Васильев С. А. «Коррупция и природа человека (личностный фактор коррупционного явления)»

← В начало книги и к оглавлению

Итоговая лекция

Итак, коррупция в том или ином виде исторически сопутствует государственному образованию и государственной власти как таковым. Государственная власть и общество любого государства всегда борется с коррупцией как общественным злом. Успех борьбы зависит от наличия соответствующего законодательства, национальных традиций, настроя общества, социально-экономических, политико-культурных и иных проблем или успехов в историческом процессе развития государственного образования.

Изложенный курс лекций нацелен на углубление понимания коррупционной проблематики и преодоления служащим возможного собственного личностного конфликта в своей деятельности в органах власти и по отношению к обществу. Мы убедились, что для преодоления коррупции, коррупционных склонностей или снижения уровня коррупции необходима постоянная и длительная работа (в долгосрочном видении) в следующем:

  • в совершенствовании и усилении антикоррупционного законодательства;
  • в углублении знаний служащих и кандидатов на службу в органы государственной (муниципальной) власти о государстве, государственной власти и функций государственной (муниципальной) власти, в том числе в теоретико-познавательном плане;
  • в развитии понимания и внимания власти и общества к охранению традиционно-нравственного поведения (образа жизни), к традиционно-нравственному воспитанию членов общества и формировании нравственной личности, в том числе в мировоззренческом плане;
  • в формировании, обосновании и формулировании меры достаточного (удовлетворяющего) благосостояния и общественного образа национального достаточного благосостояния и воспитании культуры достаточного потребления;
  • в отказе от навязывания обществу в качестве ориентира лучшего (образа) благосостояния благосостояние и потребление

    — 71 —

    по стандартам так называемых развитых экономик — западноевропейских стран;
  • в формировании модели экономического роста, основой которой является достижение общественного образа национального достаточного благосостояния;
  • в углубленном понимании, развитии и регулировании социально-экономических условий, способствующих гражданам достигать удовлетворяющего благосостояния собственным трудом (трудовыми физическими и умственными усилиями);
  • в демонстрации публичными и высокопоставленными представителями власти и бизнеса достаточного (разумного и скромного) благосостояния и потребления благ.

Сегодняшняя активная антикоррупционная деятельность власти направлена, в большей степени, на предупреждение коррупции и ужесточение наказания. И это, бесспорно, необходимо и важно. Такую законодательную (в позитивном взгляде) направленность мы относим к удерживающим действиям власти по поддержанию порядка в самой системе власти и самоочищению власти. Помимо этого, что принципиально, коррупция это еще проблема ветвей и вертикали власти в снижении ее авторитета в обществе. А это уже вопросы управляемости государством и, соответственно, безопасности государства. Именно поэтому коррупция — в контексте безопасности государства — признана Стратегией национальной безопасности РФ одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

Как мы выяснили, законодательных мер совсем недостаточно для искоренения или сдерживания коррупции; коррупционное действие не есть спонтанное действие должностного лица, обладающего властными полномочиями. Можно сказать (образно), что склонность к коррупции находится «в голове» человеке. С одной стороны, коррупционная склонность изначально рождается в изъянах формирования (воспитания) личностного потенциала индивида и позже, в процессе накопления жизненного опыта, из неспособности самой личности преодолеть эту склонность; с другой стороны, склонность формируется в рамках отражения окружающей социально-экономической действительности и ее проблем, которые могут восприниматься личностью как несправедливые. Совмещение двух сторон-

— 72 —

факторов в сознании, в частности у служащего в органах власти, порождают коррупционное поведение и действие.

Латентные противоречия в самой личности (сопротивляться или нет искушению) и противоречия личности при восприятии «проблемной» действительности, не создающей условий для достижения личного благосостояния или образа благосостояния, порождают стремление преодолеть обе проблемы не законным (не трудовым) способом, а злоупотреблением должностными полномочиями.

Как мы установили, сегодня в обществе в меньшей степени уделяется практического внимания необходимым государственным действиям, регулирующим социально-экономические условия и причины, способствующие коррупции, а также общественной активности в традиционно-нравственном воспитании и не только молодого поколения, но и в восстановлении нравственного поведения у многих в зрелом возрасте.

Разобравшись в проблеме, мы полагаем, что конфликт личности и склонность к коррупции будет воспроизводиться до тех пор, пока общество и власть не сформулируют и не начнут поддерживать в обществе культуру национального достаточного потребления, пока не будет движения к созданию каждому новому поколению условий и трудовых путей к достижению достаточного благосостояния. Также как и цель экономического роста надо формулировать в парадигме достижения обществом образа национального достаточного благосостояния.

Должностные лица всех уровней и ветвей власти должны показывать пример духовно-нравственного и ответственного перед государством и населением поведения (в личной жизни и служебной деятельности); также показывать образец потребления индивидуальных и общественных благ, не выходящий за рамки и меру общесредней достаточности.

Государственной власти и институтам гражданского общества следует отказаться от пропагандистского навязывания и практического насаждения обществу образа благосостояния соответствующего (или скопированного) западноевропейскому благосостоянию. Не ставить целевыми ориентирами западноевропейские стандарты потребления как лучшие в понимании власти и гражданских институтов, так как это

— 73 —

уже насаждение иной культуры потребления. Тем самым не ориентировать и не формировать склонность (конфликт личности) у части служащих прилагать не всегда законные усилия к таким стандартам потребления и получению соответствующего дохода.

Завершаем курс лекций взглядом русского философа Ивана Ильина (1883–1954) на нравственные требования к власти и государственному деятелю: «В политике и государственности есть нечистые стороны и дела; их нельзя отрицать; от них нельзя и зарекаться. Но именно поэтому политика требует большой идеи, чистых рук и жертвенного служения.

Вот почему необходимо высказывать, доказывать и жизненно прививать воззрение, что государственная и политическая деятельность требует не ловкого проходимца и не хитрящего интригана, но человека с религиозно и нравственно сильным характером. Она требует высокой — волевой, моральной, образовательной и профессиональной квалификации» Ильин, И. А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона Российской Империи / И. А. Ильин; [сост., предисл. и примеч. Ю. Т. Лисицы]. — М.: Рарогъ, 1996. — 160 с.[10, с. 43].

— 74 —



Литература:

  1. Ильин, И. А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона Российской Империи / И. А. Ильин; [сост., предисл. и примеч. Ю. Т. Лисицы]. — М.: Рарогъ, 1996. — 160 с.