Васильев С. А. «Очерки реальной экономики и социально-экономической политики в России»

← В начало книги и к оглавлению

Апрель 2007 года

Об упрощении налогового администрирования при экспорте российских товаров

Определенно, что Россия сегодня активный участник глобальных экономических процессов, и требования этого участия таковы, что реформа конкурентоспособного потенциала национальной экономики и бизнеса — назревшая необходимость. И если финансовый потенциал России позволяет приступить к реформе, то несовершенство и недостаточность рыночного механизма сдерживают реформирование.

Конкурентоспособность экономики, прежде всего, — это способность производить товары, услуги и средства производства, конкурирующие на внутреннем и внешнем рынках товаров, услуг и средств производства с производителями аналогичной продукции из других стран. Это также означает способность такой продукции формировать и удовлетворять потребительский спрос населения и производственный спрос, расширять и увеличивать объем такого спроса; завоевывать рынки, выдерживая конкуренцию с производителями других стран; обеспечивать растущий спрос предложением и, тем самым, стимулировать рост национального производства и экономики. Таков общий смысл задачи развития конкурентоспособной экономики и, в основном, относящейся не к добывающему сектору экономики.

Можно конечно задаться вопросом, почему экономика России в лице хозяйствующих бизнес-структур, уже более десяти лет «уверенно» отработав в рыночных условиях, в том числе в условиях конкурентного соперничества, не смогла воспользоваться рыночным правом свободно и самостоятельно нарастить свой конкурентоспособный потенциал. Ожидания самонастройки экономики не оправдались. Очевидно, что и сам рыночный механизм как стимулирующий регулятор экономического развития также требует для своего применения условия и стимулы, которые должно предоставить государство. Провозгласить, что экономика работает в рынке — не означает, что она заработала на рыночных принципах.

Одна из важнейших и долгое время решаемая правительством проблема — это налоговое администрирование при экспорте продукции, то есть несвоевременный возврат из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС) предприятиям-экспортерам, которое сдерживает развитие экспортного

— 120 —

потенциала. Возврат НДС предприятиям-экспортерам, как отмечалось на одном из заседаний правительства в прошлом году, зачастую не осуществляется месяцами, а то и годами, что не соответствует политике стимулирования внешнеэкономической деятельности. И эта тема вновь озвучена администрацией Президента в марте 2007 года (на информационном телеканале «Вести»).

С первого взгляда препятствий для экспорта нет: производитель свободен в выборе производства продукции, свободен в выборе потребителей, никто не ущемляет экспортный выбор реализации и иного свободного движения товаров. Но экспортеры недовольны и обвиняют систему налогового администрирования, затягивающую возврат НДС, как не стимулирующую экспорт. Кажущаяся простая задача: создание условий для сокращения сроков возврата ранее уплаченного налога, оказалась «затяжной» проблемой в своем решении.

На самом деле, проблема возмещения НДС при экспорте куда более значительная для стимулирования экспорта, чем обсуждаемый и не столь принципиальный (для стимула) размер ставки снижаемого НДС. Суть проблемы заключается в том, что объем налогового администрирования при возмещении НДС при экспорте товара не адекватен государственной задаче стимулирования экспорта. Нельзя, конечно, утверждать, что трудности с возмещением НДС главное препятствие для стимулирования экспорта. Скорее можно говорить о каком-то сдерживаемом объеме экспортного потенциала российских предприятий. Обвинения в адрес налоговых органов напрасны: их вина не столь существенна, как им приписывают. Сегодня предприятия малого и среднего бизнеса и даже крупного бизнеса (например, регионального уровня) в большой своей массе не готовы «играть» по правилам налогового администрирования, если, конечно, не весь объем производимого товара идет на экспорт.

Какова основная проблема предприятий в «преодолении» налогового администрирования (в выполнении налоговых требований)?

Реальность такова, что не все предприятия могут отладить обоснованное нормирование затрат на единицу продукции, вести раздельный учет и т.п. При отсутствии обновленной федеральной нормативной базы предприятиям необходимо формировать собственную нормативно-техническую документацию для обоснованного нормирования

— 121 —

затрат на единицу производимой продукции. Каждый новый вид продукции требует также разработки технической документации и дальнейшей сертификации образцов такой продукции. Кроме этого, многие предприятия, часто не своей вине, имеют избыток производственных мощностей (активной и пассивной части), которые требуют затрат для своего содержания, но которые, при этом, не должны учитываться в нормировании затрат, и по отношению к налоговому администрированию являются нерациональными и необоснованными. И, естественно, такие затраты налоговыми органами не принимаются.

Многие причины, как видно, являются объективными. Необходимая работа по нормированию затрат является объемной по времени подготовки, по трудовым затратам и требует постоянных дополнительных финансовых затрат, что сказывается на определенном росте себестоимости продукции. С другой стороны, если нестабильны внешние заказы, или поставки осуществляются по разовым контрактам, то это также может сдерживать желание предприятий к осуществлению затрат по приведению учета и нормирования к соответствию с требованиями налоговых инструкций по возмещению НДС. Поэтому возмещение НДС по экспортной сделке может осуществляться месяцами. В такой ситуации у предприятий не восполняется, но даже изымается собственный оборотный капитал. Для оплаты НДС в текущих счетах поставщиков за комплектующие или иные материалы (услуги) предприятиям приходиться изыскивать (или отвлекать) финансовые средства из других источников, так как возмещение НДС по ранее проведенной экспортной сделке затягивается из-за трудоемкости согласовательных процедур с налоговыми органами.

Именно поэтому предприятия-производители экспортной продукции зачастую подставляют компании, через которые осуществляется экспорт готовой продукции и которым возмещение НДС сделать уже проще и быстрее, так как уже не требуется для налогового органа нормативного обоснования затрат на изготовление продукции. Однозначно, что для формирования и проведения стимулирующей экспортной политики, такое положение дел необходимо исправлять, так как участие подставных (как дополнительное звено сбыта) фирм увеличивает общие издержки экспортной продукции и уменьшает прибыль предприятий-изготовителей экспортной продукции в силу необходимости «делиться» доходом с такими фирмами.

— 122 —

Поэтому соответствие (адекватность) объема налогового администрирования задаче стимулирования экспорта необходимо решать не местным налоговым органам, а исполнительной власти федеральной уровня при участии всех заинтересованных организаций и бизнес-структур. Путь решения (или экономический инструмент) видится в упрощении процедуры возмещения НДС. Экономический инструмент должен соответствовать следующим требованиям: быть простым для понимания, не приводить к дополнительным трудовым и финансовым затратам, обеспечивать срок возмещения НДС в течение пяти рабочих дней с даты подачи документов в налоговый орган на возмещение НДС.

Таким требованиям соответствует предлагаемое к обсуждению экономическое решение, суть которого в использовании (одновременно с действующим механизмом) нормативно-статистического метода отраслевых (подотраслевых) материальных затрат при расчете сумм возмещаемого НДС (название метода предложено автором данной статьи).

Экономистам известно, что любая отрасль (подотрасль) имеет определенную сложившуюся структуру затрат производства продукции. Структура затрат по элементам в каждой отрасли различная, но, в то же время, в каждой отрасли объем и соотношение (удельные веса) элементов затрат не имеет ежегодных скачкообразных колебаний, а имеет более-менее инерционную динамику изменений, что говорит о применимости нормативно-статистического метода для расчетов возмещаемого НДС.

Для применения данного метода необходимы статистические данные по материальным затратам на рубль выпускаемой продукции. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) такую статистику, по статьям и элементам затрат, ведет. Дополнительно необходимо ввести сбор статистической информации по объему покупных материалов, услуг, подрядных работ и т.п. в составе материальных и иных элементов затрат. Затем определить объемы (суммы) покупных материалов и услуг (оплачиваемых с НДС), относимых на себестоимость реализуемой продукции, для каждой отрасли и подотрасли всех секторов экономики. Также необходимо определить единый подход к методу отражения НДС: по отгрузке или по поступлению денежных средств. Далее, отраслевые (подотраслевые) объемы таких затрат рассчитать на один рубль отраслевых (подотраслевых) продаж (или отгруженной продукции); полученные

— 123 —

показатели затрат на один рубль реализуемой продукции принять как нормативно-статистические затраты, относимые на себестоимость и оплачиваемые поставщикам с НДС. Объем (сумма) НДС, рассчитанная от объема нормативно-статистических затрат при производстве и реализации экспортируемой продукции (услуг), принять в качестве нормативно-статистического НДС, который подлежит возмещению из бюджета.

Приведу условный пример. При экспорте цемента на сумму один миллион рублей подотраслевые нормативно-статистические покупные материальные затраты и услуги для производства и реализации составляют 600 тысяч рублей, следовательно, подлежит возмещению из бюджета НДС в сумме 108 тысяч рублей. И все: просто, понятно, доступно. Так может применяться упрощенное налоговое администрирование при экспорте любого товара. При этом, если какая-либо компания считает, что сумма возмещаемого НДС должна быть больше, она может воспользоваться действующими налоговыми актами, одновременно заявив к возмещению НДС согласно нормативно-статистического объема подотраслевых затрат на рубль реализуемой на экспорт продукции. Нормативно-статистический метод расчета возмещаемого НДС при экспорте может носить заявительный характер. На этом примере видно, что производитель и экспортер цемента, не обосновывая налоговому органу каких-либо затрат, может своевременно вернуть в оборот компании 108 тысяч рублей.

Конечно, метод потребует доработки, и для подготовки среднеотраслевых затрат придется учитывать различные дополнительные специфики формирования объема затрат и, в процессе практического использования нормативно-статистического метода, приближаться к оптимальному среднему уровню покупных материальных затрат, принимаемых для расчета. Но очевидно, что предлагаемый метод упрощает налоговые «процедуры»: минимизирует трудоемкость самого администрирования при расчетах возмещаемого НДС, сокращает время принятия решения по возмещению. К тому же отпадает необходимость проверки фактически уплаченного НДС по закупаемым товарам и услугам при производстве и реализации экспортной продукции.

Отмечу, что создание понятных и простых в применении нормативных актов для оформления экспорта продукции и услуг, — это тоже существенный элемент развития конкурентоспособной экономики.

— 124 —