Васильев С. А. «Очерки реальной экономики и социально-экономической политики в России»
Август 2007 года
«Газпром» как экономическая основа внешней политики государства
Для российской и мировой общественности уже давно не секрет, что ОАО «Газпром» в России является главной компанией газовой отрасли, которая на протяжении более 15 лет является базовой в топливно-энергетическом секторе экономики. Приведя некоторые показатели, можно оценить уровень значимости отрасли и ОАО «Газпром» для страны: с 1990 по 2006 годы доля естественного газа в общем объеме произведенных первичных энергоресурсов ежегодно составляла от 40 до 50 процентов, в 2006 году доля производства «Газпрома» в ВВП страны составила 10,6 процентов, доля газа в общем объеме российского экспорта в 2006 году составила почти 13 процентов. В 2006 году в общем объеме мировой добычи газа доля российской газовой отрасли составила более 22 процентов, в том числе 19 процентов пришлось на добычу «Газпрома», на который приходится
Но разговор пойдет о принципиально новых задачах и устремлениях «Газпрома», провозглашенных акционерами два года назад. В новой стратегии развития поставлена концептуальная и, в то же время, амбициозная задача по превращению национальной компании в «мировой многопрофильный концерн». А именно, из компании, работающей на внешних рынках как поставщик природного газа, — в транснациональную компанию, эксплуатирующую и контролирующую весь газовый процесс от добычи до внешних конечных потребителей (насколько это возможно) с расширением собственного присутствия на мировых рынках: и в добыче, и в переработке, и в газотранспортных активах для потребительского сектора. Фактически, это стратегия экономической экспансии, начатая с внешней экспансии капитала (инвестиций) в реальные производственные, инфраструктурные и акционерные активы зарубежных компаний.
Задача экспансии целевая, сложная и глобальная. Логично, что она не могла возникнуть просто так: из-за «тесноты» на внутреннем рынке. И производственные показатели работы газовой отрасли за 10 лет не очень убедительно свидетельствуют в пользу качественных преобразований отрасли в целом. Так, доля экспорта в дальнее зарубежье в общем объеме добываемого газа за прошедшие 10 лет существенно не изменилась: 128
— 66 —
млрд. куб. м. или 21,3 процента от добычи в 1996 году и 161,8 млрд. куб. м. или 24,7 процента от добычи в 2006 году. Общий объем добычи газа за прошедшие почти два десятилетия также принципиально не изменился. Если в 1990 году было добыто 641 млрд. куб. м. газа, то после периода спада добычи до 1997 года (571 млрд. куб. м.) добычу в 2006 году подняли до 656 млрд. куб. м. газа. К тому же «Газпром» с постоянной периодичностью высказывается о недостаточности финансовых источников для инвестиционной активности (подробнее эту тему автор раскрывает в статье «Инвестиционные решения для газовой отрасли»). К тому же, вполне стандартное инвестиционное обоснование, как стремление к расширению бизнеса компании, владеющей исключительным по ценности и высоковостребованным энергетическим товаром на мировом рынке, для «Газпрома» не может быть достаточным. Известно, что государству в ОАО «Газпром» принадлежит контрольный пакет акций (50,002%) и коренное стратегическое решение по развитию компании без политической подоплеки произойти не могло. Желание нарастить мощный «топливно-энергетический таран» для экспансии российских интересов в Европе задача посильная только по воле и при поддержке государства.
Несомненно, что топливно-энергетическая специализация российской промышленности и экспорта осознается как существенная экономическая основа политическому инструментарию государства не только в отстаивании и продвижении собственных интересов в Европе, но и как инструмент влияния на более глобальные процессы в мировом сообществе. В то же время, топливно-энергетический сектор экономики, сформированный в советский период, почти двадцать лет находится под прицелом критики российских и зарубежных экономистов, как сектор, объем производства и доходы которого вносят «консервирующий» дисбаланс в пользу топливно-сырьевого характера развития промышленности. И такой дисбаланс в развитии рассматривается как рискованный для экономики и одновременно сдерживающий научно-технический прогресс.
Но что ни говори, а мировая потребность в топливно-энергетических ресурсах пошла вверх и российский ТЭК выявил преимущества, но уже российской экономики. Преимущества, во-первых, в обладании природным топливно-энергетическим потенциалом, который, как никогда ранее, выводит
— 67 —
Россию в мировую энергетическую державу; во-вторых, в наличии потенциала возможности для покрытия существенной доли мирового спроса на топливно-энергетические ресурсы. Но главное преимущество — это, прежде всего, выгода «для себя», заключающаяся в возможности (предоставленной ходом мирового развития) воспользоваться относительно долгосрочной высокодоходностью топливно-энергетических товаров на мировых рынках и позволяющей образовать дополнительный финансовый источник для развития отраслей национальной экономики. До настоящего времени, начиная с 1985 года (года так называемой «перестройки»), государству в лице часто меняющихся правительств, особо нечем было похвастаться, имея в виду использование доходов от экспорта топливно-энергетических товаров, не затронувших реконструкцию и модернизацию отраслей экономики.
Сегодня можно утверждать, что Россия «переварила» внешнюю и внутреннюю критику сырьевого характера развития национальной экономики. Многолетние экономические дискуссии о необходимости и путях диверсификации экономики свое дело сделали: так называемый «план Путина» по развитию конкурентных и высокотехнологичных отраслей отечественной экономики, как результат этих дискуссий, начинает реализовываться, и сверхдоходы от экспорта природного газа и нефти определены главным финансовым источником этого плана, но это отдельная тема для рассмотрения. Главное, чтобы по пути к энергетическому лидерству, не растерять финансовый потенциал для реконструкции собственной экономики.
Но очевидно и другое: растущий мировой спрос на природный газ порождает энергетическую зависимость государств-потребителей, не имеющих собственной добычи или ее недостаточность, от государств, имеющих достаточную добычу природного газа и ресурсные запасы, и имеющих возможность долговременно удовлетворять растущий мировой спрос. При этом и долгосрочные прогнозы спроса на природный газ для стран с развитой экономикой приводятся совсем «неутешительные». При мировой добыче природного газа около 3 трлн. кубических метров в 2006 году мировой спрос в 2010 году прогнозируется в объеме около 3,3 трлн. куб. метров, а к 2030 году в объеме около 5 трлн. куб. метров. Такой прогноз может свидетельствовать о дальнейшем усложнении мировой конкурентной
— 68 —
борьбы за обладание запасами углеводородного сырья, усилении государственных влияний на энергетику, обострении проблем мировой энергобезопасности и межгосударственных отношений. Можно предвидеть, что мировой межрегиональный дисбаланс по запасам, добыче и потреблению приведет к развитию международных институтов и организаций с задачами международного регулирования добычи, транспортировки, переработки и потребления энергетических ресурсов. Стремление взять под контроль регулирование мирового энергетического баланса международным сообществом (как обычно, в лице ЕС и США) и рост межгосударственной конфликтности тоже возможное развитие мировых событий. Все же несомненно, что долгосрочная востребованность топливно-энергетического ресурсного и добывающего потенциала России не дает основания отказываться от дополнительного и существенного развития топливно-энергетических отраслей экономики.
Нарастающая политическая активность России на международной арене необходимо содействует продвижению экономических интересов, заключающихся также в росте российского экспорта и занятию Россией достойного места в мировом товарообороте. В ближайшей перспективе пока можно говорить только об определенной группе товаров с ориентацией роста взаимной торговли со странами Евросоюза и Азиатско-Тихоакенского региона. С другой стороны, авторитет России в международных делах естественно и необходимо должен опираться на мощную экономику, которую также должны представлять компании-лидеры такой экономики. И здесь лидерство предполагает и требует преодоления границ национальной экономики. Внешние государственные интересы также требуют, чтобы лидеры национальной экономики вышли и на лидирующие позиции на региональных и глобальных рынках и не только потребительских. Подразумевается и, прежде всего, активная инвестиционная деятельность, направленная на приобретение профильных производственных и инфраструктурных активов в странах-потребителях российских энергоресурсов.
Определенно, что экономическая политика государства переживает новый этап своего развития, который можно определить как формирование государственных механизмов и институтов (субъектов хозяйственно-административного управления), регулирующих и балансирующих
— 69 —
рыночные стимулы с государственными задачами, в интересах реформирования экономики и социального развития государства, в том числе для внешней интеграции с мировым сообществом. Подтверждением этого является отношение государства к транснационализации российских компаний и капитала: преодолев этап недоверия и достигнув осознания необходимости, транснациональное развитие российских компаний возведено в ранг государственной политики. Если, еще два года назад вывоз частного капитала для развития бизнеса и приобретения иных активов за пределами России считалось, чуть ли не предательством национальных интересов, то сегодня в рамках проводимой политики частно-государственного партнерства, государство содействует экспансии капитала, но уже в рамках национальных интересов. Транснациональное развитие компаний-лидеров отечественной экономики стало осуществляться как политическая воля государства и в меньшей степени как политика топ-менеджеров этих компаний. Совпадение же государственных и частных интересов в направлении транснационального развития крупных компаний сегодня можно считать, в большей мере, «техническим».
Не афишируемое ранее «директивно-рыночное» воздействие на развитие базовых отраслей экономики в качестве регулирующего механизма, можно сказать, выходит из тени и еще отрабатывается, и требуется время, чтобы осмыслить это: или как частное проявление, или как эволюцию экономической политики в целом, свидетельствующую о зарождающемся государственно-монополистическом способе хозяйствования. Пока же можно констатировать, что рыночные инструменты воздействия для развития топливно-энергетического сектора экономики страны, используемые с начала
Возрастающая в прогнозном периоде до 2030 года роль России в мировом топливно-энергетическом производстве требует от правительства постановки новых задач, совершенствования форм управления и организации для отраслей ТЭКа. Фактически проводимая концентрация управляющих решений по государственному плану, и не только в топливно-энергетическом секторе, — это уже осознанная подготовка к повышению значимости России в
— 70 —
международных энергетических делах и международного авторитета в целом.
Задачу, поставленную государством компаниям топливно-энергетического сектора, можно формулировать как преодоление компаниями границ национального экономического лидерства и реализация собственного развития до лидерства среди мировых энергетических компаний.
Как самому крупному естественному монополисту, влияющему на развитие экономики России, ОАО «Газпром» поручается исключительная роль не только внутри государства, но и на мировых рынках использования природного газа. И этапный стратегический результат уже достигнут. В интервью газете «Коммерсантъ» (29.06.07) председатель правления ОАО «Газпром» А. Миллер заявил: «...Мы уже вторые среди мировых энергетических компаний. И на достигнутом не остановимся» Интервью с А. Б. Миллером //Коммерсантъ 29.06.2007 г. № 112 (www.kommersant.ru)[1].
За два года из «обычного» экспортера добываемого природного газа, из компании владеющей, в основном, активами в России, ОАО «Газпром» «вдруг» прирастая внешними активами, выходит в мировые лидеры. Став транснациональной компанией-«мировым многопрофильным концерном» и сделав «скачок» в капитализации активов (270 млрд. долл.), занял в Европе первое рейтинговое место. Очевидно, что за таким мировым лидерством стоит государство, предоставляющее преференции газовому монополисту и определяющее финансовые источники дальнейшей монополизации газовых активов, в том числе за рубежом. За два года концерн прирастает нефтяными, энергетическими и собирается прирасти угледобывающими активами. Дочерние и совместные компании, владеющие этими активами, в свою очередь, имеют свои задачи по развитию бизнеса и роста активов. Государственные поддержка при приобретении запасов углеводородного сырья в Восточной Сибири, Сахалине, арктическом шельфе проявляет долгосрочные планы России в отношении Западной Европы, Китая, Японии и США.
Инициативы по трубопроводному строительству на юге и севере Европы (одновременно и диверсификация маршрутов транспортировки газа), в дальневосточном направлении, активность на Каспии свидетельствуют о реальных планах лидерства. В 2007 году в планах «Газпрома» приступить к
— 71 —
финансированию проектов освоения месторождений в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Вьетнаме и Индии, что свидетельствует об азиатском векторе развития лидерства. «Газпромнефти» — дочерней компания также ставятся задачи довести добычу нефти к 2020 году до 80 млн. тонн, то есть почти в 2 раза больше чем добыто всей группой компаний ОАО «Газпром» в 2006 году, а также приобретение электроэнергетических активов в Европе. Значительны и планы концерна в области технологий переработки газа и создания мощностей по сжижению природного газа на базе Штокмановского месторождения, что позволит минимизировать риски, в том числе территориальные, трубопроводной транспортировки, обеспечить гибкость и дальность поставок, что, соответственно, расширит географию экспорта.
Обмен активами с западноевропейскими нефтегазовыми и профильными инфраструктурными компаниями, допуск крупнейших мировых компаний к совместной разработке месторождений на условиях инвестиционного и технологического партнерства, заключение долгосрочных экспортных контрактов на поставку природного газа свидетельствуют не только о транснациональных лидерских амбициях концерна и необходимости перспективного планирования работы. В развитии международной газовой интеграции и кооперации видится также понимание и стремление застраховать долгосрочные планы от политических рисков в Европе.
Несекретные планы ОАО «Газпром» можно перечислять, можно анализировать те или иные конкретные шаги, ошибки и победы, но задача статьи иная: раскрыть ту роль концерна, которую ему прописало государство на международной арене в качестве политического инструмента влияния на мировую энергобезопасность в интересах российской политики на международной арене. А также попытаться увидеть «несбалансированные» места системного характера как вероятные риски в перспективе.
В упомянутом интервью «Коммерсанту» А. Миллер конкретизировал роль «Газпрома» на мировом экономическом пространстве: «Системно возникающие риски глобального энергетического рынка требуют создания системы мировой энергетической безопасности, построение которой возможно только при условии перехода от конкуренции национальных чемпионов к сотрудничеству глобальных лидеров. ... Основополагающими
— 72 —
принципами могли бы стать развитие долгосрочных контрактов, в том числе на транзит; обязательный международный аудит запасов; принятие региональных и глобальных стратегий их приращения; согласование энергетических балансов на средне и долгосрочную перспективу и вопросов системы ценообразования.... По-видимому, речь могла бы идти о создании международной энергетической организации — аналога Совета Безопасности ООН, но в сфере энергетики». Несомненно, что наличие мощного топливно-энергетического потенциала для обеспечения растущего спроса на эти ресурсы и, соответственно, взятие ответственности за энергобезопасность — это прирост авторитета влияния России, как в международных отношениях, так и в вопросах мирового развития.
Рассматривая и анализируя публичные действия газового концерна и правительства можно увидеть и сформулировать задачи для текущего и перспективного исполнения:
- Формирование транснациональной компании мирового значения по ресурсной базе, добывающей мощности и капитализации, а также долгосрочное поддержание статуса компании мирового уровня.
- Занятие лидирующего положения на мировом рынке добычи, транспортировки и объему поставок природного газа на мировой рынок (прежде всего на рынок государств Евросоюза) с достижением существенного влияния на параметры европейской энергобезопасности. Формирование, в первую очередь, транснационального лидерства на экономическом пространстве евразийского континента (так сказать на пространстве до Лондона и до Дели).
- Обеспечить долгосрочную устойчивость компании за счет:
- диверсификации видов производимых энергоресурсов (газ, нефть, электроэнергия);
- развитие технологий переработки;
- расширение географии экспорта и закрепления присутствия на новых рынках. Занятие на локальных внешних рынках лидирующего положения с достижением потенциала влияния на энергетическую устойчивость на данных рынках;
- расширение географии собственной ресурсной базы за счет приращения ресурсных активов других государств. Также получение долгосрочных и исключительных прав и преимуществ на приобретение так называемого
— 73 —
«транзитного газа», то есть добываемых ресурсов среднеазиатских государств, не имеющих трубопроводной инфраструктуры и мощностей переработки;
- Расширение географии внешнего сотрудничества в добыче, переработке, транспортировки и сбыте. Развитие газовой интеграции с зарубежными компаниями. При этом особое внимание обратить на развитие и сохранение долгосрочной интеграции в рамках дружественных отношений с Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией, в том числе и для консолидации газовых ресурсных активов с желаемым присоединением их к российским газовым ресурсам как «партнерских».
Развитие газовой интеграции и партнерских (кооперационных) отношений со среднеазиатскими и ближневосточными газодобывающими компаниями на фоне растущего мирового спроса на природный газ рано или поздно, исходя из логики экономических выгод, приведет развитие интеграционных отношений к формированию определенного статусного центра влияния на мировую энергобезопасность. Высказывания Президента РФ и обсуждения газовой темы Министром промышленности и энергетики с ближневосточными партнерами свидетельствуют, что идея «газового ОПЕК» все же зреет в умах, и пути к ее формированию все-таки нащупываются. Одновременно по этому вопросу отслеживается и реакция государств — основных потребителей газа. Скорее всего, это тоже первый этап глобального энергетического плана на пути к созданию «аналога Совета Безопасности ООН, но в сфере энергетики». Такие инициативы свидетельствуют, что Россия уже претендует на роль мирового лидера в энергетической сфере и готова энергетической активностью на мировой арене доказать это. Глобальная инициатива — арктическая экспедиция в июле-августе 2007 года для обоснования российской собственности на «ресурсный» шельф — убедительное тому свидетельство.
Тенденции в добыче и экспорте, изменениях в обеспечении внутренних потребностей в газе убеждают, что добывающие и экспортные планы «Газпрома» нацелены на доведение собственной доли в импорте природного газа государствами Евросоюза к 2020 году до 50 процентов, а к 2010 году занять устойчивую долю в импортируемом Евросоюзом газе до
— 74 —
процентов к 2020 году (до 280 млрд. куб. м.), «переключив» внутренних потребителей на газ, добываемый независимыми производителями. Доля «независимых» в общем объеме внутренней добычи должна увеличиться с сегодняшних 15 процентов
Формирование «многопрофильного газового концерна» мирового уровня — стратегия, которая, прежде всего, должна опираться на задачи и решение государства. Поставив внешнеэкономические задачи «Газпрому», для их выполнения необходимо определить финансовые источники, организационные планы и государственные преференции. То, что это затратное «мероприятие» и требует долгосрочных и не «случайных» источников финансирования вряд ли у специалистов вызовет сомнение. Глобальное газовое влияние на мировую энергобезопасность — это, в первую очередь, осуществить концентрацию ресурсных запасов и добывающих мощностей, иметь развитые и диверсифицированные средства доставки, передовые технологии добычи и переработки. И уж затем, исходя из сроков реализации стратегии, определение объемов и источников финансирования, и объема государственных преференций.
Обозначая объем государственного содействия при осуществлении «Газпромом» целевых внешнеэкономических задач, необходимо увидеть, что тема государственных преференций государственной монополии —
— 75 —
достаточно «щекотливая» тема для обсуждения, когда в самом государстве не понятно, какой способ хозяйствования провозглашается и стимулируется к развитию в качестве основы социального устройства общества. Но, тем не менее, государственно-монополистические тенденции в экономики уже присутствуют (реализация «плана Путина») и государственное вмешательство (в плане обязательности исполнения) можно рассматривать как стремление действенным и оперативным способом сконцентрировать финансово-экономический и организационный потенциалы в базовых и конкурентных отраслях. Наверстать упущенное «перестроечное» время, приведшее в своем результате (не говорю о демократических преобразованиях) к падению производства и социальных показателей, к потере конкурентных позиций на собственном рынке, также просматривается в позиции нынешних руководителей государства. Исторически российский державный стиль управления, наверное, не подвластен рыночным инструментам хозяйствования. И государство его откровенно демонстрирует. Но это только подтверждает теоретическую попытку К. Маркса «привязать» Россию к азиатскому способу производства, который характеризуется сильным присутствием государства во всех сферах деятельности. Планы «Газпрома», видимо, и являются проявлениями «государственно-рыночных отношений».
Нельзя сказать, что «Газпром», по итогам работы 2006 года, опубликовав хорошие показатели, в том числе по капитализации, для выполнения долгосрочной стратегии вышел на полную обеспеченность собственными финансово-инвестиционными ресурсами. Инвестиционные потребности для выполнения планов по капитальным вложениям и долгосрочным финансовым вложениям в 2006 году предусматривались в объеме 373,2 млрд. рублей, а чистая прибыль за вычетом дивидендных выплат составило около 283 млрд. рублей. В 2007 году инвестиционная программа ориентируется на потребность в ресурсах в объеме 531,8 млрд. рублей при планируемой неконсолидированной прибыли (без учета чистой прибыли дочерних компаний) в объеме 460 млрд. рублей. Прирост прибыли, при этом, уже учитывал запланированное 15% повышение цен на природный газ на внутреннем рынке. Даже без учета сорокамиллиардного долга «Газпрома» в долларовом обозначении дефицит собственных источников был очевиден и предложения по ускоренному повышению цен, как
— 76 —
источнику прироста прибыли, обсуждались в правительстве почти все второе полугодие 2006 года. Тема ценообразования природного газа оказалась самой «жаркой» при обсуждении трехлетней инвестиционной программы «Газпрома».
И «Газпром» победил, придумав принцип «равнодоходности газа», а именно: внутренние цены на газ должны обеспечивать рентабельность (доходность), равную рентабельности от продажи газа на внешнем рынке. Это означает (и график утвержден) ежегодное повышение внутренних цен на газ, предусматривающий к 2011 году выход на равную доходность с внешними продажами. Если в 2007 году цена в среднем составит 52 доллара за 1 тыс. куб. м., то к 2011 году цена должна быть 125 долл. за 1 тыс. куб. м. И, фактически, государственное регулирование цен на природный газ потеряло свое значение.
Роль регулируемой цены, как источника развития и экспансии «Газпрома», не простой вопрос уже много лет. Автор данной статьи неоднократно публиковал статьи, экономически обосновывающие однобокость подхода «Газпрома» и правительства к решению вопроса финансовой обеспеченности реализуемых инвестиционных программ, то есть за счет повышения цен на газ. Для российской экономики внутренняя цена газа, обеспечивающая равный доход с экспортной ценой, является решением с неблагоприятными последствиями для экономики, приводящими к замедлению темпов роста. То есть, политику формирования цены на газ для внутреннего рынка в ее нынешнем обосновании и применении следует оценить как рискованную политику для национальной экономики.
Даже примерный и неполный расчет показывает, что в 2011 году внутренние потребители должны будут заплатить за газ на 650 млрд. рублей (без учета НДС) больше, чем в 2006 году (при объеме внутреннего потребления газа в 350 млрд. куб. м.). Как минимум, на эту сумму должны увеличиться расходы предприятий, организаций и населения, и не принципиально, будут это прямые расчеты за газ или опосредованы ростом стоимостей электроэнергии, металла, коммунальных услуг, сельскохозяйственной продукцией или иных потребительских товаров и услуг. Сумма цен всех товаров на российском потребительском рынке увеличиться, как минимум, на 880 млрд. рублей (с учетом НДС и средней рентабельности всего хозяйственного комплекса России и без учета продаж
— 77 —
самой газовой отрасли). Это также означает переток оборотного ресурса (капитала) в газовую отрасль от хозяйствующих субъектов других секторов экономики, который для газовой отрасли будет являться приростом инвестиционного ресурса в объеме около 26 млрд. долларов (относительно 2006 года). Это также означает снижение доходности других секторов экономики и возможный упреждающий рост цен и тарифов на потребительском рынке, то есть скачок инфляции и, соответственно, снижение реальной заработной платы или темпов ее роста. Моделировало ли правительство прогнозную экономическую и социальную ситуацию, неизвестно.
Не развивая тему последствий роста цен на газ, видно, что финансово-инвестиционным источником реализации стратегии «Газпрома» определены внутренние оборотные ресурсы и доходы населения. И следует заметить, что «принцип равнодоходности» — это теоретический вымысел, не имеющий какого-либо серьезного экономического обоснования. Реализация «принципа равнодоходности» должна, как видится, решить следующие задачи: во-первых, обеспечить «Газпром» постоянным инвестиционным ресурсом; во-вторых, повысить капитализацию и инвестиционную привлекательность всей газовой отрасли. Хотя, инвестициями уже будут обеспечены. И, вероятно, в-третьих, обеспечить «отступным» источником дохода «независимых» производителей газа, доля которых на внутреннем рынке продаж газа возрастает, но при этом нет допуска к поставкам газа на экспорт.
В «Энергетической стратегии России до 2020 года», принятой правительством 28 августа 2003 года, не предусматривалось транснационального развития «Газпрома». Поэтому, наверное, поэтапный и умеренный (по сравнению с темпами достижения «равнодоходности») рост цены на газ планировался единственным источником развития газовой отрасли. Какие сегодня у «Газпрома» имеются реальные (и стабильные) источники и возможности инвестиционного наполнения? Во-первых, есть нефтяные активы, приобретение которых одобрило государство, как основной акционер. Это существенный дополнительный источник дохода, который может и должно быть перераспределяется внутри газового концерна. Во-вторых, через дополнительное размещение акций дочерних компаний или вновь создаваемых компаний для новых месторождений можно ежегодно привлекать необходимый объем инвестиций за счет
— 78 —
свободных средств (привлекать, а не изымать) населения и организаций, уже не говоря об иностранных инвесторах и государственных финансовых средствах (стабилизационных). Опыт привлечения инвестиций, посредством размещения акций, в России уже достаточный. Например, только прирост банковских вкладов (депозитов) физических и юридических лиц по данным Банка России за 2005 год составил 921,2 млрд. рублей, а за 2006 год еще на 1508,7 млрд. рублей. А на 1 декабря 2006 года сумма банковских вкладов физических лиц на срок от 1 года и выше составила 2181,6 млрд. рублей. Это свидетельствует о достаточных возможностях по привлечению инвестиций. Таким способом (через выпуск и размещение акций) можно было бы привлечь инвестиции для освоения Штокмановского, Бованенковского, Ковыктинского и других крупных месторождений с экспортным направлением продаж. В-третьих, доходы от «прокачки» и использования «транзитного» среднеазиатского газа. Как-никак, а это
Не должен внутренний потребитель финансировать зарубежную экспансию, пусть даже энергетического лидерства. У правительства достаточно внутрироссийских задач с использованием платежеспособного спроса в нужном направлении.
В заключении следует затронуть еще один вопрос. История и логика международных отношений подсказывают, что продвижение каких-либо интересов на международной арене для завоевания глобального влияния влечет за собой и развитие глобальных рисков. Различные экономические и политические риски, обострение конкурентной борьбы при осуществлении (не скрываемой от мирового сообщества) экспансионистской политики мирового энергетического лидерства — это реальность для «Газпрома» на внешних рынках. Россия уже заняла лидирующие места в мире по экспорту газа и нефти и собирается наращивать этот потенциал. Россия уже несет существенную долю ответственности за энергобезопасность государств Евросоюза. Мировое сообщество, оценивая прогнозы потребления, сегодня
— 79 —
пока пробует и в дальнейшем будет все делать, чтобы сбалансировать проблемы энергопотребления, чтобы не было монопольной концентрации энергоресурсов и монопольного источника импорта. Уже сегодня Евросоюз стремиться осуществить диверсификацию энергозависимостей и в ближайшей перспективе это будет, наверное, основным вопросом к разрешению.
Национально-географическое распределение топливно-энергетических запасов в мире таково, что государства с развитой экономикой и одновременно являющиеся основными потребителями энергоресурсов, не имеют достаточных и перспективных запасов топливно-энергетических ресурсов. Что само по себе, рано или поздно, потребует решения по влиянию мировым сообществом, возможно в лице предполагаемой «энергетической ООН», на ресурсные запасы других государств. Можно предвидеть и вероятность локальных и глобальных конфликтов в таком «упорядочивании» запасов и добычи энергоресурсов, что уже сегодня требует моделирования будущих ситуаций и выработки норм поведения в международном сообществе.
Нет сомнения в том, что Россия, имея энергетический потенциал мирового значения и проводя активную лидерскую политику, займет ключевые позиции в мировом энергообеспечении.
Список литературы:
- ↑ Интервью с А. Б. Миллером //Коммерсантъ 29.06.2007 г. № 112 (www.kommersant.ru).
— 80 —