Васильев С. А. «Очерки реальной экономики и социально-экономической политики в России»

← В начало книги и к оглавлению

Октябрь 2004 года

Придет ли газ с полуострова Ямал (территориальный аспект)

Начнет ли ОАО «Газпром» разработку месторождений полуострова Ямал и когда — далеко не праздный вопрос для стабильного и долгосрочного благосостояния не только жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, но и для всех жителей Тюменской области.

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28 августа 2003 года, достаточно ясно определяет параметры развития газовой отрасли, в том числе и основного участника газового рынка ОАО «Газпром». Параметры развития отрасли исходят и взаимоувязаны с параметрами трех сценариев социально-экономического развития России: оптимистичный, умеренный и критический.

Рассматривая развитие газовой отрасли по сценарию Энергетической стратегии, видно, что к отрасли также применимы варианты сценариев объемов добычи до 2020 года: оптимистичный, умеренный и критический уровни добычи. Но что, на мой взгляд, важно, так это то, что реализация и возможные последствия фактически реализующихся тех или иных сценарных условий развития газовой отрасли в большей степени связанны с территориальным перераспределением объемов добычи газа, и могут проявиться, в основном, в падающей добыче газа на территории Тюменской области. То есть там, где тот или иной ход событий реализующихся сценарных условий развития отрасли принципиально затрагивает жизненные интересы населения всей области и особенно жителей Ямало-Ненецкого автономного округа. В сценариях развития отрасли не уделено должного внимания тому, что территориальный аспект развития «основной базы» газовой отрасли не менее важен, чем развитие отрасли в целом. Прежде всего, не рассмотрены и не учтены социально-экономические последствия различных путей развития отрасли на территории округа, где доля продукции газовой отрасли в общем объеме промышленной продукции, создаваемой на Ямале, составляла в 2003 году 49,3 процента, и в этой отрасли непосредственно работает почти 11% численности от экономически активного населения округа Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-декабре 2003: Стат. доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Т., 2004.[1].

— 27 —

За последние 30–40 лет экономическую основу жизнедеятельности населения Тюменской области в основном составляет деятельность нефтегазовой отрасли экономики и таких «сопутствующих» отраслей экономики, как геология, строительная, транспортная. К таким же «сопутствующим» отраслям можно отнести развитие науки, развитие высшего образования и даже сельского хозяйства, темпы развития этих отраслей соответствовали требованиям развития основной отрасли — нефтегазовой, продукция которой является уже многие годы самым конкурентным и высокорентабельным товаром, приносящим огромные доходы, как в общероссийский бюджет, так и в бюджеты трех субъектов федерации, входящих в состав Тюменской области.

Народнохозяйственный комплекс области в целом имеет моноотраслевую структуру промышленного производства: около 86% объема промышленной продукции создается в нефтяной и газовой отраслях (71% в нефтяной и 14% в газовой). В объеме валового регионального продукта доля отраслей, задействованных на создание продукции нефтегазовой отрасли, составляет почти 60% Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-декабре 2003: Стат. доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Т., 2004.[1]. Естественно, что доходность бюджетов трех субъектов федерации достаточно чувствительно реагирует на состояние дел в этих отраслях. Это, прежде всего, объемы добычи углеводородного сырья, уровень цен на внутреннем и мировом рынках, уровень внутрикорпоративных цен вертикально интегрированных компаний, объемы инвестиций, направляемые на развитие и поддержание добычи, а также, и, наверное, самое главное, уверенность в долгосрочности достигнутых показателей развития отрасли. Эта уверенность необходима и другим отраслям, финансовое состояние которых и уровень занятости также зависят от нарастающего стабильного развития нефтегазовой отрасли.

«Южная» часть (условно) консолидированного бюджета области зависит в своей доходной части от данных показателей состояния отрасли не меньше, чем северные бюджеты: около 50% доходов «южного» бюджета — это доходы от эксплуатации недр северных месторождений нефти и газа. К этому необходимо добавить почти все функционирующие отрасли экономики юга области, социальную и территориальную инфраструктуры, «исторически» сформированные с ориентацией на освоение и обеспечение жизнедеятельности северных территорий и не только в советский период освоения тюменского севера.

— 28 —

За время освоения нефтегазовых богатств и их дальнейшей (и по сегодняшний день) эксплуатации в области не было создано отраслей по объему производства и налоговому потенциалу альтернативных нефтегазовой отрасли. Весь прирост экономического и финансового потенциала области связан, прежде всего, с этой отраслью. Наглядным примером этому также является рост численности городского населения области. Если в 1970 году численность городского населения составляла 690 тысяч человек, то в 2004 году городское население области составило почти 2550 тысяч человек.

Поэтому, одна из озвучиваемых проблем в данной статье — это проблемы в газовой отрасли тюменского севера и, прежде всего, сохранения динамики уровня добычи ОАО «Газпром» до 2020 года, которая также озвучена в Энергетической стратегии России. В целом общероссийские показатели развития ОАО «Газпром» достаточно устойчивы, но перспективы сохранить или увеличить уровень добычи газа ОАО «Газпром» на месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе вызывают сомнения, и есть явные признаки их снижения к 2020 году.

Энергетическая стратегия признает: «К настоящему времени базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны (Медвежье на 75,6 процента, Уренгойское (сеноман) на 65,4 процента, Ямбургское (сеноман) на 54,1 процента). В 2002 году на месторождениях с падающей добычей получено свыше 80 процентов газа в России». В ближайшие годы стабильный уровень добычи для ОАО «Газпром» в ЯНАО будет обеспечивать Заполярное месторождение, и в целом газовая отрасль в этом регионе будет обеспечивать необходимый уровень добычи, опираясь на дополнительную добычу «независимых» производителей газа. Это в ближайший срок в 2–3 года. В последующие годы объемы добычи будут зависеть от стратегических планов ОАО «Газпром» по стабилизации и приросту добычи газа с учетом вовлечения в разработку низконапорного газа, новых технологий транспортировки газа, реализации проектов по переработке газа, а также взаимоотношений с «независимыми» производителями газа, планов по привлечению источников и объемов инвестиций, в том числе для освоения месторождений полуострова Ямал.

— 29 —

ОАО «Газпром» вполне реально как один из вариантов прироста ресурсной и добывающей базы отрасли может и уже реализовывает такие планы в других регионах России, где ресурсная база для разработки и добычи более доступная, требует меньших капитальных вложений и сроки освоения месторождений более короткие.

Анализ развития газовой отрасли в стране свидетельствует о достаточной ресурсной базе для сохранения и наращивания добычи газа как до 2020 года, так и в дальнейшей временной перспективе. Главная задача отрасли — обеспечение эффективности разработки и добычи с опосредованной целью достижения обозначенных государством социально-экономических показателей развития нашего общества. А это, во-первых, территориальное предпочтение разрабатываемых компаниями газовых месторождений на каждом этапе наращивания добычи, принятых Энергетической стратегией на период до 2020 года, а также возможности вовлечения в топливно-энергетический баланс России так называемых «транзитных» ресурсов других государств с целью экономии собственных природных ресурсов. Во-вторых, в рамках недостаточности инвестиционных ресурсов и ограниченности их источников (с точки зрения ОАО «Газпром») обеспечить их оптимизацию и эффективность на единицу добываемого и реализованного природного сырья. По данным направлениям развития отрасли Энергетическая стратегия уже дала добро: «Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России».

Такое направление решения задач развития отрасли в части стабилизации и ориентиров по наращиванию объемов природного газа тормозит разработку ресурсной базы отрасли на тюменском севере, что для интересов Тюменской области достаточно важно и принципиально, и при этом ставит под сомнение выход ОАО «Газпром» на полуостров Ямал. Важным подтверждением такому возможному сценарию развития отрасли на территории области являются также пути развития энергетики, обозначенные

— 30 —

Энергетической стратегией: «При критическом варианте добыча газа на Ямале откладывается на более поздние годы, а общая добыча в Западной Сибири стабильно снижается в течение всего рассматриваемого периода».

Если оперировать утвержденными в Энергетической стратегии показателями добычи природного газа в России, то выглядит это в динамике так:

Добыча:
1992 г. (факт) 641 млрд. кубометров
2002 г. (факт) 561 млрд. кубометров
2003 г. (факт) 581 млрд. кубометров
2010 г.: 645–665 млрд. кубометров при оптимистичном варианте
555–560 млрд. кубометров при критическом варианте
2020 г.: 710–730 млрд. кубометров при оптимистичном варианте
610 млрд. кубометров при критическом варианте.

В том числе в Западной Сибири планируется добыть в 2010 году 565 млрд. кубометров, в 2020 году — 520–540 млрд. кубометров. Удельный вес добычи природного газа в Западной Сибири в общей добыче газа по России в 2003 году фактически составил 92,1 процента Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-декабре 2003: Стат. доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Т., 2004.[1], в 2010 году должен составить 85–89 процентов, а к 2020 году уже 74–77 процентов. При этом должно произойти одновременное снижение с 2010 года абсолютных показателей добычи в Западной Сибири, то есть фактически в Тюменской области.

Важным тому подтверждением также является формирование долгосрочного баланса топливно-энергетических ресурсов России в части газовой составляющей. Согласно Энергетической стратегии и опубликованной информации объем «транзитного» газа в балансе российских газовых ресурсов из Узбекистана и Туркменистана может составить с 2004 года по 5–6 млрд. кубометров, а с 2005–2006 годов уже по 10 млрд. кубометров «Газпром» перешел все границы.// Коммерсантъ, 15.10.2003 № 188.[2]. С 2007 года — до 60–70 млрд. кубометров из Туркменистана и с 2009 года дополнительно из Туркменистана уже 70–80 млрд. кубометров ежегодно. Необходимо также учесть, что к 2010 году в балансе газовых ресурсов будет планироваться газ из Восточной Сибири и Дальнего Востока в объеме 25–50 млрд. кубометров и газ европейской части России в объеме 40 млрд. кубометров.

Уже к этому сроку удельный вес добываемого природного газа в Западной Сибири в общем объеме баланса газа может снизиться до 76

— 31 —

процентов, то есть на 10 процентов ниже показателя учтенного Энергетической стратегией, в которой, к тому же, не оговорены конкретные объемы «транзитного» газа!

Здесь необходимо вспомнить, что дата «пуска» первого газа с месторождений полуострова Ямал была обозначена правительственными документами 1991 годом, а начало освоения 1986 годом. После этого ОАО «Газпром» неоднократно обозначал новые сроки выхода на месторождения полуострова Ямал. Сегодня определен срок начала промышленного освоения 2008 годом, и определена сумма необходимых инвестиций для этого — 70 млрд. долларов. Но есть ли гарантия, что будет выход на полуостров в оговоренные сроки, если сама Энергетическая стратегия России предполагает вероятность отсрочки промышленного освоения за пределы 2020 года.

О таком объеме инвестиций для освоения на своей территории, в принципе, мечтает любой субъект федерации. Это долгосрочный фактор экономической и социальной стабильности территории особенно с моноотраслевой спецификой хозяйствования. И не зря поэтому Тюменская область настаивает на требованиях соблюдения сроков начала освоения ямальских месторождений.

Начало же освоения «привязывается», как видим в Энергетической стратегии, к одному из трех сценарных условий социально-экономического развития России, то есть в зависимости от общероссийских темпов экономического роста. На всех уровнях государственной власти и ОАО «Газпром» признают, что Ямал основная газовая сырьевая база России. Стратегический резерв и запас. Но тогда необходимо было бы определить: основная база добычи или основная база хранения стратегических запасов, так как месторождения полуострова Ямал уже более 15 лет находятся в режиме ожидания своего промышленного освоения! В режиме ожидания также находятся государственные и муниципальные власти, строители, геологи, транспортники. Приходят в негодность объекты промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, частично уже ранее созданные для пионерного выхода на полуостров Ямал.

Также не очень понятно, каким образом показатели фактических темпов социально-экономического развития России будут сравнивать с показателями сценарных условий социально-экономического развития

— 32 —

(оптимистичными, умеренными, критическими) на предмет их соответствия и совпадения? Сравнивать можно показатели уже реализовавшиеся, то есть прошедшие во времени. Экстраполировать динамику роста для определения (выявления) сценария развития, по которому мы фактически продвигаемся, можно и необходимо, но это достаточно дискуссионная задача в своих выводах. Возникает вопрос, где и когда наступит эта дата («точка отсчета») критического или оптимистичного варианта сценарного развития, и какой временной период необходим положительной динамике экономического роста для начала работы на полуострове Ямал? Учитывать при этом только общероссийские показатели темпов роста или также учитывать региональные и общемировые показатели? И каким образом органы государственной власти в Тюменской области смогут проконтролировать и рассчитать будущую дату начала освоения, которая практически (или теоретически) будет и должна соответствовать оптимистичному сценарию развития России (как предлагается Энергетической стратегией России)? Кто и как в недалеком будущем в Тюменской области должен заявить, что сценарные условия развития проявлены или проявляются в текущем моменте как оптимистичные, и ОАО «Газпром» пора выходить на Ямал?

Но уже сегодня, оценивая действия ОАО «Газпром» и правительства на предмет соответствия развития отрасли какому-либо сценарному условию, обозначенному в Энергетической стратегии, можно увидеть признаки того, что развитие газовой отрасли осуществляется так, будто социально-экономическое развитие страны уже осуществляется по третьему (критическому) сценарному варианту, и ямальские месторождения по срокам начала освоения уходят за временные пределы, указанные Энергетической стратегией.

Необходимо понять, чего в решении этого вопроса больше: объективного или субъективного?

Объективно, во-первых, прежде всего, — это присутствие показателей эффективности капитальных вложений в разработку новых и действующих месторождений и их сравнительная эффективность. Также — это соответствие объема инвестиций требуемому объему прироста добычи газа для обеспечения запланированных темпов социально-экономического развития, а также мировой конъюнктуры спроса и предложения в текущем и перспективном (прогнозируемом) периоде.

— 33 —

Для наглядности, на предмет инвестиционной эффективности, можно сравнить группу месторождений на полуострове Ямал с разведанными запасами природного газа порядка 10 трлн. кубометров с Ковыктинским месторождением в Иркутской области, запасы которого оцениваются в 1,9 трлн. кубометров газа, к которому ОАО «Газпром» никакого юридического отношения не имел, но сегодня очень активно «внедряет» это месторождение в собственные интересы и присоединяет его к единой газовой системе России «Газпром» развернет Ковыкту на Запад.// Коммерсантъ, 5.02.2004 № 20.[3]. Инвестиционные потребности для разработки и выдачи первого товарного газа с месторождений Ямала составляют порядка 70 млрд. долларов (в том числе строительство газопровода порядка 25 млрд. долл.). Инвестиционные потребности Ковыктинского проекта оценивались в 680 млн. долларов «Газпром» развернет Ковыкту на Запад.// Коммерсантъ, 5.02.2004 № 20.[3]. Таким образом, на производство одного триллиона кубометров товарного газа (без учета строительства газопровода) с ямальских месторождений необходимо 4,5 млрд. долларов капитальных вложений, а на такой же триллион кубометров с Ковыктинского месторождения требуется 0,36 млрд. долларов. Конечно, состав проектов и объемы инвестиций могут уточняться, но достаточно очевиден порядок цифр, которые свидетельствуют, что северные месторождения, в том числе в Баренцевом море, слишком дорогие и в текущем временном периоде для ОАО «Газпром» это неподъемные объемы инвестиций.

Объективно, во-вторых, это задачи, поставленные государством перед ОАО «Газпром» по наращиванию прироста запасов, стабилизации и приросту добычи газа, модернизации и развитию системы магистральных трубопроводов, ответственности за соблюдение пропорции газовой составляющей в топливно-энергетическом балансе страны, с одной стороны, и недостаток инвестиционного покрытия для решения этих задач, с другой стороны. Единственным источником инвестиций для развития ОАО «Газпром» Энергетической стратегией определен поэтапный рост цены на природный газ для конечных потребителей.

Запланированные этапы и показатели увеличения цены на газ оказались под угрозой срыва, но «на радость» российским потребителям. И это благодаря российскому Президенту, который жестко поставил задачу правительству реализовать мероприятия по снижению темпов роста инфляции в стране, в том числе пересмотреть ценовые планы естественных монополий в сторону сдерживания роста цен. Что напрямую относится к

— 34 —

ОАО «Газпром». Думаю, что многие инвестиционные программы ОАО «Газпром» вынужден будет пересмотреть либо скорректировать, что мы, наверное, и наблюдаем по отношению «внедрения» в Ковыктинский проект.

Объективно, в-третьих, вовлечение в баланс газовых ресурсов России «транзитного» газа. Это достаточно рационально и в части экономии капиталовложений, и в части сроков освоения месторождения для добычи таких же объемов. Если есть возможность не тратить, то лучше не тратить.

А что является субъективным в решении вопроса сроков выхода на месторождения полуострова Ямал? Это, прежде всего, недостаток инвестиций, по определению Энергетической стратегии. Единственным источником развития газовой отрасли определен поэтапный рост цены для потребителей. Но, скорее всего, — это нежелание или невозможность ОАО «Газпром» определить новые источники инвестиционных ресурсов для выхода на Ямал.

Поэтому предлагается (можно предложить) способ концентрации инвестиций для освоения Ямала — это учреждение нового открытого акционерного общества и привлечение капитала через открытую (возможно и закрытую) подписку на акции этого общества. ОАО «Газпром», при этом, должен иметь 51 процентный (контрольный) пакет акций. Путем первичного размещения и ряда дополнительных эмиссий акций в течение нескольких лет можно саккумулировать необходимый объем средств. Данный проект должен быть достаточно привлекательным для всех участников финансового рынка, в том числе и зарубежных, учитывая также сегодняшний избыток средств на финансовых рынках. Газовая кладовая страны — достаточно лакомый и безрисковый объект вложений. Эффект для государственной политики по формированию класса собственников может быть также реализован, если в уставном капитале общества определить 25 процентную квоту (долю) для размещения акций только среди населения («народная квота») номинальной стоимостью, например, от 100 рублей. По расчетам, только свободных средств населения можно привлечь до 5 млрд. долларов в год. Вот вам и постепенное формирование класса собственников, и наличие гарантий государства (имеется в виду доля государства в ОАО «Газпром»), и отсутствие внеэкономического принуждения по отношению к населению через политику осуществления прямого изъятия доходов путем повышение цены на природный газ.

— 35 —

Данный подход в организации источника для аккумулирования больших объемов финансирования крупных проектов не новый, но хорошо забытый. Такая организация финансовых ресурсов при поддержке государства может дать толчок к реализации многих стратегически важных и крупных проектов.

Пока, в основном, ОАО «Газпром» идет по старому традиционному пути привлечения ресурса — это требования роста внутренних цен на газ. Но уже наблюдаются «новые» подходы: обращения к правительству дать государственные гарантии для внешних инвесторов с целью снижения рисков при реализации северных месторождений. Сегодня ОАО «Газпром» в активном поиске новых подходов в привлечении инвестиций и новых подходов к увеличению собственных активов. Как пример, процесс присоединения ОАО «Роснефть».

Но вопрос о дате выхода ОАО «Газпром» на полуостров Ямал остается открытым! «Плавающая» дата выхода никого не устраивает. В то же время вопрос «даты выхода» не является календарной темой. Это, прежде всего, проблема полноты выявляемых энергетических проблем и их разрешения на сбалансированной основе учета отраслевых и территориальных интересов.

Конечно, исходя из положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года, как одной из основных составляющих программных документов социально-экономического развития страны, топливно-энергетический сектор развивается на перспективу стабильными темпами в целом. Но с позиции Тюменской области в целом, имеющей собственные интересы, которые выражаются в стремлении обеспечения долгосрочности стабильных и неснижаемых показателей работы нефтегазового сектора экономики в регионе, неясности в стратегиях развития основных базовых отраслей на региональном (областном) уровне являются неприемлемыми.

Отсутствие (или недостаточность) влияния на развитие нефтегазового комплекса как регионообразующего сектора экономики области, в долгосрочной и прогнозируемой перспективе означает, что Тюменская область, в целом, опирается в своих планах развития на фактические и 2–3-летние показатели развития нефтегазового комплекса, которые представляют собой, в большей степени, исходный статистический материал для планирования доходов бюджетов, а для «сопутствующих» отраслей экономики это означает озабоченность и неуверенность в перспективах

— 36 —

работы. И эти показатели не могут быть рабочими программными материалами для подготовки областной долгосрочной программы по сбалансированному развитию всех отраслей экономики, уже не говоря о межтерриториальном и взаимоинтегрированном долгосрочном развитии отраслей экономики трех субъектов федерации, входящих в состав Тюменской области.

Влияние, в данном случае, означает законодательно закрепленное участие субъекта федерации в формировании долгосрочных планов и программ развития регионообразующих отраслей экономики и полномочный контроль над их фактическим выполнением в регионе. Предсказуемость параметров развития топливно-энергетического кого комплекса в области и их управление, наверное, самое главное для реального долгосрочного социально-экономического планирования. В иной ситуации (то есть сегодняшней) достаточно сложно представить социально-экономическое состояние всей области за пределами 2010 года.

В какой-то мере Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предлагает путь такого решения. В ней оговаривается необходимость разработки региональных энергетических программ. Наверное, этим надо воспользоваться! Чтобы такая программа в субъектах федерации была, к тому же, была бы межрегиональной, долгосрочной и нормативно закреплена как Приложение в составе Энергетической стратегии России.

И уже сегодня, как мне видится, необходимо заострить внимание на том, что Энергетическая стратегия требует доработки. И не только в плане уточнения и определения источников инвестиционных ресурсов для развития газовой отрасли. Основная доработка необходима в вопросе межтерриториальной сбалансированности работы, и не только газовой отрасли, но и других энергетических отраслей. Особенно это касается территорий с моноотраслевой энергетической спецификой хозяйствования.

Недостаток Энергетической стратегии в преимущественно отраслевых приоритетах энергетического развития без учета состояния и последствий социально-экономического развития территорий, то есть, отсутствии сбалансированных отраслевых и территориальных показателей развития при реализации стратегии.

Необходимо поднять статус Энергетической стратегии, чтобы она была не только программой развития отраслей энергетики, но чтобы стала

— 37 —

Государственной программой и конкретным планом достижения социально-экономических территориальных результатов развития на основе отраслевого развития.

Список литературы:

  1. 1, 2, 3 Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-декабре 2003: Стат. доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Т., 2004.
  2. «Газпром» перешел все границы.// Коммерсантъ, 15.10.2003 № 188.
  3. 1, 2 «Газпром» развернет Ковыкту на Запад.// Коммерсантъ, 5.02.2004 № 20.

— 38 —