Васильев С. А. «Очерки реальной экономики и социально-экономической политики в России»

← В начало книги и к оглавлению

Январь 2006 года

Газовый конфликт и рыночные принципы

Так называемый газовый конфликт с Украиной, начавшийся в конце 2005 года — это тот случай, когда рыночный принцип оказался выше и принципиальней здравого экономического расчета и существующих экономических реалий двух государств.

И можно предположить, что газовый конфликт — это скорее повод для начала неких политико-идеологических разборов, накопившихся между Россией и Украиной. Придание европейским сообществом Украине статуса государства с рыночной экономикой привело к ожидаемому, и возможно спровоцированному конфликту, началом которого и является экономический конфликт за рыночную цену в 230 долларов за тысячу кубических метров поставляемого в Украину природного газа.

Конечная задача такой провокации — окончательный развал СНГ, как последнего цементирующего средства единого территориального, политико-экономического и оборонного постпространства бывшего СССР. Цель такой и подобных задач, чтобы Россия не являлась супердержавой, а ее роль и место в рейтинге государств обозначалось и контролировалось «ведущими» мировыми державами. Как видно, геополитическая задача «ведущих» мировых держав и их идеолога З. Бжезинского выполняется, а именно: «Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, потому что само ее существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Без Украины Россия все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским государством...» Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Международные отношения, 2003. — 256 с.[1, с. 61]. Такую роль отводит З. Бжезинской Украине на евразийской карте для ослабления России.

Что надо увидеть, чтобы рыночные отношения не путать с политикой и чтобы так называемое «рыночное ценоформирование» не препятствовало положительному развитию отношений между государствами на постсоветском пространстве? Когда нам говорят о рыночной цене природного газа в 230 долларов за тысячу кубических метров, то рыночной ценой называют цену покупки природного газа западноевропейскими государствами. И в данном контексте важно, но не принципиально по какой

— 39 —

формуле или методике она считается. Принципиальных в этом вопросе два существенных момента (при разговорах о рыночной цене газа).

Первый момент. Является ли максимальная цена покупки российского природного газа в Западной Европе мировой рыночной ценой? Представители Евросоюза считают, что это и есть мировая рыночная цена. Но может ли цена за природный газ для конечного потребителя, например, в 50 долларов или в 130 долларов, но на других региональных рынках, быть рыночной ценой. Ответ утвердительный: на разных рынках рыночная цена газа может быть разной.

Общеизвестный рыночный закон формирования уровня цены товара в зависимости от спроса и предложения на рынке как раз и свидетельствует, что западноевропейский рынок это еще не мировой рынок, а мировой цены, какого-либо товара, как таковой, в природе не существует. Можно говорить о базовой цене — цене производства товара с учетом рентабельности, позволяющей осуществлять реинвестирование. Только при реализации какого-либо товара на каких-либо региональных рынках, в том числе и на международных, цена становится рыночной, подвергаясь на этих рынках колебаниям в зависимости от спроса и предложения.

Российский природный газ такой же товар, как и любой иной, но имеющий свою как положительную, так и отрицательную специфику, не свойственную другим товарам.


Во-первых, положительная сторона для производителя: постоянно растущий спрос на природный газ в мире (доля газа в мировом энергетическом балансе растет), имеет высокорентабельную рыночную цену, является высоковостребуемым товаром, запасы газа имеют мировое значение. Во-вторых, отрицательная сторона: значительная капиталоемкость добычи и транспортировки, зависимость от действующих направлений газопроводов, постоянно требуемые инвестиции на поддержание сырьевой базы и развитие магистральных газопроводов. Транспорт газа сегодня одно из самых узких мест в развитии российской газовой отрасли, который дополнительно еще подвержен рискам неблагоприятных межгосударственных отношений, которые себя проявляют на протяжении последних 10 лет. Это межгосударственные отношения с Польшей, прибалтийскими государствами, Украиной, по территориям которых

— 40 —

проложены магистральные газопроводы и по которым прокачиваются существенные объемы транзитного газа в западном направлении. Политические риски требуют сегодня принципиально нового подхода в вопросе транспорта природного газа, и он сегодня уже реализуется.

Говоря о рыночной цене природного газа, рассмотрим, как она формируется. Для ОАО «Газпром» себестоимость газа формируется из следующих (основных) частей: затраты добычи, транспортировки, хранения и сбыта. Плюс планируемая средняя рентабельность в 30–40 процентов к затратам и составляют цену природного газа. Конечно, расчет цены более сложен. В наличии имеются разные условия добычи, дальность и условия транспортировки, иные затратные составляющие, но принцип формирования цены един и должен быть понятен. Вся остальная часть цены есть разница между рыночной ценой, то есть ценой спроса на каком-либо региональном рынке потребления, и ценой производства. Эта разница в денежном выражении является ценовой премией (сверхприбылью), возникшей и полученной из благоприятного стечения политико-экономических обстоятельств на рынке потребления данного вида товара.

Рыночная составляющая цены природного газа на различных рынках зависит от многих условий и факторов. Это: наличие традиционного вида топлива для коммунального и промышленного потребления, наличие преобладающего вида топлива, возможности энергозамещения другими видами топлива или такого же, но за счет собственных ресурсов; объемы потребления топлива, в данном случае, природного газа; соотношение затрат по транспортировке и добыче с уровнем дохода от продаж на рынках, наличие конкурента по поставке газа, доля поставки газа в общем объеме потребления топлива (монопольные преимущества), перспективы рынка потребления газа, возможности и перспективы конкурентов вытеснить с рынка и их ценовые возможности; политические и экономические риски. А также маркетинговая политика компаний при работе на рынках. И многие другие факторы, характерные для каждого регионального рынка в отдельности, в том числе использование уровня цены природного газа в качестве политического инструмента.

Второй существенный момент при определении рыночной цены — это, прежде всего, учет платежеспособного спроса потребителей, в том числе и производственных, на региональных рынках. В целом, это учет

— 41 —

возможностей экономики государства, в том числе состояния и возможностей платежного баланса государства. Это тот существенный фактор при определении рыночной цены природного газа, которому, как видится, не уделяется должного и принципиального внимания.

Уровень цены природного газа для российских потребителей, можно считать, более или менее отрегулирован государством. И с учетом платежеспособного спроса населения, коммунальных и промышленных потребителей, можно утверждать, что эти цены и есть рыночные — регулируемые государством рыночные цены на природный газ.

Нигде в мире монопольный жизненноважный товар не выходит на рынок с идеальной рыночной ценой, потому что тогда она трансформируется в спекулятивную цену. И везде цена на монопольный жизненноважный товар в той или иной степени, в том или ином виде, регулируется государством имеющимися инструментами воздействия, как то: ограничения, условия, дотации, компенсации, возмещения и тому подобное.

Поэтому когда Всемирная Торговая Организация (ВТО) выдвигает одним из условий вступления России в эту организацию приведение внутренних цен на природный газ до уровня мировой, то можно считать, что это нежелательное для российской экономики требование и при этом нарушающее собственные положения ВТО для членов этой организации. Данное условие направлено, прежде всего, на ликвидацию конкурентных преимуществ российской экономики, которая ввиду физической изношенности и моральной отсталости наших производственных фондов (в основном), не может конкурировать с товарами нероссийского производства по качеству, но вполне конкурирует в ценовом диапазоне. Ликвидация данного преимущества, по требованию ВТО, может привести к сокращению объема экспорта, к сокращению потребления отечественной продукции на внутреннем рынке и, соответственно, даст несколько процентов роста экономикам западных государств. Соответственно на нашей экономике это может отразиться на сдерживании технического перевооружения производства и на дополнительном росте цен на выпускаемую продукцию, с вытекающими из этого социальными последствиями. Прирост потребности в оборотном капитале и снижение рентабельности предприятий приведет к общему дополнительному росту цен на потребительские товары и услуги и, соответственно, росту бюджетных расходов на социальные выплаты.

— 42 —

Все вышесказанное относится и к украинской экономике, но с более неблагоприятными экономическими последствиями, ввиду недостаточности времени и финансового ресурса на реализацию энергозамещения и энергосбережения. И еще более неблагоприятными политическими последствиями для России и Украины. Плохая экономическая и политическая дипломатия очевидна.

230 долларов за тысячу кубических метров природного газа для Западной Европы — это сложившаяся рыночная цена на западноевропейском региональном рынке, но такая же цена для Украины — это уже спекулятивная цена. И подтолкнул к этому конфликту и методологическому заблуждению именно Евросоюз.

Какие экономические факторы должны были повлиять на уровень рыночной, а корректно сформулировать, обоснованной цены на природный газ для Украины. Это: доля российского газа в общем балансе производимого и потребляемого газа, доля газа в общем балансе энергопотребления, возможности энергозамещения, транспортная составляющая в цене газа, удельный вес энергоресурсов и газа в себестоимости и цене продукции, платежеспособность населения, бюджетных, коммунальных и промышленных потребителей; динамика влияния роста цены на газ на динамику роста цен на промышленную продукцию и коммунальные услуги; оценка конкурентоспособности производимой продукции с ростом цены газа, оценка инфляции, последствия динамик экспортно-импортных объемов, в том числе и с Россией; состояние платежного баланса страны, возможности правительства к внешним заимствованиям и бюджетным компенсациям, уровень цен на потребляемый газ на соседних региональных рынках. Можно продолжать еще.

В этом перечислении факторов уровня цены как раз хочу подчеркнуть, что цена на монопольный и стратегический товар для российской экономики с «бухты-барахты» не должна устанавливаться, тем более для стратегического партнера, каким является Украина. И руководствоваться подсказками Евросоюза и некой эфемерной борьбой за принципы рыночных отношений, по крайней мере, несерьезно на государственном уровне.

Сегодня ОАО «Газпром» необходимо сделать расчет цены на природный газ для Украины с учетом необходимых рекомендаций Правительства РФ, которое, по смыслу своего предназначения, должно

— 43 —

ориентироваться на стабильную экономическую основу в межгосударственных отношениях. Общеизвестно, что в газовой теме взаимоотношения с Украиной не простые уже лет 10, начиная, наверное, с роста неплатежей за потребленный газ и проведения расчетов встречными поставками по «сверхрыночным» ценам, что фактически означало инвестирование украинских производителей.

Но сегодня это не имеет никакого отношения к борьбе за рыночные отношения и принципы, то, что происходит, можно назвать историческим расколом многосторонних отношений между Россией и Украиной. Рыночная цена природного газа оказывается политическим инструментом и «троянским конем» в разрушении единого экономического пространства. Как мне видится, борьба за принципы рыночных отношений должна быть постольку, поскольку эта борьба соответствует интересам России в международных делах.

В развитии рыночной экономики России, наверное, необходимо рассмотреть и руководствоваться дополнительными принципами рыночного развития: принципом разумной достаточности сфер рыночного регулирования и принципом равенства и обоснованности интересов субъектов рыночных отношений. Зачастую мы забываем, что рыночные отношения — это инструмент, а не цель развития общества.

Список литературы:

  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Международные отношения, 2003. — 256 с.

— 44 —