Васильев С. А. «Очерки реальной экономики и социально-экономической политики в России»

← В начало книги и к оглавлению

Январь 2006 года

Как удвоить ВВП: проблемы роста

Важнейшая экономическая тема для исполнительных органов федеральной власти, прежде всего, — это решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи: увеличение валового внутреннего продукта государства в два раза к 2012 году. Рассматривая действия Правительства РФ по решению этой задачи, можно сказать, что эта задача уже несколько лет является серьезной и сложной проблемой в поиске и, особенно, определению путей и механизмов ее решения.

Обозначив государственные социальные приоритеты в выполнении национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного обеспечения и сельского хозяйства, Президент РФ, тем не менее, на последнем заседании Госсовета в конце 2005 года, не снял с повестки дня задачу удвоения ВВП.

С первого взгляда, задача является технической. При заданных (требуемых) удвоенных параметрах ВВП и известных необходимых макроэкономических параметрах остается «только» определить и принять соответствующую экономическую политику, сформировать средне- и долгосрочную программы действий и применить для ее выполнения эффективный экономический инструментарий.

Но правительство озадачено отсутствием достаточно эффективного экономического инструментария для выполнения тех или иных государственных социально-экономических средне- и долгосрочных задач. Используемый рыночный инструментарий оказался не столь эффективным для работы по достижению оптимистичных сценарно-прогнозных результатов и не столь эффективным для достижения конкретных социально-экономических результатов (показателей) к конкретным срокам. Прогнозируемые темпы роста ВВП в 2006 году (5,8%) и последующие годы: в 2007 году — 5,7%, в 2008 году — 5,9%, уже не соответствуют задаче по его удвоению к 2012 году. По расчетам Минэкономразвития необходимый ежегодный темп роста должен быть на уровне 7,2–7,3%.

Способы проведения и направления экономической политики при решении поставленных Президентом РФ ближайших целей принципиально требуют обновленных подходов при реализации экономической политики в целом. Правительственные обсуждения и решения, как правило, завершаются

— 95 —

подготовкой формализованных мероприятий и реформ по преодолению той или иной государственной проблемы. Но не всегда понятно, в рамках какой социально-экономической политики они решаются. В проводимой экономической политике, как видно, недооценивается и необходимость широкого социального обсуждения, поддержки и понимания населением страны решаемых правительством задач. Иначе получается: обсуждения на уровне правительства сами по себе, а бизнес и население живут сами по себе. Особо никто не озабочен и не озадачен удвоением валового внутреннего продукта. Часто слышимая аббревиатура «ВВП», наверное, непонятна большинству населения страны. Предпринимателям и бизнес-структурам также непонятно собственное участие в решении этой задачи: кто и как должен стимулировать бизнес внутри государства. На какой финансово-экономической опоре и разноплановой поддержке государства должен быть стимул к развитию? Несомненно, есть потребность в активизации государственной идеологии в обосновании проводимой политики ускорения темпов социально-экономического развития для достижения понятных и конкретных социальных результатов.

Необходимость всеобщего понимания курса экономической политики и путей роста экономики, в том числе и понимания удвоения ВВП, проводимых правительством, давно назрела. Но не в демонстрации проводимых отдельно взятых и разрозненных по своему назначению реформ, а в понимании, что эта политика имеется у государства как таковая, как целостная программа работы: с целями, задачами, путями экономического роста, механизмами и решениями, сроками реализации, ответственностью за результаты, общественным контролем. И публично разъяснять: какие пути роста ВВП имеются, и возможно ли его удвоение к утвержденному сроку, какие проблемы могут возникнуть в решении задачи, какие должны быть социальные последствия такого роста?

Рассматривая правительственные решения по удвоению ВВП с использованием существующего экономического инструментария и его достаточности для выполнения задачи к 2012 году, следует обратиться к опыту ранее проводимых реформ, который свидетельствует, что принятые благие решения могут не привести к желаемым результатам.

Чтобы определить конкретные пути роста и понять принимаемые решения, необходимо рассмотреть фактический удельный вес основных

— 96 —

отраслей экономики в объеме ВВП. За 2003–2004 годы фактические удельные веса отраслей выглядят следующим образом Социально-экономическое положение России 2004 год. XII. — М., 2004. — 413 с.[1, с. 12]:

2003 год 2004 год
отрасли промышленности 26,7% 28,0%
строительство 7,2% 7,2%
сельское хозяйство 5,4% 5,0%
производство услуг (транспорт, связь, торговля:
оптовая, розничная и внешняя; общественное питание)
59,8% 59%

Рост ВВП, как видно, зависит от темпов развития данных отраслей экономики. В то же время необходимо учесть, что в структуре производства промышленной продукции удельный вес продукции таких отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, черная металлургия, — составил в 2003 году 60,2%. В 2004 году удельный вес продукции этих отраслей в объеме промышленной продукции составил уже 62,6%. Эти отрасли, кроме электроэнергетики, имеют также и наиболее высокие темпы реального прироста производства: от 5% до 12% в год Социально-экономическое положение России 2004 год. XII. — М., 2004. — 413 с.[1, с. 18]. Прежде всего, по мнению правительства, эти отрасли готовы быть «локомотивом» удвоения ВВП, но при решении самим правительством определенных задач.

Отрасли потребительского сектора промышленности, такие, как легкая, пищевая, мукомольно-крупяная, медицинская и некоторые другие, работающие непосредственно на удовлетворение платежеспособного спроса населения, занимают в объеме промышленной продукции небольшую долю — в среднем 17%–18%. В объеме производимого ВВП России это менее 5%. Темпы роста этих отраслей тоже не радуют, при этом некоторые отрасли имели в 2004 году спад производства: легкая, мукомольно-крупяная, микробиологическая, медицинская. Понятно и очевидно, что локомотивом роста ВВП в ближайшие годы они не будут.

Правительство признает, что без новой экономики как основы политики роста, требуемые темпы роста ВВП не осилить. Каковы же должны быть «шаги», чтобы все-таки осилить путь роста? Для решения этих задач сегодня у государства в лице правительства существуют два основных направления.

Первое направление: стимулировать платежеспособный спрос населения для увеличения объемов производства всех отраслей экономики,

— 97 —

то есть стимулировать внутренний спрос. Для этого приняты решения: по снижению единого социального налога с 2005 года, как стимула для роста реальной заработной платы и роста доходности предприятий; по увеличению минимальной заработной платы и заработной платы работникам бюджетной сферы и размера пенсий. Также принято решение о развертывании в масштабе всего государства действенной и приемлемой для населения ипотечной программы.

Но для роста ВВП ипотечная программа, полагаю, это еще недостаточная сфера деятельности правительства. Доля строительной отрасли с учетом подрядных работ в объеме ВВП составляет всего 7%, а промышленность строительных материалов в объеме производства промышленной продукции занимает около 3%. И когда говорят, что один рубль, инвестированный в ипотечное строительство, стимулирует дополнительно на семь рублей выпуск продукции других отраслей экономики, то в этом можно усомниться. Теоретически, расчетным путем, может быть, но реально дополнительный выпуск продукции предполагает развитие дополнительных производственных мощностей, реконструкцию и модернизацию действующих производств. А это, в свою очередь, требует огромных дополнительных инвестиционных и оборотных ресурсов для отраслей, задействованных в ипотечной программе.

Недостаток долгосрочных финансовых (инвестиционных) ресурсов может оказаться камнем преткновения для реализации, как самой ипотечной программы, так и подъема задействованных в программе отраслей. Банковская система также, в своей основной массе, не готова к долгосрочному кредитованию на условиях, соответствующих платежеспособному спросу нуждающегося в жилье населения. И сегодня у правительства для решения в повестке дня две (из прочих основных) задачи: организация финансовых источников для ипотеки и стимулирование платежеспособного спроса населения.

Второе направление роста ВВП, и главное для правительства — это стимулирование дополнительных темпов роста отраслей-«локомотивов», занимающих ведущий объем в производстве ВВП: топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка.

— 98 —

Но стимулирование роста этих отраслей может быть рассчитано в большей мере на растущий потребительский спрос мирового сообщества, который в последние годы достаточно благоприятно влияет на производство продукции наших базовых отраслей экономики, то есть, расчет ориентирован на экспортный потенциал. В этом, в большей степени, и заключается «генеральный план» правительства по удвоению валового внутреннего продукта России: стимулирование экспорта через создание условий для наращивания дополнительного экспорта.

И эти условия с постановкой задач для решения уже были озвучены в 2004 году, как председателем правительства, так и руководством Министерства экономического развития и торговли, отвечающим в правительстве за «генеральный план экономического наступления». По мнению правительства, государство должно направить усилия на развитие экспортной инфраструктуры: строительство дорог, грузовых терминалов и трубопроводов. И развитие инфраструктуры должно проводиться в рамках крупных государственных проектов с участием бизнеса. Дополнительно, считает правительство, необходимо оказать поддержку нефтяной и газовой отраслям, так как они являются важными факторами развития национальной экономики, и увеличение экспортных мощностей должно стать одной из национальных программ.

Как было отмечено вначале, доля производства услуг с учетом внешней торговли занимает в объеме ВВП России почти 60%. А услуги автотранспорта, услуги трубопроводного транспорта, терминалов, — как раз относятся к этой части производимого ВВП. Но в наращивании (приросте) производства пользующейся спросом российской продукции на мировом рынке самым слабым звеном и препятствием на сегодня оказались недостаточность либо отсутствие транспортной инфраструктуры в желаемом экспортном направлении. Это такие основные, требующие реализации крупные проекты, как газопровод и нефтепровод в китайском направлении, газопровод и долго обсуждаемая балтийская трубопроводная система (БТС), терминалы в западноевропейском направлении; недостроенные и обрывающиеся в Республике Казахстан линии электропередачи для юго-восточного направления, развитие многолетне строящегося транспортного коридора от западной границы России до Тихого океана с необходимой

— 99 —

инфраструктурой, реконструкция и создание дополнительной инфраструктуры транспортного коридора Северного морского пути.

Реализация крупных промышленных и инфраструктурных проектов, помимо увеличения экспорта, по замыслу правительства, должна активизировать также темпы роста строительной отрасли, что в целом обеспечит рост занятости и доходов населения. В этом кроется смысл в действиях правительства: попытаться главным «ударом» дать толчок к разрешению накопившихся проблем экономического и социального роста — через наращивание экспорта стимулировать дополнительный внутренний потребительский спрос, как производственный, так и населения.

Но для выполнения крупномасштабных задач государства, что особенно принципиально, также назрела необходимость пересмотреть и уточнить в целом методы управления экономическим развитием и отказаться от управленческой идеологии «рыночного саморазвития» государства. Практика реформ приводит к пониманию, что «рыночное развитие экономики» не является достаточным условием для создания «передовой» экономики государства. Рыночные методы развития экономики — это такой же экономический инструментарий развития государства, как и плановые методы, которые, в принципе, не могут являться самоцелью социально-экономического развития государства. Если подытожить недолгую историю нашего «рыночного» развития, то социально-экономические проблемы, часто сменяющиеся правительства пытались разрешить способом, можно определить, «реформаторских набегов». В своей основной части, незавершенные и продолжающиеся экономические реформы со скороспелыми федеральными и региональными программами можно было воспринимать как «набег» или имитацию разрешения той или иной социально-экономической проблемы или задачи. Слово «реформа» за эти годы обесценилось в своем смысловом значении и сегодня ассоциируется с поверхностностью знаний и неглубокой проработкой проблем, требующих своего позитивного разрешения.

Рассматривая направления экономического роста, следует определить основные внутренние препятствия и необходимые, адекватные задачам и проблемам, действия правительства по их преодолению в создании условий для экономического прорыва.

— 100 —

Во-первых, для реализации условий экономического прорыва через создание и наращивание экспортной инфраструктуры (крупные вышеназванные экономические проекты) необходимо определить финансовые источники для покрытия уже образующегося на несколько лет вперед огромного инвестиционного дефицита. Проекты рассчитаны не на один год реализации.

Сегодня правительство для экономического прорыва заявляет достаточно неясные источники инвестиционного финансирования, а именно: за счет бюджетной и фискальной политики государства, стабилизации в бюджете непроцентных расходов и увеличения расходов развивающегося характера, участия бизнеса.

Государство, бесспорно, активный участник инвестиционного процесса и обладает огромными бюджетными инвестициями с дополнительным еще нераспределенным, в основном, в инвестиционном направлении Фондом стабилизации, но не надо забывать о финансовом объеме многочисленных государственных социальных обязательств.

Кроме социальных бюджетно-финансовых обязательств, необходимы ресурсы, как отмечалось выше, для внедрения реальной ипотечной программы. Необходимы также долгосрочно планируемые ресурсы для ликвидации бедности.

Кроме этого существуют инвестиционные проблемы в целом в промышленности России. Техническое состояние отраслей экономики требует реконструкции и модернизации основных фондов, в том числе, таких важных транспортных объектов, как магистральные газопроводы и нефтепроводы. Степень износа основных фондов промышленности составляет более 50 процентов, а коэффициент обновления основных фондов снизился за последние 30 лет почти в 8 раз Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. — 725 с.[2, с. 371].

Финансовое состояние отраслей экономики также неудовлетворительное. От 40% до 50% предприятий всех отраслей экономики являются с 1998 года убыточными. Просроченная кредиторская задолженность предприятий превышает просроченную дебиторскую задолженность (ежегодно с 2000 года) на сумму от 260 до 400 млрд. рублей. Все это свидетельствует, что у предприятий огромный дефицит собственных оборотных и инвестиционных ресурсов и, в основном, отсутствуют собственные источники их покрытия.

— 101 —

Без государственной помощи предприятиям для собственного развития особо рассчитывать не на кого, так как финансовые показатели свидетельствуют об отсутствии инвестиционной привлекательности большей части отраслей экономики. Нельзя забывать, что предприятия базовых отраслей промышленности — это еще не все предприятия и субъекты хозяйственной деятельности государства. Их оздоровление — это тоже востребуемая экономическая политика правительства.

Помимо этого, который год государством реализуется Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, которая по объемам требуемых инвестиций — самая крупная программа. И эта программа уже сегодня по поставленным задачам не сбалансирована с инвестиционными возможностями.

Обозначенные «препятствия» для экономического прорыва — это, конечно, не полный перечень задач правительства. Но общее в «препятствиях» можно сформулировать как отсутствие достаточных финансово-инвестиционных возможностей для их реализации.

И, как мне видится, причина дефицита также кроется в том, что правительству поставлено много задач с одновременным началом реализации почти всех. Образно говоря, наступление с задачей экономического прорыва на всех фронтах сразу! Несомненно, что планы не сбалансированы по срокам и финансам, и в дальнейшем их придется скорректировать.

Второе препятствие экономическому росту, которое вполне может проявиться, — это преимущественно отраслевая направленность обоснования роста ВВП с недооценкой территориального развития и вклада субъектов Федерации в ускорение экономического роста.

На заседаниях правительства, в выступлениях и высказываниях представителей федеральной исполнительной власти по вопросам и проблемам экономического роста не уделяется, как видно по поставленным и обсуждаемым задачам, должного внимания вопросам сбалансированного отраслевого и территориального развития. Последствия несбалансированного подхода могут оказаться тормозом экономическому ускорению.

Например, осуществляемый пересмотр принципов и методик, регулирующих ресурсы в межбюджетных отношениях, и которые выступают важнейшим условием позитивного территориального развития, проводится очевидно с целью концентрации финансового источника для

— 102 —

других «более важных» государственных задач. Но это как раз и свидетельствует, что в проводимой политике регулирования нет ясности в вопросах развития экономических основ территориального развития. Обращаясь к истории развития советской экономики можно обнаружить, что она дает нам примеры проблем несбалансированных планов отраслевого и территориального развития, последствия которых приходилось затем исправлять, ввиду замедления темпов экономического развития.

Третье препятствие, самое главное, которое в моем понимании экономики очевидное, но сложное в своем преодолении и решении, так как затрагивает идейные основы курса либеральных реформ. Но, не решив которое, удвоение ВВП может оказаться под вопросом.

Это, прежде всего, методы управления экономическим развитием страны. Речь идет о сочетании плановых и «рыночных» инструментов и механизмов управления. Иначе, каким образом государственные экономические и социальные цели и задачи (не текущие) превратить из прогнозных намерений в реально контролируемые и своевременно достигнутые социально-экономические показатели?!

Президентом РФ поставлена конкретная задача на ближайшие десять лет: обеспечить рост валового внутреннего продукта государства в два раза! За последние более чем десять лет такой конкретной задачи, касающейся всего народнохозяйственного комплекса страны, не ставилось. Постановка таким конкретным образом задачи является плановым директивным заданием правительству.

Какими методами управлять динамикой и показателями социального и экономического роста, территориального и отраслевого развития? Как директивное задание, обязательное для исполнения, выполнить рыночными инструментами? Думаю, что без усиления присутствия государства в управлении экономикой не выполнить поставленные задачи по удвоению ВВП и ликвидации бедности.

Сегодня у государства имеется единственно мощный плановый инструмент управления развитием прямого действия и исполнения — это Федеральный бюджет. Такой инструментарий государственного управления экономикой, как налоговый, таможенный, регулирование цен, антимонопольный, программный, — является в большей степени фискально-регулирующим. И влияние этих инструментов на благоприятную динамику

— 103 —

развития экономики можно только предполагать, то есть прогнозировать. Примеров этому достаточно много, и не всегда результаты утешительные.

Внедрение плановых методов управления народнохозяйственным комплексом — востребуемая задача. Уже сегодня наблюдаются действия по усилению государственного присутствия в экономике и в управлении. Только, в основном, это присутствие не с плановыми методами сбалансированного и пропорционального отраслевого и территориального развития, а с псевдорыночными механизмами, больше напоминающими разбирательства между государством и бизнесом, между федеральными органами исполнительной власти и субъектами федерации по межбюджетным и налоговым отношениям. Опять же, сегодня стоит задача реализации четырех национальных проектов. От методов реализации данных проектов также зависит, как эффективно и в какие сроки будет достигнут желаемый результат.

Главные задачи, поставленные Президентом перед правительством, являются важнейшими для России и столь же сложными в своем исполнении. И время бежит быстро. Как грамотно распорядиться для подъема российской экономики и решения социальных проблем сверхблагоприятной внешнеэкономической ситуацией? Решение этой задачи можно расценить как экзамен действующему правительству.


Обозначив основные экономические препятствия на пути удвоения валового внутреннего продукта, необходимо обозначить и пути их преодоления. Но в этой статье остановлюсь кратко, как мне видится, на главном.

Удвоение ВВП не может являться самоцелью для государства. Растущий ВВП — это, прежде всего, социально-экономический индикатор-показатель, свидетельствующий о правильности выбранной стратегии экономического роста с целью постоянно достигаемых социальных результатов, обеспечивающих членам общества благоприятную жизнедеятельность. В любом обществе важны, прежде всего, социальные достижения, ради которых существует и работает экономика в рамках определенного общественного строя.

Если мы не можем «рыночными» механизмами достичь социального благополучия и не можем их сделать совершенными, то не надо биться за

— 104 —

рыночные пути достижения благополучия ради того, что они рыночные, и продолжать биться за их совершенствование. Кому Россия обязана демонстрировать приверженность идеям рыночного развития?! Пути и механизмы реализации целей в каждом государстве разные, но в основном — это сочетание различных методов управления социально-экономическим развитием. Должна присутствовать, прежде всего, рациональность в методах проведения экономической политики.

Для нашего государства необходимо плановое управление рыночным развитием с действенным контролем и ответственностью по достижению заданных параметров развития. Действующие механизмы государственного регулирования, как оказалось, недостаточны для достижения требуемых обществом социально-экономических показателей благополучия, а рыночные просто не справляются с задачами роста.

Основной способ усиления государственного присутствия (регулирования) в социально-экономической сфере — это прежде всего переход к планированию (с обязательным исполнением) необходимых управленческих решений, таких, как налоговые, таможенные, финансовые, территориального и отраслевого развития, с достижением, через эти решения, плановых показателей развития отраслей и территорий, социальных показателей. Это обоснованность и сбалансированность утверждаемых финансово-экономических мероприятий и решений с обязательным требованием к органам государственной исполнительной власти обеспечения необходимых действий по выполнению поставленных задач.

Для этого среднесрочный и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития России должны стать документом не о намерениях правительства, а плановым документом развития государства с обязательными планами управленческих решений по его выполнению и стать обязательным для исполнения всеми органами государственной власти по достижению утверждаемых социально-экономических показателей.

В планах правительства есть задача по осуществлению административной реформы, но необходимо, чтобы это была реформа не структуры органов государственной власти и их функций, а реформа государственного управления социально-экономическим развитием государства с принятием соответствующего федерального закона.

— 105 —

Необходимо вновь создать государственный плановый орган с основными задачами: преобразование прогнозов социально-экономического развития в плановые (обязательные для исполнения) документы, планирование управленческих решений, финансово-экономическая сбалансированность принимаемых государственных решений. При таком подходе «рыночные механизмы и инструменты» также приведут себя в желаемый для страны порядок. Необходимо, также, придерживаться принципа разумной достаточности сфер рыночного регулирования.

Таким образом, удвоение ВВП России к 2012 году — сложная, но вполне выполнимая задача. Главное для этого создать действенный государственный механизм управления экономическими и социальными процессами.

Список литературы:

  1. 1, 2 Социально-экономическое положение России 2004 год. XII. — М., 2004. — 413 с.
  2. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. — 725 с.

— 106 —