Васильев С. А. «Коррупция и природа человека (личностный фактор коррупционного явления)»

← В начало книги и к оглавлению

Лекция 5.
Вопросы формирования личности и образа достаточного благосостояния как условий в преодолении коррупционного поведения

Задача. Задача этой лекции раскрыть так называемый «человеческий фактор» в коррупции. Если выразиться развернуто, то разобрать внутренние механизмы поведения и внешние условия и причины, побуждающие человека воспользоваться коррупционным действием (поведением) как средством для достижения лучшего для себя благосостояния. Разберем общие вопросы «настройки» сознания человека, а также «настройку» сознания на сопротивление искушению или, иначе — противодействие соблазну.

Лекция разделена на три части.

В первой части мы рассмотрим основные понятия теории отражения, психики человека и механизм формирования образов, в частности, образов благосостояния.

Во второй части рассмотрим понятие «благосостояние», раскроем содержание индивидуальных и общественных образов благосостояния и систематизируем образы.

В третьей части рассмотрим вопросы формирования личности и воспитания традиционно-нравственных норм проживания, и формирования образа достаточного благосостояния как условий противодействия коррупции.

Чтобы была понятна логика изложения темы, мы представим исходный тезис. То, что мы называем коррупцией, если ее рассматривать с позиции жизненных устремлений человека, есть соблазн служащего — без трудовых усилий (так как работа в органах власти является и трудовой деятельностью), но посредством использования полномочия в личных целях, — в короткий срок преодолеть недостаточность своего материального положения (фактического благосостояния) или прирастить благосостояние. Конечным объектом соблазна выступает не сама взятка в каком-либо виде, а возможность получением или дачей взятки достичь для себя или своей семьи лучшего благосостояния (или жизненного благополучия) и его потребления.

— 51 —

В развитие тезиса, под лучшим благосостоянием в субъективном восприятии мы подразумеваем тот образ благосостояния (как желательная мера потребляемых благ), который формируется сознанием у каждого человека, и который посредством своей трудовой деятельности желает его реализовать. И вряд ли в этом можно сомневаться — мы все стараемся не только удовлетворить наши текущие потребности в благах в соответствии с имеющимся доходом, но и стремимся трудом улучшить свое благосостояние согласно нашему пониманию лучшего потребления (жилья, пищи, здравоохранения, образования, досуга и т. д.).

Напомним, что в философии под образом понимается результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

Вопрос в том, каким способом и под каким влиянием формируется образ благосостояния (1), и можно ли сформировать и на деле (в практической действительности) демонстрировать такое лучшее благосостояние, которое не побуждает и не склоняет к злоупотреблениям служебным положениям в органах власти (2).

И для того, чтобы лучше понять (в теоретическом, а затем в практическом аспекте), что такое образ, каков механизм и инструментарий его содержательного формирования и последующего поведения, следует кратко обратиться к психологии, науки занимающейся психикой человека и психическими явлениями, в том числе и психическими процессами, которые нас и интересуют. Кроме психологии обратимся и к философии, и к политэкономии.


1) Основные понятия теории отражения и механизм формирования образов

Причину коррупции, как уже упомянуто в начале предыдущего параграфа, при соблюдении системного подхода, следует искать в следующих связях и проявлениях природы и поведения человека:

между психикой (отражательной способностью) человека и окружающей социальной и экономической действительностью;

между формирующейся (сформированной) личностью и окружающей социальной и экономической действительностью;

между психикой, психическими процессами человека и формирующейся (сформированной) личностью.

— 52 —

Связи едины и неразрывны. Одно без другого не существует. Последняя связь особенно для нас важна: в ней объединяются физиологические и социальные свойства человека. Это неразрывно и непрерывно связанные системные составляющие поведения человека: физиологическая (психика, психические процессы) и социально-личностная (формирование личности). Но между ними происходит и непрерывная внутренняя борьба, которую можно наблюдать не только в сложностях социализации каждого человека (каждого подрастающего поколения), но и часто разнохарактерным социальным реагированием (поведением) людей на социально-экономическую действительность.

В связи с тем, что большинство психических явлений, в том числе и психических процессов, физиологически обусловлены, мы их относим к физиологической (природной) составляющей поведения человека, и тем самым фиксируем объективность психических процессов.

Разумеется, важно разбираться в прошлом и настоящем состоянии и движении социально-экономической действительности. Именно под влиянием прошлой и настоящей действительности формировался и формируется содержательный потенциал сознания человека и его личностного отражения (реагирования) поведением на действительность.

Теперь кратко остановимся на основных понятиях психологии и философии, относящихся к нашей теме.

Психика человека — высшая форма психического отражения (отображения), функция мозга, заключающаяся в возникновении у субъекта системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе процессов адаптации, поведения и деятельности. Некоторым подтверждением такому определению является часто используемое выражение: сколько людей — столько и мнений.

Данное определение дает нам основание относить психику и психические процессы (в составе психических явлений) человека к природным механизмам восприятия действительности и отражения (реагирования) для выполнения организмом его физиологических функций. То есть психика и психические процессы — это, прежде всего, физиологическая составляющая организма человека.

— 53 —

Есть социальная действительность или нет, человек все равно реагирует, даже если он проживает исключительно в природной среде. Но, как правило, человек всегда находится и осуществляет свою жизнедеятельность в обществе, в общественной (социальной среде), и поэтому отражательная «настройка» формируется обществом через воспитание, образование, обучение трудовым навыкам и т. п., то есть через формирование личности.

Формами психического отражения в психологии считаются психические процессы: ощущения, восприятие, представления, память, мышление, внимание, эмоции, воля и т. д. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и входят в структуру сознания человека.

В психологии сознание трактуется как особый, высший уровень организации психической жизни (психики) субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.

В частности, известный советский академик П. К. Анохин изобразил отражательный процесс следующим образом: «Отражательный процесс развертывается таким образом, что внешний объект через непрерывный ряд физических и физиологических процессов как бы ассимилируется организмом, т. е. отражается сначала в его структурах, а потом и в сознании» Анохин, П. К. Теория отражения и современная наука о мозге. — М.: Знание, 1970. — 44, [2] с.[2, с. 8]. По П. К. Анохину, сознание человека «является, несомненно, наиболее совершенной формой кодирования параметров внешнего мира, т. е. инструментом создания образа внешнего мира» Анохин, П. К. Теория отражения и современная наука о мозге. — М.: Знание, 1970. — 44, [2] с.[2, с. 20]. И как следует понимать, отражательный процесс, формирование образов и оперирование (мыслить) образами — это все свойства сознания.

Надо заметить, что многие вопросы психологии, в том числе отражения и сознания, исторически являлись и являются предметом философии. Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

В философии сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней

— 54 —

модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности. Можно сказать, что сознание человека и есть его субъективное понятие окружающего мира, которое человек непрерывно наполняет через познание и преобразование этого мира.

Сознание, будучи одним из основных понятий психологии, социологии и философии, одновременно является для этих наук «вечным» интересом и проблемой в силу его абстрактного содержания и очевидно невыясненной многомерности природно-физического и социального потенциала. В целом, научный интерес к сознанию является предметом и смыслом теории отражения — теории познания, согласно которой ощущения, представления и понятия представляют собой формы отражения материального мира в сознании человека.

Далее, кратко изложим необходимые для нашей темы формы отражения окружающей действительности, входящие в структуру сознания. Речь идет о восприятии и представлении.

Под восприятием принято понимать сложную систему «процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающую организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире...» Большая Советская Энциклопедия: второе издание: Т. 9. — М.: государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1951.[6, с. 172]. Как рассматривает психология, развитие индивидуального восприятия осуществляется в процессе жизненной практики, воспитания и обучения, и как раз восприятие обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. И именно в процессе восприятия осуществляется: обнаружение объекта в воспринимаемой действительности; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа.

Под представлением понимается высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания; образ предметов, ранее воздействовавших на органы чувств человека, а также «конкретная форма знания, заключающаяся в ассоциации наглядных образов — представлений, и отражающая связи и отношения между предметами и явлениями реального мира» Большая Советская Энциклопедия: второе издание: Т. 34. — М.: государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1955.[7, с. 410]. Представление дает возможность различать и оперировать образами предметов и качествами этим предметов даже при

— 55 —

отсутствии самого предмета, что также вполне относится к различению и оперированию человеком, в частности, различных образов индивидуального благосостояния.

Формирование образов (в процессе восприятия) и оперирование образами (в представлении) благосостояния и есть то, присущее человеческому сознанию свойство, которое не только участвует в выработке устремления человека к лучшему благосостояния и способа его достижения, но также и в выработке коррупционного поведения или другого не трудового способа достижения лучшего благосостояния.

Вряд ли кто сомневается, что у каждого человека есть свое представление о личном или семейном благосостоянии, ассоциируемое с благополучным проживанием. И в большинстве случаях и практическая жизнедеятельность убеждает, у людей существует образ благосостояния, отличающийся от фактически потребляемого благосостояния (потребляемых величин благ) или, например, от минимально-необходимой достаточности благ. Но и вряд ли можно сомневаться, что у многих людей и семей фактическое благосостояние (благополучие) соответствует их образу благосостояния и является для них удовлетворяющим.


2) О благосостоянии. Индивидуальные и общественные образы благосостояния

Говоря об образе благосостояния, его отражательном формировании и его достижении, прежде всего, определимся в понятиях. Наряду с индивидуальными образами благосостояния в обществе постоянно вырабатывается (во многом в общественных дискуссиях) и общий, общественный образ благосостояния. Воплощением в жизнь общественного образа (точнее, многих его величин) постоянно занимается государственная власть путем постановки социально-экономических ориентиров и целей и проведением соответствующих политик.

В теоретико-познавательном и общем плане под благосостоянием человека мы понимаем количественно-качественную величину благ, в потребительских свойствах необходимую для непрерывного равновесного существования человека Васильев, С. А. Концепция среды территориального коллективного проживания — Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. — 320 с.[8]. В физиологическом плане, можно говорить о величине

— 56 —

средств существования (благ), необходимой для постоянного сохранения и развития индивидуальной жизни человека.

В конкретно-познавательном (развернутом в социальное пространство) виде благосостояние представляется удовлетворяющим человека благосостоянии. Удовлетворяющее человека благосостояние есть совокупность предназначенных для личного потребления и потребляемых средств существования (благ), индивидуальных и общественных материальных условий-благ (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. п.), в величинах, достаточных для воспроизводства и производства человека и его семьи, и воспринимаемые человеком как благополучные. Именно с удовлетворяющим благосостоянием человек связывает свои представления о благополучном проживании и качестве жизни.

Вполне очевидно, что удовлетворяющее человека благосостояние с конкретным наполнением благ, если не принимать во внимание минимально-нормативную величину благ, есть благосостояние субъективной оценки, индивидуально понимаемое и оцениваемое каждым человеком. Поэтому фактическое благосостояние человека может совпадать и не совпадать с удовлетворяющим благосостоянием. Свидетельств этому много, в том числе и социологических исследований.

Благополучное проживание человек всегда связывает с осуществлением (воплощением в жизнь) своего индивидуального образа благосостояния. И поэтому рассмотрим понятие «образ благосостояния». Образ благосостояния есть представляемая в сознании человека количественно-качественная величина благ, в потребительских свойствах необходимая для лучшего или идеального его существования, и в отношении которой для ее получения человек может настраивать силу своего умственного и физического труда Васильев, С. А. Концепция среды территориального коллективного проживания — Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. — 320 с.[8].

Человек своей деятельностью сохраняет или развивает фактическое благосостояние — воплощает свой образ благосостояния (как лучшего) в реальность. Именно силой труда человек объективирует индивидуальный образ в реальность. Это и есть, образно говоря, назначение труда — производить, преобразовывать, увеличивать блага для сохранения и улучшения жизни. И как мы уже отметили, фактическое благосостояние также может быть удовлетворяющим и соответствовать образу благосостояния.

— 57 —

Рассматривая индивидуальный образ благосостояния, желание и стремление достичь которого в короткий срок может искушать служащего к злоупотреблению служебным положением, мы не должны забывать, о чем выше сказано, и о наличии в обществе и общественного образа благосостояния. Причем индивидуальный образ и общественный образ благосостояния по многим величинам благ могут не совпадать.

В частности, конкретно формулируемое обществом понятие «уровень жизни», под которым принято понимать обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах, — представляет собой на самом деле конструкцию общественного образа благосостояния.

Известно, в социалистической и сегодняшней практике необходимая обеспеченность устанавливалась и устанавливается как нормативная обеспеченность населения благами, а степень удовлетворенности — через планирование (прогнозирование) доходов населения и показателей потребления благ. Можно считать, что необходимый уровень жизни, устанавливаемый как нормативный уровень жизни, и есть нормативное благосостояние.

Такое нормативное благосостояние само выступает общественным образом благосостояния и, одновременно, критерием благополучного проживания для населения, потребление индивидуальных и коллективных благ которых ниже устанавливаемых государственными органами нормативных значений. Тем более, сегодняшняя российская потребительская действительность, подтверждаемая статистическими данными, такова, что значительная доля населения осуществляет потребление первичных благ в стоимостных и физических величинах ниже прожиточного и физиологического минимума. Поэтому во многом общество фактически стремится, в том числе, и посредством принятия и реализации государственных и муниципальных программ развития, к обеспечению, как минимум, нормативного уровня жизни населения, определяемого устанавливаемыми минимальными натуральными нормами обеспеченности и потребления, стоимостными нормативами и соразмерного благам доходов граждан. Фактически, нормативное благосостояние как образ есть «ближайший» в представлениях

— 58 —

(многих образов) человека и воплощается в жизнь, прежде всего.

Тема разработки общественного образа благосостояния (лучшего благосостояния) не простая тема. Формулирование властью совместно с институтами гражданского общества и положительное восприятие обществом (населением) и субъектами хозяйствования лучшего образа, чем образ нормативного благосостояния, принципиально важно. Именно образ благосостояния (лучших величин индивидуальных и общественных благ) вправе и должен лежать в основе выработки общей государственной экономической и социальной политики, определения темпов экономического роста и направлений развития, реализация которых приведет к достижению лучшего потребления благ населением.

Представление некоторых параметров и показателей-величин образа благосостояния для российского общества можно найти в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Правительством РФ: распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р). В частности, в Концепции предусмотрено достижение к 2020 году целевых ориентиров по средней обеспеченности жильем (25 — 27 кв. м общей площади на человека в 2015 году и 28 — 35 кв. м — к 2020 году), снижению уровня бедности, росту доходов населения, приближению структуры потребления населения к западным стандартам, развитию и доступности здравоохранения, образования и т. д. В целом, предусмотрено, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Правительством РФ: распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.government.ru/content/governmentactivity/insiderfgovernment/archive/2008/11/25/69b3495c378e451db8df6c3a265a755b.doc[15].

Определенно, в Концепции делается попытка сформулировать образ благосостояния, хотя об этом в тексте не сказано. Однако, как такой даже не четко сформулированный образ согласуется с индивидуальными (субъективными) образами всех людей не ясно в принципе. Или почему индивидуальные образы благосостояния нашего населения должны соответствовать характеру благосостояния (потребления благ) населения развитых экономик, и наше население будет к этому стремиться, тоже не вполне понятно и никем не обосновано. Получается, что критерием (мерилом) образа благосостояния для нашего населения (общества) выступает благосостояние населения развитых экономик, то

— 59 —

есть западноевропейских стран. Такой подход как в теоретико-методологическом плане, так и в практическом исполнении, мы считаем не проработанным, и он вредит нашему обществу.

Дело в том, что так сказать «навязываемая сверху стыковка» общественного образа благосостояния с западноевропейским благосостоянием, как лучшим для российского населения, есть принципиальный момент для нашей темы. Фактически (по сути) предлагается внедрить в России элементы западноевропейского образа жизни — культуру потребления. Именно этот момент, как мы видим, выступает существенным элементом отражаемой сознанием действительности, а затем возможным реагированием — возбуждением и склонностью (стремлением) особенно некоторых служащих к злоупотреблению властными полномочиями (коррупции) для быстрого достижения предлагаемого самой же властью образа благосостояния — западноевропейского благосостояния.

Жизненных примеров стремлений некоторой части государственных служащих реализовать для себя образ лучшего (или идеального) — западноевропейского благосостояния, как нам показывают СМИ (средства массовой информации), достаточно. Это, например, приобретение элитного жилья в европейских странах и в России, вывоз капитала, престижный и роскошный отдых за границей; приобретение европейской «брендовой» одежды, люксовых автомобилей и продуктов питания. Хотя уже существует запрет для государственных служащих иметь недвижимость и счета за рубежом, однако это не мешает демонстрировать зачастую избыточное богатство и барство по отношению к окружающим. Ежегодные декларации о доходах представителей власти также свидетельствуют, что у многих из них фактическое благосостояние значительно выше, чем даже ближайший для существенной части населения нормативный образ благосостояния.

Такого рода улучшенное благосостояние и потребление (в том числе с элементами западноевропейского потребления) мы можем определить как статусное благосостояние. Статусное благосостояние (как реальность и образ) имеет место при карьерном росте служащих и, особенно, в органах власти; это когда каждая более высокая ступенька карьеры повышает должностной

— 60 —

статус, и это, в свою очередь, требует соответствующего должности благосостояния и его потребления. Таким образом, образ статусного благосостояния — это разновидность образа благосостояния, свойственное, в большей мере, социальной группе по признаку работы в органах власти или на ответственных должностях в крупных компаниях и т. д.

Точно также, надо полагать, что при отнесении людей к иным социальным группам, например, по уровню дохода или социальному положению (статусу), образы благосостояния могут различаться. Нельзя забывать и о различиях в образах благосостояния у сельского жителя и городского, у населения в трудоспособном возрасте и у молодого поколения, не начавшего трудовую деятельность. Различия в образах благосостояния должно быть и у населения, проживающего в субъектах федерации и муниципальных образованиях, имеющих разный уровень экономического развития и трудовых возможностей населения. Несомненно, существуют национальные и религиозные специфики в потреблении благ и, соответственно, в образах благосостояния. В то же время, важен и момент фактического начального («стартового») благосостояния. Чем ниже у человека фактическое начальное благосостояние (потребление имеющихся благ), тем, можно предположить, образ благосостояния (лучшего потребления лучших благ) будет в своих величинах и разнообразии благ менее высок по сравнению с образом благосостояния человека, имеющего более высокое фактическое начальное благосостояние.

Если укрупненно сгруппировать образы по признаку принадлежности к субъектам образов, то мы увидим, что в обществе существуют следующие образы благосостояния: индивидуальные, социальных групп, общественные образы. При этом благосостояние в этих образах может в каких-то лучших величинах совпадать, в других — существенно различаться.

Также мы можем сгруппировать образы благосостояния по признаку меры и полноты благ. Здесь можно зафиксировать следующие образы благосостояния: нормативный (минимально-нормативный), рациональный (рационально-нормативный), комфортный. Нормативный образ и рациональный образ благосостояния, которые по сути ближе к общественному образу, известны — наполнение благами и их мера нормируется, и

— 61 —

утверждаются государственными органами. Впрочем, эти образы не формализованы как образы благосостояния. Комфортный образ благосостояния, к которому можно отнести и статусный образ благосостояния, разнообразен в своей субъективной наполняемости благами; он даже может наполняться мечтами и фантазиями. Каждый из указанных образов субъективно видится как удовлетворяющий, при этом, как уже сказано, и фактическое благосостояние вполне может соответствовать удовлетворяющему благосостоянию.

И природа человека такова, что он всегда в трудоспособном возрасте неизбежно стремится достичь благосостояния, соответствующего его образу благосостояния, который формируется сознанием, отражая, как окружающую действительность, так и оперируя другими источниками социального пространства.

Таким образом, нам вполне должно быть понятным, что образы благосостояния как цели трудовых и не трудовых устремлений являются не только результатом воспитания наших отражательных способностей и накапливаемого жизненного опыта в социальной среде, но могут быть и объектом государственной политики и общественных обсуждений.

Поэтому, в контексте и логике излагаемого следует обратить внимание на государственно-общественную проблему — проблему в формулировании ориентиров развития общества (страны). Во-первых, не выработан образ будущего страны, к которому призвано стремиться сегодняшнее общество; во-вторых, ветвями государственной власти, институтами гражданского общества и самим населением не выработан и не предложен свой российский общественный образ благосостояния, лучший, чем нормативный образ благосостояния и иной чем благосостояние населения развитых западноевропейских стран.

Сегодня вопрос выработки и формализации общественного образа благосостояния, то есть усредненного для всех, и формирования индивидуального образа и возможность или желательность их совпадения методологически является непроработанным. И этот вопрос, по нашему убеждению, отражается в неполноте базовых проработок концепции долгосрочного развития страны и формулирования образа будущего страны. Прежде всего, речь о том, что образ

— 62 —

национального лучшего для общества (целого) и индивидуальные образы должны так соотноситься и совпадать, чтобы оба образа (целого и единичного) были взаимозаменяемы и не противоречили друг другу. Такая взаимозаменяемость образов выступает критерием истинности (правильности) выбора пути социально-экономического развития страны или муниципального образования — достижении совпадающих в образах лучших удовлетворяющих благ Васильев, С. А. Концепция среды территориального коллективного проживания — Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. — 320 с.[8].

В конце следующей части лекции, мы сформулируем образ общественного благосостояния, приемлемый для понимания и наполнения благами.


3) Формирование личности, традиционно-нравственные нормы и образ достаточного благосостояния как условия и факторы противодействия коррупции

В продолжение темы, обратимся к следующим важным вопросам:

  • о механизме выбора образа благосостояния и критерия лучшего благосостояния, относительно которого и ради достижения которого он развивает и усиливает свою трудовую деятельность;
  • что и как влияет не только на формирование образа благосостояния, но и вначале (как исходной позиции) на восприятие сознанием меры удовлетворяющего благосостояния и благополучия;
  • каков способ достижения удовлетворяющего благосостояния

Мы уже говорили о составляющих сознания: физиологической и социально-личностной. Помимо физиологической (природной) способности отражать окружающий мир, человек отражает мир именно тем личностным потенциалом своего сознания, содержание которого сформировало и формирует общество (социальная среда). Поэтому нас интересует социально-личностная (личностная) составляющая сознания индивида. Здесь под личностным потенциалом (или содержанием личностного потенциала) мы пониманием совокупность и систему социально значи­мых черт, формируемых воспитанием, образованием, личным опытом, характеризующих индивида и его принадлежность тому или иному обществу или общности. Личностный потенциал

— 63 —

формируется путем усвоения индивидом общественно выработанного опыта, то есть в процессе социализации индивида.

Когда психологи социализацию личности определяют как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, то мы бы уточнили объект социализации. По нашему мнению, объектом социализации являются сами психические процессы (формы психического отражения) индивида: восприятие, представления, память, мышление, речь, внимание, эмоции, воля, входящие в структуру сознания. Хотя это уточнение и не мешает использовать выражение «социализация индивида». А сам термин «социализация» мы бы уточнили конкретно-смысловым термином «окультуривание», так как, по сути, процесс формирования личностного потенциала в начальной стадии (воспитание) есть процесс окультуривания физиологических (инстинктивных) отражательных реакции окружающей реальности. И, прежде всего, окультуривание выступает общественным способом адаптации индивида как к природной среде, так и к обществу с целью бесконфликтного сосуществования в обществе.

Формирование представлений о реальности, ее осмысление и выработка последующего поведения осуществляется личностным потенциалом сознания индивида. Поэтому субъективное содержание образа благосостояния, как и содержание других форм психического отражения (мышление, речь, воля) зависит от сформированного или формирующегося личностного потенциала индивида и социальной среды.

И когда индивид являет в обществе содержание своего личностного потенциала, мы говорим о личности. Личность — это человеческий индивид, характеризующий своим поведением социальные качества, такие как нравственные устои, взгляды, способности, потребности, трудовые навыки и т. п.

Процесс окультуривания (социализации) индивида посредством воспитания означает, прежде всего, усвоение традиционно-нравственных норм коллективного и индивидуального поведения, то есть образа жизни. Традиционно-нравственные нормы коллективного и индивидуального поведения (или образ жизни) — в совокупности: вырабатываемые поколениями обычаи, ритуалы, религиозные чувства, моральные принципы, навыки

— 64 —

труда, бытовые традиции, взгляды, вкусы, рациональности и умеренности в потреблении и в отношении к природной среде. Эти нормы являются для нас жизненными ценностями. Традиционно-нравственные нормы обусловлены спецификами природного и общественно-исторического процесса в географических местах проживания общности людей под влиянием государственного образования.

По существу поставленного в начале вопроса, именно традиционно-нравственные ценности в данном понимании и являются тем первичным и базовым содержанием личностного потенциала сознания, которым человек (уже как личность) отражает действительность и формирует образы удовлетворяющего благосостояния (благополучного проживания). Здесь мы можем говорить и о воспитании и усвоении мировоззрения, как составляющей содержания личностного потенциала, которое проявляется в личностном мировосприятии (мироощущении) социальной действительности и настройке жизненных устремлений и поведения.

Каждый человек в процессе своего жизненного пути, конечно, приобретает жизненный опыт, воспринимает и усваивает различные внешние воздействия на сознание (семейные, общественные, информационные и т. п.). Личностный потенциал сознания может дополняться или изменяться, восприятия и представления могут формировать новые образы удовлетворяющего благосостояния. Поэтому мы и говорим о субъективных представлениях, о субъективном восприятии действительности.

Таким образом, субъективные представления об удовлетворяющем благосостоянии формируются под влиянием:

  • переданного и усвоенного воспитанием образа жизни (традиционного благосостояния) и мировоззрения как составляющих культурных традиций;
  • вырабатываемого новым жизненным опытом и другими культурными традициями образа лучшего благосостояния;
  • предлагаемых общественными институтами или государственной властью образов благосостояния как лучших, например, образ западноевропейского благосостояния.

Итак, мы рассмотрели социальный механизм выбора образа благосостояния и ответили на вопрос, что и как влияет на

— 65 —

формирование образа благосостояния. Оперирование образами удовлетворяющего благосостояния и выбор образа наиболее полно соответствующий субъективному представлению о благополучном проживании и качестве жизни, и будет тем субъективным образом и критерием (мерилом), который человек постепенно воплощает (объективирует) в реальность. И в контексте изложенного различие в объемах понятий «качество жизни», «уровень жизни», «благосостояние» не имеет принципиального значения. Лучшее подразумевает и комфортное, и благоприятное, и благополучное, и рациональное, и удовлетворительное, и может — нормативное; лучшее — это иное, отличающееся лучшими достаточностями доходов и благ от имеющихся в фактическом проживании. Критерий лучшего проживания, как рассмотрено, соотносится и подразумевает представление или образ лучшего благосостояния и проживания в индивидуальном сознании.

Сами же образы, еще раз обратим внимание, формируются, прежде всего, в собственных культурных традициях проживания и уже затем могут подвергаться влиянию иной социальной среды с иными культурными традициями.

Но рассмотрение воплощаемого образа в реальность будет не полным, если не рассмотреть способ воплощения. И, конечно, человечество ничего не изобрело кроме труда. Как уже ранее сказано, именно трудом — физическими и умственными навыками и усилиями — человек создает богатство и достигает удовлетворяющего благосостояния. Это относится как к индивидуальному, так и к общественному богатству и благосостоянию. Люди, как правило, только посредством труда могут и стремятся перейти от минимального или иного неудовлетворяющего фактического потребления благ (благосостояния) к лучшему потреблению благ. В политэкономическом аспекте преодоление проблем фактического потребления заключает собой принцип экономического поведения человека.

Однако, в индивидуальном труде, осуществляемом все-таки в общественном экономическом пространстве, и в рамках экономических отношений в обществе, всегда существуют проблемы, которые не всегда обнаруживаются, но которые могут подталкивать некоторую экономически активную часть общества к противоправным действиям. Речь идет о несоразмерности труда

— 66 —

объему получаемого дохода, и дохода объему, обмениваемого на блага; это когда труд не приносит достаточного дохода для получения (оплаты) необходимо-достаточной меры (величин) благ. Такие несоразмерности в деятельности трудящихся есть не только в бюджетной сфере (например, правоохранительной, образовательной, здравоохранительной, государственной и муниципальной службы), но и в отраслях экономики (например, сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве, строительстве и др. отраслях производства). Поэтому когда говорят о необходимости повышении заработной платы, то следует иметь в виду, что важна соразмерность трудового дохода величинам и стоимости благ. Зачастую прирост заработной платы или пенсионных выплат покрывается ростом цен, что фактически сохраняет указанную несоразмерность.

Дополнительно можно указать и на недостаточность в стране объема экономической деятельности для осуществления доходного труда, и на неравномерность размещения высокодоходной экономической деятельности на территории страны. Все эти проблемы, представляющие собой социально-экономические условия, во многом препятствуют достижению трудом удовлетворяющего образа благосостояния, и их решение, прежде всего, задача государственной власти.

Когда речь идет о необходимости разработки ориентиров развития общества, в частности, общественного образа благосостояния, то следует увидеть, что это абсолютно не праздный вопрос и нелегкая научно-прикладная задача. Мы показали, что человек настраивает свои физические и умственные усилия на достижение лучшего удовлетворяющего благосостояния. И если у человека нет возможности своим трудом достигнуть лучшего благосостояния, то он может воспользоваться неправовыми экономическими действиями.

В то же время возникает вопрос об истинности (верности) общественного образа благосостояния, например, как некоторых ее параметров в упомянутой выше Концепции развития, или иного образа. Истинность общественного образа заключается, прежде всего, в ее достижимости за определенный период и не завышенных величин благ к потреблению. Достижение образа требует усилий общественного труда, проявляемого в

— 67 —

экономическом росте, и индивидуального труда, проявляемого в улучшении благосостояния семьи. Индивидуальный образ благосостояния во многом ориентируется на общественный образ. Но как мы уже сказали, недостаточность объема экономической деятельности и высокооплачиваемого труда выступают для многих факторами невозможности достижения завышенных величин образа общественного благосостояния. В обществе между социальными группами возможен социальный конфликт и недоверие к власти.

Поэтому образ, формулируемый для общества как целого — всего населения страны — или образ для местного населения — что то же, должны быть едиными с индивидуальными (единичными) пониманиями и представлениями лучшего благосостояния. Как мы убеждаемся, общественный образ должен основываться на российских культурных традициях (традиционном и совершенствуемом образе жизни), передаваемых из поколений в поколения; и уж затем — постепенно и не конфликтно для восприятия людьми, включать величины потребляемых благ и их достаточности, признаваемые лучшими. Прежде всего, мы говорим об образе достаточного благосостояния (потребления), формулирование и содержание которого должно основываться на традиционно-нравственных нормах коллективного и индивидуального поведения (образе жизни). В содержании образа достаточности не должно быть места избыточности благ и пропаганде потребительства.

В теоретико-познавательном плане под достаточностью благ понимается объем и качественные характеристики (мера) имеющихся и потребляемых средств существования и условий существования, позволяющих обеспечивать непрерывность оптимально-удовлетворительной работы систем и органов организма, то есть непрерывную равновесность и сохранность организма человека. Здесь объем и качество потребляемых благ будут достаточными, когда этот объем и качество благ соразмерны благам для обеспечения равновесности и сохранности организма человека. Следовательно, достаточность благ можно признать уравновешивающей жизнедеятельность человека мерой благ. Но, как видно, в качестве такой меры достаточность представляет собой абстрактную меру — общее измерение благ, необходимых

— 68 —

для непрерывной равновесности и сохранности организма человека. Если выразить коротко, достаточность — это необходимая для жизнедеятельности мера потребляемых благ Васильев, С. А. Концепция среды территориального коллективного проживания — Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. — 320 с.[8].

В прикладном (практическом) смысле достаточность индивидуального благосостояния — это рациональности и умеренности в потреблении, это сдержанность и разумность в мере благ. Достаточность соотносится с положительно-нравственным характером потребления и отношением к благам. И это уже характеризует личностные качества человека, которые можно сформировать только воспитанием и усвоением традиционно-нравственных норм индивидуального и коллективного проживания. Противоположные личностные качества, такие как жадность, тяга к роскоши, избыточности благ и неумеренностям в потреблении, желание преодолеть труд неправовыми способами — выявляют изъяны в воспитании и усвоении традиционно-нравственных норм. Мы их воспринимаем как отрицательные личностные качества. Эти изъяны в воспитании мы называем неокультуренными инстинктами. Однако, с другой стороны, демонстративно-пропагандируемое всему миру и поддерживаемое потребительство не только западноевропейскими экономиками, но и российской, как стимула экономического роста, подрывает традиционный и нравственный характер потребления и образ жизни и не только в России, но и других странах.

Поэтому обществу и государственной власти следует увидеть противоречие между экономическим ростом, благосостоянием (потреблением) так называемых развитых экономик, которое возвышается до образа «лучшего» и мы (как общество) пытаемся ему следовать в экономическом развитии и потреблении (1), и сохранением традиционно-нравственных норм проживания (образа жизни), частью которого является и культура достаточного потребления (2). В нашем понимании, это глубинное и давно наличествующее общественное противоречие как раз и порождает у многих служащих с властными полномочиями коррупционное поведение или формирует склонность к такому поведению.

Предлагать не свое, а иное-чужое, как лучшее и желаемое для населения, при этом воспитывать и сохранять традиционно-нравственное воспитание и традиционное общество,

— 69 —

одновременно, имея недостаточный для высокого дохода объем экономической деятельности и отсутствие экспансионистской внешнеэкономической политики, — все это обнаруживается движением в разных направлениях. А конкретно, речь о противоположных векторах государственной политики, и это не только препятствует эффективной борьбе с коррупцией и коррупционным поведением, но, что хуже, создает противоречивые условия для воспитания личности, что вполне может стать основанием формированию коррупционных склонностей уже у молодого поколения.

Противоречие можно разрешить и, как видится, оно разрешается путем выработки своего российского характера экономического роста и, прежде всего, целей роста с одновременным развитием общественных благ (здравоохранение, образование, безопасность, ЖКХ и др.) и предоставлением экономических условий для развития индивидуального достаточного удовлетворяющего благосостояния, а также и формированием общественного образа лучшего достаточного благосостояния. Это, во-первых.

Во-вторых, одновременно резюмируя изложенное, мы подчеркиваем существенный вывод — это необходимость обращения особого внимания к традиционно-нравственному воспитанию человека с проведением государственной политики по воспитанию, усвоению и сохранению нравственности, традиционно-нравственных норм жизни (1), противодействию (осуждению) безнравственного поведения (образа жизни) в части пропаганды, демонстрации избыточного потребления (2), и формированием образа достаточного благосостояния (3).

— 70 —



Литература:

  1. 1, 2 Анохин, П. К. Теория отражения и современная наука о мозге. — М.: Знание, 1970. — 44, [2] с.
  2. 1 Большая Советская Энциклопедия: второе издание: Т. 9. — М.: государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1951.
  3. 1 Большая Советская Энциклопедия: второе издание: Т. 34. — М.: государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1955.
  4. 1, 2, 3, 4 Васильев, С. А. Концепция среды территориального коллективного проживания — Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. — 320 с.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Правительством РФ: распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.government.ru/content/governmentactivity/insiderfgovernment/archive/2008/11/25/69b3495c378e451db8df6c3a265a755b.doc