориальное совпадение природно-потребительского потенциала с природно-экономическим потенциалом, и, соответственно, тем меньше зависимость природно-экономического потенциала от природно-потребительского потенциала. Но при этом такой вид деятельности, как выращивание пищи (земледелие и скотоводство), требует, в основном, сельского территориального проживания, где фактически природно-потребительский потенциал территории совпадает с природно-экономическим потенциалом территории проживания. Территория проживания может не иметь достаточного для проживания природно-потребительского потенциала, но наличие достаточного природно-экономического потенциала является необходимым условием самостоятельного и достаточного потребления населения.

Таким образом, исходя из понимания объема экономической деятельности как необходимо достаточной деятельности для всех и необходимого в эквиваленте средств существования для всех и для каждого на территории проживания, можно дать определение экономическому потенциалу. Экономический потенциал среды территориального проживания есть объем разрабатываемого посредством орудий труда (технико-технологических производств как комплексов орудий труда), имеющегося на данной территории (и (или) приобретаемого на других территориях) природного ресурса или продуктов его передела для производства средств существования и условий жизнедеятельности населения, достаточного для его проживания на данной территории. Итак, экономический потенциал есть способ и материальный источник (основа) физиологического территориального проживания (и выживаемости) общества. Это основное определение. С развитием общества и, прежде всего, территориальным разделением труда экономический потенциал развивается и выступает в иных проявлениях (формах). В этом определении дан, одновременно, критерий экономического развития как способность производить средства существования и условия жизнедеятельности в объеме, достаточном для проживания.

Среда, следовательно, имея биологическую причину, генетически имеет функциональное предназначение — создавать условия для жизнедеятельного проживания населения, то есть условия для потребления материальных, прежде всего, первичных благ и услуг на основе

— 188 —

формирования и развития производственно-экономического потенциала территории проживания как основы и источника потребляемых материальных благ и услуг. Среда выступает совокупным и развивающимся условием существования человека.

Тем самым среда территориального общественного проживания в общепринятом видении и понимании выступает как социальный (общественный) организм на территории проживания в совокупности всех отношений между людьми; объектов, опосредствующих отношения между людьми и отношений, упорядочивающих отношения между людьми по поводу жизнедеятельного существования. По отношению к каждому человеку среда наличествует непрерывно функционирующей общественной субстанцией его жизнедеятельности и, одновременно, материально-духовным и культурным в широком значении субстратом проживания (существования).

Структурирование среды

Для понимания среды территориального проживания как жизнедеятельно функционирующего организма автор осуществляет гносеологическое структурирование среды на части. Люди, взаимодействуя между собой по поводу жизнедеятельного проживания, создают и развивают материальные условия проживания в соответствии со своими потребностями таким образом, что акты человеческой жизнедеятельности, являясь функциями организма, необходимо (вынуждено) упорядочиваются и структурируются как функции жизнеобеспечения для себя и других. Функции жизнеобеспечения для других вступают частью в совокупность (целое) таких же и вновь появляемых функций жизнеобеспечения всех членов общества и для всех членов общества. Под функцией в данном контексте понимается деятельность (работа) по обеспечению условий потребления благ. При этом потребление блага есть процесс-акт удовлетворения или акт, удовлетворяющий потребность. В философском контексте диалектического взаимодействия живой системы-человека и природы, акт потребления есть разрешение противоречия внутренней среды живой системы.

Тем самым, среда проживания как совокупность жизнедеятельностей, содержательной стороной и основой которой является жизнеобеспечение,

— 189 —

структурируется на части по функциональному признаку жизнеобеспечения для удовлетворения потребностей членов общества (населения). Речь идет об объективации актов человеческой жизнедеятельности — функций организма — в общественные функции посредством специализации экономической деятельности (разделения труда). Такая специализация выступает как необходимость, как потребность. Люди структурируют отношения, локализуя специализированную деятельность как общественную функцию — как часть жизнедеятельного существования. Необходимое структурирование (упорядочивание) означает самоструктурирование отношений в функции. Совокупность жизнедеятельных отношений в частях — общественных функциях — и есть (структурированная) среда. И не принципиально, сколько имеется функций-частей и в каком состоянии, удовлетворяющем потребности людей, они находятся. Жизнедеятельные отношения всегда стремятся к структурированию — упорядочиванию в структуру функций-частей. Среда, можно сказать, самоструктурируется и, совершенствуясь, стремится к обеспечению и удовлетворению потребностей.

Таким образом, основанием структурирования среды на части по функциональному признаку является инстинктивно-потребностное исторически изначальное, и затем — в единстве с историческим — коллективно-социально-потребностное предназначение среды — обеспечивать существование человека. Назначение функций среды — это организация условий и способов получения благ и удовлетворения потребностей.

Итак, среда как жизнедеятельная общественная субстанция, с одной стороны, учитывает совокупность потребностей всех ее членов (населения), проживающих на определенной территории, с другой стороны — создает и непрерывно поддерживает материальные условия для удовлетворения потребностей членов общества (населения).

Под материальными условиями проживания (жизнедеятельности) понимаются и раскрываются функциональные общественные блага в виде материальных объектов и благопроводящих организационных структур для непрерывного способствования (содействия и обеспечения): (1) удовлетворению первичных материальных потребностей людей, (2) физиологическому и адаптационному процессу индивидуального

— 190 —

проживания, (3) а также воспроизводству населения. Непрерывное создание материальных условий проживания (жизнедеятельности как, в том числе процесс деятельности для удовлетворения потребностей) упорядочивается и обеспечивается как функции-части среды. Тем самым функциональное и непрерывно функционирующее (создающееся) общественное благо (как потребность) в среде структурно упорядочивается как часть среды.

Части среды также необходимо ранжируются по нисходящей значимости, исходя из критерия первоочередности удовлетворения (и обеспечения) материальных потребностей и условий жизнедеятельности (потребительской значимости). С одной стороны, все члены общества имеют более или менее одинаковый (типовой) «набор» потребностей в виде материальных и духовных благ, различающихся для индивидуального потребления по количеству или качеству, и представляемый в иерархическом порядке по степени жизненной необходимости. С другой стороны, иерархия индивидуальных потребностей проецируется на упорядочивание частей среды в подобную по степени важности иерархию. Иерархии обычно представляются по так называемой нисходящей значимости.

Следует отметить, что предлагаемая к рассмотрению нисходящая значимость частей среды (после основных частей среды) в определенной степени имеет общий характер. Все зависит от территориального географического нахождения среды проживания, природно-климатических условий проживания, традиционного способа и специфики хозяйствования, исторических традиций культуры проживания и иных специфик, например, слабо преобразующихся под общим воздействием научно-технического прогресса.

Поэтому, в том числе и для удобства восприятия, части среды (как сферы жизнедеятельности) ранжируются по группам, в большей мере отражающим российский спектр особенностей.

Первая группа — это части среды, обеспечивающие удовлетворение первичных материальных (физиологических) потребностей, а именно:

  • продовольственный рынок, рынки одежды и других предметов первичной необходимости, то есть часть среды, призванная удовлетворять потребности населения в продовольствии, одежде и иных предметах первичной необходимости;
  • жилищная (часть среды, удовлетворяющая жилищные потребности);
  • — 191 —

  • коммунальная (в части теплоснабжения и электроснабжения);

Вторая группа — это части среды, способствующие и обеспечивающие удовлетворение первичных материальных условий жизнедеятельности, а именно:

  • коммунальная (часть среды в части, обеспечивающей население услугами для индивидуального и общественного проживания, кроме тепло- и электроснабжения);
  • здравоохранение (часть среды, способствующая здоровым физиологическим процессам в организмах людей);
  • воспитание, образование и культура (в узком понимании);
  • социальное обеспечение и поддержка (часть среды, организующая, обеспечивающая и поддерживающая адаптацию индивидуального проживания неприспособленной в силу различных жизненных обстоятельств и возрастных ограничений, а также с ограниченными физическими возможностями, части населения в среде общественного проживания);
  • безопасность (часть или части среды, обеспечивающие населению физическую, санитарно-эпидемиологическую, экологическую и другие виды защиты);
  • транспорт, дорожная сеть и связь.

Третья группа — это части среды, способствующие и обеспечивающие удовлетворение не первичных условий индивидуальной жизнедеятельности, но необходимых в условиях (и как условия) общественного проживания, а именно:

  • архитектурно-планировочное (градостроительное) развитие территории проживания;
  • досуг;
  • информационная;
  • иные части среды.

Становление и признание новых потребностей как общественно необходимых, изменения в количестве и качестве традиционных потребляемых материальных благ и услуг, — все это, выступающее как элементы естественного эволюционного развития общества, требует организации производства и потребления, есть причина появления новых частей и изменения действующих частей (как функций) среды.

— 192 —

Устойчивое развитие среды посредством сбалансированного развития частей среды обеспечивает административно-управленческая часть среды. Среда выделяет в себе административно-управленческую часть для обеспечения функции регулирования среды как целого организма. Административно-управленческая часть, тем самым, является особым функционирующим инструментом непрерывного уравновешивания потребностей населения со средой, частей среды между собой и уравновешивания среды с природной средой с непрерывной целью сохранения устойчивой целостности среды.

В методологическом плане структурированная в частях-функциях среда предоставляет возможность исследовать различного рода взаимодействия общественных функций, а также развитие количественных и качественных параметров или характеристик общественных функций, лучше определять характер отношений населения к среде проживания и т.п. Изложенный подход в обосновании среды территориального проживания и ее структурированию на части по функциональному признаку обеспечения потребностей людей автор определяет как средовой или, точнее, функционально-средовой подход.

Преставления о среде как о социальном образовании (организме) в совокупности жизнедеятельностей людей, в которой необходимо познать внутреннее устройство, не новы. К среде и средовому устройству еще в период становления социологии как науки обращались О. Конт («Курс позитивной философии»), Г. Спенсер («Опыты научные, политические и философские»), Э. Дюркгейм («Метод социологии»), В. Парето. Особо следует отметить активное использование «среды» (общественная, окружающая, географическая) Г. Плехановым в материалистическом обосновании исторического развития («К вопросу о развитии монистического взгляда»).


Общество и каждый человек всегда стремятся к тому, чтобы условия их жизнедеятельности в том месте, где они живут, будь то: город, поселок, деревня, микрорайон или любое иное территориальное общественное проживание, удовлетворяли их жизненным представлениям о комфортности или благоприятности такого проживания. Проживание необходимо (естественно) подразумевает полноту всей индивидуальной

— 193 —

жизнедеятельности, в том числе и удовлетворение физиологических потребностей. При этом представления о комфортности или благоприятности достаточно многообразны и индивидуальны в своих толкованиях. Очевидно, что понятия благоприятности, удовлетворительности, комфортности или неблагоприятности проживания характеризуют качественные состояния среды проживания.

Как видно, благоприятность среды проживания для отдельного человека, семьи, общины, жителей конкретного поселения или города имеет общее и индивидуальные толкования. Общее в том, чтобы среда необходимо (и требуемо) удовлетворяла их текущие первичные физиологические потребности и являлась тем первичным (основополагающим) условием, которое позволяет существовать и развиваться сообразно индивидуальному, семейному, общинному, сельскому или городскому устремлениям. Индивидуальное в том, что исходное (существующее) состояние многочисленных сред неоднородно по уровню развитости, индивидуальной доступности, наличию частей среды и т.д. Поэтому толкования удовлетворительности (благоприятности) среды для индивидуального проживания различны, и общественные требования к среде в каждой конкретной среде проживания различны.

Данные рассуждения дают возможность позиционировать среду, обладающую различными качественными состояниями как в целом, так и своих отдельных частях по отношению к человеку или населению, а также позиционировать человека (группы людей или население), взаимодействующего со средой, по отношению к среде или ее отдельным частям. То есть, можно говорить о благоустроенности среды как основы благополучия (в значении удовлетворительности или благоприятности) проживания в среде. «Благоустроенность» есть принадлежность целого — среды, а «благополучие» есть принадлежность единичного субъекта — члена местного сообщества. Терминологический смысл «благоустроенности» и «благополучия», позиционирующих среду и человека, имеет меньше эмоционально-индивидуальных оттенков (пороговых значений) различений среды, а характеризует общее и, в большей степени, бесспорное индивидуальное и общественное отношение со средой и требования к среде.

В этом изложении среда рассматривается как объективированная и саморазличаемая в количественных и качественных значениях

— 194 —

благоустроенности среда. Состояния (количественные и качественные значения) такой благоустроенности соотносятся к индивиду или индивидам, осуществляющим свою жизнедеятельность, как благоприятные или неблагоприятные, или с промежуточными степенями благоприятности или неблагоприятности. Соответственно, каждый человек (индивид) или группа людей, в том числе и как население территории проживания, определяют свои отношения к количественным и качественным значениям среды проживания.

И поэтому за основу нормативного качества жизни — качества проживания в среде и саму среду, — следует определять как (1) благополучную (благоприятную) и (2) благоустроенную среду территориального проживания. То есть, это среда, обладающая двумя характеристиками своего качества. Для этого, нормативы, стандарты и объемы потребления благ, законодательно закрепленные как минимальные, должны иметь вектор развития своего расширения к оптимальному или иному, но выше минимального. Но это будет уже целевым этапом общественного развития на территории проживания.

Тогда можно утверждать, что стремление к достижению и поддержанию благоустроенной и благополучной (благоприятной) среды проживания населения на территории муниципального образования (как целого административно-территориального пространства) и в ее территориальных частях (отдельных и неоднородных по качеству проживания) является смыслом управленческой деятельности органов местного самоуправления и целью программирования общественного территориального развития.

О критериях

Исходя из изложенных обоснований, становится понятным, что любая среда территориального проживания (и в целом, и каждой частью) по отношению к территориальному сообществу и каждому члену сообщества, должна обладать определенными критериями своего состояния, характеризующими качественное состояние как благоустроенность. Автор определяет благоустроенность среды шестью критериями нормативного значения:

  • доступностью базовых (основных) частей среды для потребления;
  • — 195 —

  • полнотой среды своими базовыми частями. Или, наличием в среде всех базовых частей;
  • развитостью базовых частей среды. Это означает, что материально-техническая и высокотехнологическая обеспеченность и оснащенность, квалификационная обеспеченность, временная и пространственная организации работы с населением и т.п. должны соответствовать уровню, не ниже нормативных значений и стандартов, и соответствовать объему и требованиям, не ниже нормативных общественных и индивидуальных потребностей;
  • способностью среды к восприятию непосредственных или опосредованных воздействий (влияний) членов общества на среду и ее части. При этом среда в целом и ее части необходимо должны реагировать на такие воздействия, что должно проявляться позитивными (удовлетворяющими) изменениями в среде или ее частях;
  • устойчивостью среды (текущей и перспективной), что подразумевает, непрерывную способность среды стремиться к сбалансированному и не конфликтному с обществом состоянию своих частей посредством непрерывного самосовершенствования (и взаимного совершенствования) для соответствия своих возможностей изменяющимся и возрастающим потребностям общества и их удовлетворения.
  • стабильность (постоянство), что подразумевает, сопротивляемость среды и ее базовых частей на действия и влияния различных внутренних и внешних факторов, ухудшающих или способных ухудшить состояние частей среды и среды в целом. Под ухудшением в данном контексте понимается ухудшение (или снижение) потребительских возможностей (потенциала) базовых частей среды и, одновременно, потребительских способностей населения, в том числе доходов.

С другой стороны, благополучие проживания для сообщества и каждого гражданина, должно также обладать (восприниматься) критериями благополучия (благоприятности) проживания в среде проживания, то есть критериями второй стороны качества жизни. Здесь выделяются четыре критерия субъектно-субъективного восприятия среды:

  • доступность индивидуальных доходов к потребительским возможностям базовых частей среды;
  • — 196 —

  • устойчивость доходов, что также означает способность доходов возрастать (или стремится к достаточности) в соответствии с изменяющимися возможностями базовых частей среды;
  • стабильность доходов, что означает непрерывное наличие экономической (трудовой) деятельности у индивида, приносящей доход для обмена на средства существования и удовлетворения базовых (витальных) потребностей;
  • влиянием на среду проживания. Влияние определяется как возможность у каждого члена местного сообщества непосредственного или опосредованного воздействия (через полномочные административно-законодательные и общественные структуры) на среду и части среды с целью их совершенствования, защиты и улучшения условий проживания. Ограничения влияния или неспособность («нежелание») среды (частей среды) меняться в сторону улучшаемого, в том числе субъективно воспринимаемого в значении данного критерия, проживания, означает отсутствие влияния.

В то же время, чтобы не впасть в путаницу, необходимо четко разграничивать понятия «качество жизни» и «качество среды территориального проживания». Говоря о критериях, характеризующих качество проживания как благоустроенное и удовлетворительное, мы подразумеваем и говорим об удовлетворительном (благополучном или благоприятном) качестве жизни. При этом благоустроенность является второй и неотъемлемой стороной благополучного проживания. Одно без другого не может существовать при определении и понимании качества жизни как благополучного (благоприятного). При этом вполне очевидно, и повседневная окружающая действительность в качестве эмпирического доказательства нас в этом убеждает, что наличие благоустроенной среды территориального проживания еще не означает благополучного проживания для всех членов сообщества, проживающих на данной территории.

Изложенный подход к определению качества среды и качеству проживания как восприятию людьми качества среды посредством критериев восприятия автор статьи определяет как критериальный подход.

— 197 —

О качестве среды

Рассматривая среду территориального проживания, мы абстрагируемся в своих рассуждениях от многообразия качественных состояний различных общественных проживаний для того, чтобы выявить единые закономерные процессы и факторы, предопределяющие коллективное проживание и развивающие отношения коллективного проживания. В реальности среда проживания всегда имеет какое-либо качество, которое, в отдельных характеристиках можно определить и эмпирическим путем, например, путешествуя по заселенным просторам страны и наблюдая, как и в каких условиях живут люди в том или ином поселке или городе.

Логика рассуждений приводит к пониманию, что индикаторами качества среды проживания или частей среды (и ее элементов), являются количественные характеристики и иные данные, то есть показатели, изменения которых за определенный промежуток времени выявляют качественные изменения в среде (динамика изменения качества среды). Качественное же состояние (качество) среды проживания — это социальные и экономические величины (параметры), их взаимоотношения и взаимозависимости, проявляющиеся в количественных показателях, величинах и значениях среды и частей среды. И, как правило, функционирующее качество местной среды — это качество, оцениваемое обществом в сравнении с благоприятным качеством среды, зачастую понимаемое обыденным сознанием как «эталон» условий проживания, например, западные стандарты проживания.


Практика и рассмотрение различных научных исследований хода социально-экономических преобразований территорий РФ: субъектов РФ, муниципальных образований, отдельных городов и экономических районов, — позволяют обобщить и (условно) определить четыре динамических (развивающихся) состояний качества среды территориального проживания, характеризующихся (проявляющихся) различной результирующей динамикой показателей-индикаторов, а также результирующим ухудшением или улучшением отдельных показателей и значений:

  • депрессивное качество среды, что проявляется в ухудшении или снижении базовых социально-экономических показателей и тенденций;
  • — 198 —

  • стагнационное качество среды, что проявляется в почти никак не меняющихся показателях, и положительные тенденции не просматриваются;
  • достаточная по качеству среда или среда нормативного качества, что проявляется в обеспеченности минимального уровня благоустроенного и благоприятного проживания; в достижении фактического уровня потребления соответствующего, как минимум, минимальным социальным стандартам; видна положительная тенденция развития среды и ее перспективы; наблюдаются возможности (имеется потенциал) проявить положительную динамику показателей качества среды;
  • благоприятная (благополучная) по качеству среда, что проявляется в положительных социальных показателях и динамиках, которые выше средних значений; в удовлетворительной тенденции снижения отрицательных показателей среды. Также, прожиточный минимум и иные минимальные социальные стандарты превышены дополнительными нормами потребления и нормативами и дополнительным бюджетным финансированием; все части среды находятся в состоянии благоустроенности для проживания и соответствуют критериям качества жизни (проживания). Имеется и эксплуатируется экономический потенциал территории для поддержания среды проживания или ее улучшения.

Классификация среды осуществляется по уровню качества среды или по степени удовлетворительности для проживания. Можно сказать, что уровень качества означает степень удовлетворительности. Качество среды проживания принимается основным критерием. Разумеется, внутри среды происходят постоянные изменения количественных и качественных характеристик частей среды, которые и свидетельствуют об изменении среды в целом. Незначительные колебания количественных и качественных характеристик частей среды и не имеющих во временной динамике значительных отклонений, свидетельствует о постоянстве среды. Положительное накопление количественных и качественных характеристик каждой из частей среды способствует постепенному переходу среды проживания на более благоустроенную качественную ступень среды в целом и ощущаемую населением как более благополучная среда для проживания.

— 199 —

О концепции

Таким образом, при формировании концепции и стратегии социально-экономического развития муниципального образования автор исходит из содержания и определений средового (функционально-средового) и критериального подходов как теоретической основы постановки цели, определения направлений и задач, применяемых способов достижения и инструментов воздействия для поступательного развития качества среды территориального проживания.

Формулирование цели (развития и достижения определенного качества жизни) — это, основываясь на предложенном методологическом подходе, означает определение параметров благоустроенного состояния среды (как и ее частей) для благополучного (или иного определяемого качества) проживания, удовлетворяющего потребности населения, которое необходимо достигнуть на конкретной территории проживания. То есть, целью является состояние благоприятного качества среды и поддержание данного благоприятствования. Потому как иного качества, более улучшенного, чем благополучного (благоприятного) для проживания, нет смысла формулировать.

При этом важно обратить внимание на принципы, которые особенно необходимы при формулировании цели, и которые обозначаются как принципы цели. Исходный посыл для такого обозначения заключается в том, что практика выполнения программ социально-экономического развития (и федерального, и регионального уровней) часто свидетельствует об отсутствии результатов программного развития. Свидетельство этому — отсутствие отчетов по результатам при завершении сроков выполнения программ либо при их этапном выполнении. Такие программы или переоформляют, или продлевают сроки реализации, а иногда и просто «забрасывают». Причины различны: и хроническое недофинансирование программ, и формальное знание проблем, и несбалансированный ход реализуемых мероприятий, и изменения социальных и политических обстоятельств в ходе выполнения программ, и т.п.

Таким образом, в социально-экономическом программировании определяются три методологических принципа для постановки цели:

  1. Развернутость цели. Под этим понимается определение и доведение до местного сообщества (населения) предлагаемых (и требуемых) к достижению

    — 200 —

    количественных показателей уровня жизни (в общепринятом понимании) и количества вводимых объектов.
  2. Реальность цели. Цель как результат и состояние должна быть понятна «на ощупь» в своем изложении и восприниматься населением как реальность, в которой, в определенном объеме, оно будет жить уже в ходе выполнения программы, а не в конечном сроке окончания программных мероприятий. Эпитетам типа «неуклонное повышение благосостояния» или «создание условий для повышения» не должно быть места.
  3. Достижимость цели. Это означает, что цель может быть реальной, но невыполнимой в силу различного рода обстоятельств и тенденций или невыполнимой в требуемый срок. Поэтому, для преодоления возможной «недостижимости», результирующие (плановые) итоги цели следует либо разделить на этапы, либо ограничить цель выполняемой реальностью, то есть, не полным общим результатом, но полным результатом в заранее определяемых для этого частях.

Под социально-экономическим целеполаганием (как алгоритмом постановки и достижения цели), таким образом, следует рассматривать процесс, предусматривающий наряду с обоснованием цели (объекта целеполагания) — определенного качества среды территориального проживания, также формирование стратегии с учетом механизмов и инструментов ее достижения. Под стратегией социально-экономического развития следует понимать общий план действий для достижения цели, разработанный на основе методологии коллективного (общественного) проживания, раскрывающей объективные закономерности и основы такого проживания.

В процессе целеполагания и при разработке стратегии, как видится, необходимо руководствоваться (не простым в применении) принципом целеполагания, а именно: никакой экономический способ хозяйствования не может быть предварительным условием для оптимального выбора путей и механизмов достижения цели.

Соблюдение данного положения в управленческой деятельности по выполнению программных показателей, на самом деле, может оказаться самым трудновыполнимым в силу догматического понимания рыночного хозяйствования и стереотипного применения в управлении определенного

— 201 —

набора законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственный процесс.

Необходимо увидеть, что применяющиеся правовые и управленческие механизмы и различные финансово-экономические инструменты являются средствами, которые в своей совокупности, являясь средствами системы хозяйствования (рыночной, плановой, смешанной), составляют способ достижения цели, то есть необходимого (благополучного для проживания) социально-экономического качества среды территориального проживания. В то же время, существует определенное противоречие, когда определяемый к использованию способ достижения цели должен опираться на принципы существующего экономического хозяйствования, и, одновременно, основываться в своем применении на принцип реальности и достижимости цели.

Средством в данном понимании и применении является формализованное и, затем, практически реализуемое действие, система действий, и их определенная последовательность. Необходимое количество и качество таких действий, изменяющих количественные и качественные характеристики среды, и есть управление развитием среды. Под действием, в данном случае, необходимо понимать правовые, финансово-экономические, административные, организационные и трудовые усилия и мероприятия, изменяющие характеристики объекта воздействия.

Рассматривая «устойчивое» развитие экономики, территории или иного общественного устройства, надо видеть, что оно определяется только как условие при достижении определенного (сформулированного и заданного) в цели состояния. Программы развития, опираясь на «устойчивое» развитие экономики осуществляются как целевые задачи общества, и они понимаются всегда и везде как естественная необходимость развития. Скорее всего, «устойчивость» — это аксиоматическое условие всякого развития.

Однако, в данной концепции не используются, в том числе в конструкции целеполагания, часто применяемые в последние годы термины «устойчивое развитие» и «миссия», которые, как видится, не несут какой-либо понятийной нагрузки для раскрытия цели, задач и механизмов в достижении благоприятного качества проживания. Поэтому, данные слова воспринимаются, в большей мере, как терминологические символы всеобщих позитивистских устремлений.

— 202 —

О цели и стратегии

В конкретном планировании стратегического развития МО предлагается разделить общую стратегию развития на социальную стратегию и экономическую стратегию достижения целей.

Социальную стратегию достижения благоприятного (благополучного или удовлетворительного) качества среды территориального проживания, в свою очередь, предлагается также подразделить:

(1) на стратегию достижения на территории нормативного уровня обеспеченности населения первичными материальными благами и первичными материальными условиями как материальной основы, как минимум, для нормативных возможностей потребления, то есть достижения нормативного уровня благоустроенности среды проживания. Данная благоустроенность, в результате, должна будет соответствовать критериям качественного состояния благоустроенности;

и (2) на стратегию достижения благоприятного (выше нормативного) качества проживания, то есть достижения (а) благоустроенного и (б) благополучного качества жизни, также соответствующего критериям благополучного проживания.

Экономическая стратегия предполагает непрерывное развитие экономического потенциала территории, включая обеспечение населения трудовой деятельностью (занятости) как источника индивидуальных доходов, общий объем которых определяет потребительские возможности населения.

Экономический потенциал к требуемому развитию следует рассматривать с позиции текущего соответствия объема эксплуатируемого потенциала производимому (экономическим потенциалом) объему собственных совокупных доходов территории как совокупных материально-финансовых средств для текущей жизнедеятельности населения, то есть с позиции текущей достаточности экономического потенциала. А также текущей достаточности потенциала для образования доходных (инвестиционных) источников для дальнейшего поддержания развития среды территориального проживания.

Таким образом, цель программирования развития: достижение благополучного (благоприятного) качества проживания через непрерывное построение среды территориального проживания, и (программирование)

— 203 —

предполагает формирование трех стратегий в качестве направлений развития для достижения цели. Это:

  1. Стратегия достижения нормативного уровня благоустроенности.
  2. Стратегия достижения благоприятного (благополучного) качества проживания.
  3. Экономическая стратегия.

Методологические положения изложенной концепции и практика приводят к пониманию, что многие разрабатываемые и реализуемые комплексные программы являются, в большей степени, стратегиями достижения нормативного уровня благоустроенности проживания.

Вторая стратегия, стратегия достижения благополучного (благоприятного) качества проживания не предусматривается в принципе, и поэтому отсутствует как формализованная в документе стратегия, но должна формироваться посредством постановки задач, включающих:

  • анализ доходов всех проживающих на территории социально-демографических групп населения для подготовки и проведения политики роста доходов;
  • анализ и корректировку действующих (и утвержденных) минимальных норм, стандартов и нормативов потребления и обеспеченности населения материальными благами и социальными услугами с учетом национальных, местных социально-демографических и территориальных специфик;
  • анализ социальных выплат, льгот с целью подготовки нормативной базы и доведения уровня доходов населения, в том числе посредством бюджетной политики, до уровня доходов, обеспечивающий населению, как минимум, нормативный уровень потребления материальных благ и услуг, то есть до уровня нормативной доступности.

Третья стратегия — экономическая. Эта стратегия, исходя из положений концепции и определения экономического потенциала среды территориального проживания, требует дополнительного видения к подходу своего формирования.

  1. Экономический потенциал территории по принадлежности (форме собственности) является муниципальным, региональным, федеральным, частным, смешанным и личным. Одновременно, региональная, федеральная, частная или смешанная части потенциала имеют центры влияния на

    — 204 —

    изменения объемов потенциала, как правило, за пределами территорий проживания (муниципальных образований). В этом видится необходимость определения зоны или сектора влияния (воздействия) и ответственности муниципальной власти на объем всего экономического потенциала, функционирующего на территории проживания. Также необходимо рассмотреть пути возможного нормативно-законодательного расширения влияния муниципальной власти на весь экономический потенциал для осуществления бесконфликтного развития качества проживания.

  2. Следует определить объем развиваемого экономического потенциала как достаточного для текущего и перспективного проживания. Изучить основные потребности населения, определяющие вектор и объем развития потенциала, а также необходимые сроки для достижения результатов развития потенциала.
  3. Стратегии обычно понимают сквозь призму целеполагания, перспективного планирования и использования программно-целевого метода. Но требуется и более широкое понимание стратегии как управленческое стратегическое мышление. Экономический потенциал как материальный источник качества жизни часто не требует прогнозного планирования, так как для разрешения проблем текущей несбалансированности и возможного неэффективного функционирования элементов экономического потенциала больше требуются правильные и повседневные управленческие действия.

Из содержания и смысла стратегий следует, что каждая из стратегий должна раскрываться в частях среды территориального проживания и формулироваться в конкретных задачах по развитию частей среды проживания. При этом также определяются задачи по поддержанию существующего (достигнутого) уровня среды.

Учитывая, например, специфики территорий проживания и хозяйствования малочисленных коренных народов Севера, принципиально важно определить, какую среду территориального, в том числе кочевого проживания, коренные народы желают иметь, и какие программные действия требуется прописать.

Зачастую, выравнивая бюджетную обеспеченность и социальные нормативы, мы не всегда принимаем во внимание и учитываем специфики кочевого и оседлого образа жизни и способа ведения хозяйства.

— 205 —

Среда обитания. Пример концептуального подхода к среде проживания

Формирование стратегии как практического документа для управления развитием невозможно без определения и учета специфик хозяйствования и проживания, формулирование которых во многом опирается на осмысление естественных факторов традиционного проживания и причин таких специфик.

Когда мы говорим, например, о среде территориального проживания коренных малочисленных народов Севера, то мы понимаем, что такая среда является частью среды обитания человека. Если рассматривать хозяйствование в северных территориях России, где коренные малочисленные народности Севера исторически осуществляют традиционное хозяйствование в согласии и в соответствии с ритмами жизни окружающей природной среды, то в качестве одного из главных критериев благоприятного проживания, несомненно, должны быть сохранение среды обитания и сохранение традиционного хозяйствования. Природная среда в своем климатическом проявлении не могла позволить человеку воздействовать на ландшафт (зона тундры) орудиями труда, изменяющими существующую на ней питательную среду в силу ее низкой (слабой) воспроизводимости. Воздействие орудиями труда на ландшафт могло и может привести к необратимому процессу, ведущему к разрушению природной среды, что будет означать разрушение среды обитания человека.

Например, разработка ландшафтов северных территорий Тюменской области для обустройства и эксплуатации месторождений невоспроизводимых углеводородных ресурсов свидетельствует о появлении рисков разрушения среды обитания, в том числе традиционного хозяйствования, которое в итоге может привести к снижению численности народностей Севера.

Что необходимо, как представляется, дополнительно увидеть и раскрыть в стратегии достижения благоприятного качества проживания, чтобы осуществить более верную постановку задач, определить оптимальные механизмы и инструменты воздействия и согласования.

1. Любые программы, затрагивающие интересы и развитие данных территорий, должны учитывать хрупкость среды проживания и среды обитания Севера.

— 206 —

На взгляд автора, федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. № 564) методологически не полностью раскрыла проблемы среды при промышленном освоении северных территорий. В Программе (раздел 6) утверждается, что «в процессе выполнения Программы будут... созданы условия, способствующие преодолению противоречий между традиционными отраслями хозяйствования и промышленным освоением северных территорий, сохранению естественной природной среды».

Однако вызывает сомнение, что в ходе выполнения данной Программы можно преодолеть противоречие между традиционным хозяйствованием и промышленным освоением. Исходя из логики излагаемых аспектов, обосновывающей методологию среды территориального проживания, можно увидеть, что экономический потенциал в части промышленной эксплуатации месторождений углеводородного сырья нельзя обозначить как часть среды, принадлежащей среде территориального проживания в муниципальных образованиях Тюменского Севера. Методологические подходы средовых отношений подсказывают, что у ФЦП недостаточно собственной методологической основы для преодоления противоречий.

Коротко поясним. Промышленная эксплуатация месторождений углеводородного сырья Тюменского Севера является частью экономического потенциала всего государства. Эксплуатация осуществляется в основном вахтовым способом, когда трудовые ресурсы не закрепляются на территории для постоянного проживания, а используются в сменном режиме работы, чередуясь через каждые 1–3 месяца. Все атрибуты человеческой жизнедеятельности: материальные и социальные условия проживания, сокращаются до минимальной (и безальтернативной) необходимости своего присутствия и, в основном, для обеспечения эффективной трудовой деятельности при обустройстве и промышленной эксплуатации месторождений. То есть, все условия такого проживания сформированы для временного проживания на территориях муниципальных образований. Также и промышленный потенциал эксплуатируется не как часть местной среды проживания, а как часть среды (экономический потенциал) общероссийского проживания. Из этого следует, что среда территориального проживания и

— 207 —

промышленное освоение (эксплуатация) имеют различные векторы развития и стремятся к различным результатам своего развития.

Поэтому, как видится, требуется дополнительная основа единым (одновекторным) интересам развития среды проживания, среды обитания и промышленного освоения Севера. И это относится не только к эксплуатации нефтегазовых месторождений на территориях муниципальных образований.

Очевидна необходимость разработки общего федерального закона с примерным названием «Основы промышленной эксплуатации природных ресурсов на территориях Севера», разрешающего обозначенную проблему и проблемы среды обитания и препятствующего подавлению промышленным развитием территорий среды проживания.

2. Моноотраслевая специфика промышленного хозяйствования на территориях муниципальных образований, исходя из содержания вышеупомянутого пункта, не столь проблематична, как обычно представляется. Скорее, это проблема федерального уровня, которая обозначается как «сырьевой характер экономики».

В тоже время в экономической стратегии следует подробнее обозначить развитие различных экономических потенциалов, которые будут функционировать как неотъемлемая часть среды, материальная основа и источник существования среды территориального проживания северных муниципальных районов.

3. Необходимо осуществить анализ выполнения программ (федеральных, региональных, местных) на территории района с задачами определения их фактической результативности, причин невыполнения или частичного выполнения программ, не делая упор в анализе исключительно на недостаточность финансирования. Желательно, результативность программ рассмотреть с позиций принципов реальности, достижимости, возможности и целесообразности; полноты инструментов воздействия, финансово-экономических подходов, кадрового обеспечения, управленческого умения и стратегического видения и, возможно, управленческого формализма.

4. Необходим сравнительный анализ социально-экономических показателей качества среды проживания с периода начала освоения недр на территории муниципальных образований с показателями в период интенсивной эксплуатации месторождений. Анализ необходим для выявления объема социально-экономических выгод и социальных

— 208 —

достижений качества жизни, полученных коренными народами Севера в виде благ и компенсации за эксплуатацию различными компаниями территорий традиционного проживания и хозяйствования.

Результирующий итог анализа, возможно, потребует корректировок и дополнений в действующие и разрабатываемые программы.

5. Следует определить механизмы влияния на доминирующие (монопольные) субъекты промышленного и иного хозяйствования, осуществляющих на территориях не возобновляемую добычу природных ресурсов или возобновляемых ресурсов, с задачей регулирования природно-экологических и экономических условий формирования благоприятной среды проживания и хозяйственной деятельности. А также выработать предпосылки (стимулы, условия и т.п.) для повышения текущих и долгосрочных социальных (и экономических) выгод от освоения (эксплуатации) недр для обществ, проживающих в северных территориях.

Пример алгоритма (стратегического) планирования качества среды территориального проживания

Этап 1.

  1. Анализ исходного состояния всех частей среды общественного территориального проживания, в том числе поселенческого и кочевого проживания, на соответствие фактических социально-экономических показателей утвержденным стандартам, нормам и нормативам потребления и обеспеченности: по жилью, образованию, здравоохранению, доходам и т.д.
  2. Анализ завершенных и выполняемых (действующих) программ развития: выполнения и невыполнения программных установок. Причины неудовлетворительного выполнения.
  3. Выявление проблем общественного проживания. Выявление долголетних (хронических) проблем, недавних, намечающихся. Установление причин и характера проблем, в том числе выявление объективных и субъективных факторов. Определение социальных специфик, в том числе и неблагоприятных специфик. Определение состояния и проблем традиционного способа хозяйствования, а также обычаи и традиции. Также компетенцию решаемости вопросов и проблем по уровням власти (местная, региональная, федеральная).
  4. — 209 —

  5. Определение качественного состояния среды общественного проживания на территории (в редакции аспектов формирования концепции):
    • депрессивная (ухудшение или снижение показателей и тенденций);
    • стагнационная (почти ничего не меняется в показателях, положительные тенденции не просматриваются);
    • достаточная (обеспечен минимальный уровень благоприятного проживания, утвержденные минимальные социальные стандарты выполняются, видна положительная тенденция и ее перспективы, наблюдаются возможности (имеется потенциал) развить положительную динамику);
    • благоприятная (социальные показатели и динамика выше средних значений, отрицательные показатели среды имеют удовлетворительную тенденцию снижения, минимальные социальные стандарты превышены дополнительными услугами, дополнительным бюджетным финансированием, все части среды в состоянии благоприятной для проживания. При этом имеется и эксплуатируется экономический потенциал территории для поддержания среды проживания или ее улучшения).
  6. Проведение сравнительного анализа среды относительно соседних территорий, общей региональной среды. Анализ и оценка среды различного поселенческого проживания. Определение уровня и места данной среды в регионе и федерации.

Возможны пороговые и промежуточные оценки среды. Проведение мониторинга состояния среды среди различных групп населения. Проведение корректировок критериев состояния среды и методов их оценки.

Этап 2.

  1. Определить среду (уровень качества) общественного проживания, которая будет целью стратегического планирования.
  2. Определить параметры, показатели и тенденции частей среды, в том числе и экономического потенциала, достижение которых должно быть определено в задачах.
  3. Учесть естественные специфики существующей среды, характерные для данного проживания, и территории (природно-климатические и географические особенности).
  4. Определить средства и источники финансирования выполняемых задач.

— 210 —

Заключительное положение

Изложенные теоретико-методологические аспекты формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования представлены как авторский подход к систематизации, обоснованию взаимодействий функций среды территориального проживания (муниципального образования), основополагающих отношений в общественном проживании по поводу проживания, качественных величин среды и их оценок, предназначенности экономического потенциала. Теоретическим фундаментом изложенных аспектов является политическая экономия. Несомненно, что изложение аспектов является кратким (не в полной мере развернутым).

Используя метод материалистической диалектики для понимания и раскрытия закономерностей развития территориального проживания людей, автор представляет вывод, что стремление людей к благополучному проживанию на определенной территории есть естественное (биолого-социальное) и долженствующее биологической природой человека необходимое стремление. При этом всякий исторический способ хозяйствования и организации общества есть социальные средства долженствующего биологической природой стремления к благополучию. Поэтому любые экономико-социально-политические средства, не способствующие или препятствующие стремлению, будут раньше или позже под давлением этой необходимости изменены или разрушены.

Список литературы:

  1. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1939–1950. Т. 3.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2, т. 46, ч. 1.

— 211 —