Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»
Раздел первый Теоретико-методологические основы исследования среды территориального коллективного проживания
Глава I Специальная глава о природе человека. Исходное противоречие и исходные положения человека как природной системы
§ 1.1. Преамбула: исходное формулирование вопроса к природе человека
Автор полагает, что преамбулой данной главы и, одновременно, исходной темой-тезисом для развития понимания природы человека и рождающейся в ней движущей силы, определяющей поведение самого человека в окружающей среде, следует предпочесть понимание марксистской школой биолого-социальной природы человека, движущих сил общественно-исторического развития и соответствующего взаимодействия: природы человека и природы общественных отношений.
Принципиальное понимание «места» или «роли» природы человека в общественно-историческом развитии марксистской школой наиболее очевидно представлено Г. В. Плехановым: «Все многочисленные утопии первой половины нашего века представляют собой не что иное, как попытки придумать совершенное законодательство, принимая человеческую природу за верховное
— 10 —
от изучения природы человека надо перейти к изучению природы общественных отношений, нам надо понять эти отношения как законосообразный, необходимый процесс. А это возвращает нас к вопросу: от чего зависит, чем определяется природа общественных
Уже из этих суждений Г. В. Плеханова понятно, что исследования общественных отношений сквозь призму исключительно экономических отношений, развитых марксизмом в экономическую структуру общества, рассматривают природу человека в более пассивном ракурсе воспринимающего, и не обнаруживают долженствующего источника общественного развития в самой природе человека, как стороны и источника диалектического взаимодействия. Возможно, эту неполноту раскрытия диалектического взаимодействия в марксистском учении Г. В. Плеханов видел, и это видение он выразил в научном споре с французским материализмом: «Гельвеций замечает, что развитие знаний подчиняется известным законам и что, следовательно, существуют какие-то скрытые, неизвестные причины, от которых оно зависит. Он делает в высшей степени интересную, до сих пор неоценённую по достоинству попытку объяснить общественное и умственное развитие человечества материальными его нуждами. Эта попытка окончилась, да по многим причинам и не могла не окончиться, неудачей. Но она осталась как бы завещанием для тех мыслителей следующего века, которые захотели бы продолжить дело французских
Несмотря на значительное развитие знаний о человеке за последние более чем сто лет, подход марксистской школы
— 11 —
к природе человека достаточно прочно укоренился в экономической теории, как бы она не пыталась дистанцироваться от марксизма, в частности, обоснованием принципов экономического поведения или поиска «новых» социо-психологические оснований экономическим закономерностям и экономическому поведению людей.
Между тем в данной работе мы не ставим никаких задач относительно марксистского учения. Марксизм есть цельное учение, имеющее свое практическое воплощение, которое в позитивных или отрицательных влияниях и последствиях на общественное устройство и общественное развитие, по-видимому, еще не определено — слишком много критериев оценок прошедшего исторического пути и текущего социального и экономического развития обществ, и не очевидны критерии дальнего развития. Точно так же — наукой не явно определены и не различены и движущие силы общественного развития.
Разумеется, марксистским учением не исчерпывается научный массив исследований о человеке и движущих силах общественного развития. Но диалектика К. Маркса — это, конечно, образец владения сложным методом в познании общественного развития. И именно марксистское учение, по нашему мнению, в познании общественных процессов наиболее выступает тем теоретическим фундаментом, относительно которого последующей экономической мысли или теории сложнее формулировать иную гносеологию движущих сил и общественного устройства или его отдельных аспектов.
В этой связи обращает внимание то, что познание, занимающееся объективными процессами общественного развития, склонно развитие производительных сил в общественно-историческом процессе или технический прогресс, движение к росту величин потребляемых благ и т. п. принимать как относящиеся к движущим силам и как сами движущие силы, вовлекая в эту орбиту раскрытия и так называемый «субъективный фактор». Можно было бы с этим согласиться, рассуждая научно стереотипно; но размышляя далее, понимаешь, что это аксиоматическое понимание, опирающееся на понятийный
— 12 —
аппарат и аксиоматическую (общепринятую) логику раскрытия общественного развития, и уже в определенной мере гносеологически исчерпанной и не позволяющей различать силы и направления усложняющегося общественного развития. И это суждение — исходный тезис общего характера, относящийся к общему пониманию развития общественной среды.
В другом аспекте исследуемых сил развития, как тезис, мы не всегда распознаем самого человека в общественном развитии. И зачастую не задаемся вопросами — а зачем, что и как побуждает или заставляет человека создавать орудия, производства и осуществлять то, что называется техническим прогрессом. Удовлетворять свои потребности или нужды посредством добычи пищи или ее производства, и которые возрастают в объеме и разнообразии как в единичном потреблении, так и с ростом населения — очевидно. И эта очевидность, неоспариваемая исторической практикой, аксиоматично включается в логику рассуждений всяких аспектов исследования общественно-экономического развития.
Точно такие же вопросы — зачем, что и как заставляет человека — можно поставить и к вырабатываемой человеком культуре — в понимании как способу или системы ценностей, посредством которых люди налаживают отношения между собой.
Таким образом, изложенное — краткая преамбула, устанавливающая позицию к природе человека как источнику возможной силы, развивающей общественное устройство.
Поставленные вопросы — вопросы к природе человек, побуждают вновь вернуться к рассмотрению диалектического взаимодействия человека с окружающей (природной и общественной) средой, в которой человек раскрывается как активная сторона взаимодействия, «активность» которого учтена в его природе. И, как обосновывается в работе, человек изначально с долженствующей необходимостью формирует на территории проживания материальные и нематериальные условия существования функционального предназначения.
— 13 —
Литература: