Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

§ 3.4. Условие и благо: единство, функции; структура и функционирование условия

Излагаемые раскрытия понятий «материальное и нематериальное условие существования», «опредмеченная» потребность», «благо», также преследуют цель обнаружить их понятийные единство и различия. Условия есть функционирующие блага — блага, создаваемые трудом, непрерывно способствующие и обеспечивающие существование. При этом потребности, а именно, «опредмеченные» потребности, в части, не относящейся к первичным средствам существования, также представляют собой материальные условия существования или блага. Как было установлено, к «опредмеченным» потребностям и благам, относятся и первичные средства существования — средства для непосредственного потребления (пища, одежда, жилье). Но эту позицию автор пока пропускает и рассматривает «блага», «опредмеченные» потребности» и «условия» как предметы, устройства и организующие правила действий и взаимодействий человека, способствующие и обеспечивающие существование или, точнее, способствующие и обеспечивающие человека средствами существования и способствующие их непосредственному потреблению. В этой предназначенности заключается тождество понятий.

Но в общепринятом терминологическом значении тождество понятий не всегда очевидно, так как понятия используются нередко различно в разных областях знаний.

Представляя понятие «условие» в тождестве с «благом», автор развивает «условие» до понимания функционирующего блага, то есть определяет его предназначенность — функционировать. И таким образом, под условием понимается конкретное (предметное) благо, создаваемое трудом для выполнения функции способствования существованию человека и коллектива. Условие, как видно, предназначено для выполнения функции — есть функционирующее условие или благо и предназначено для благоприятствования, для блага, человеческого существования, в том числе и непосредственного потребления.

— 123 —

Условия (материальные и нематериальные) представляют собой объекты, предметы, устройства, организующие правила, которые создаются трудом и приводятся трудом и иными физическими и умственными усилиями в действие — то есть функционируют. Безусловно, можно также говорить, что условие есть функционирующее благо.

Всякое благо, создаваемое человеком с предназначением выполнения функции — как материальное условие, обеспечивающее и способствующее существованию, уже есть зависимое от человека условие — создается как регулируемое благо для выполнения благоприятствующей существованию функции и, тем самым, зависящее от человека. Человек создает и развивает условия своего существования как устойчиво обеспечивающие и содействующие, и тем самым благоприятствующие существованию, противопоставляя уже зависимые условия колебаниям природной среды, представляющими во многом угрозу существованию человека, в том числе возможным исчерпанием потребляемых веществ и учащением прерывности потребления. Всеобщее условие существования человека — природная среда — проявляет себя как неустойчиво благоприятствующее благо по отношению к существованию человека, то есть безразличное к человеку. Это, во-первых, и побуждает человека преодолеть зависимость неустойчивости всеобщего блага — всеобщего условия существования — посредством создания зависимых и тем самым устойчивых материальных условий существования для производства средств существования их потребления. И, во-вторых, исходя из положений первого раздела работы, сама природа человека долженствует деятельность по уравновешиванию человека в окружающей (природной и общественной) среде.

В диалектическом аспекте установления взаиморасположения проявляющейся сущности в «функционирующем условии» функция — это проявление сущности условия в действии. Функция является способом выражения свойства предмета, устройства, организующего правила. Сущность является в действовании — в благоприятствовании (обеспечении,

— 124 —

содействии) существованию человека. То есть сущность блага и условия — благоприятствовать, иначе, поддерживать равновесность внутренней среды организма человека. На «поверхности» — в общественном проживании — назначение условий (благ) или назначение их функционирования — это жизнеобеспечение индивидуального и коллективного существования.

Функционирование означает либо (1) действие, производимое человеком при посредстве предмета, устройства, организующего правила для способствования существованию человека; либо (2) предмет, устройство или организующее правило, приводимые в действие воздействующим на них деятельным усилием человека, для способствования существованию человека или для создания иного предмета, устройства и организующего правила, дополнительно развивающего способствование существованию. Приведение в действие, например, какого-либо предмета, также означает использование этого предмета. Таким образом, условие должно функционировать. И всякое материальное или нематериальное условие предназначено для выполнения функции. Выполняемая работа условия или при помощи условия есть функционирование предмета, устройства, организующего правила. Безусловно, речь также идет о всяком материальном и нематериальном условии как благе, материальном или ином удобстве, или обо всем, что, исходя из излагаемого контекста, функционирует и предполагает изначально пользу для существования.

Логика обоснований приводит к выводу, что условие создаваемое трудом человека, может быть только функционирующим, и если условие не функционирует — не выполняет работу для целей, для которых оно создано, — оно не является условием (материальным или нематериальным). Когда автор представляет и обосновывает условие как функционирующее условие, то в терминологическом сочетании «функционирующего» «условия» можно найти определенную тавтологию, так как условие (благо или «опредмеченная» потребность) уже предполагает функционирование предметной составляющей

— 125 —

посредством усилия; также условие есть функционирующая предметность и, как выше исследовано, «функция является способом выражения свойства предмета». Из такого представления предназначенности условия следует, что если предмет, устройство и т. п. не функционируют в текущем моменте и не собираются функционировать в перспективном периоде, например, страховой запас, то они являются бесполезными предметами.

Раскрытие и развитие понятия «условие» приводит к пониманию и показывает, что условие обладает внутренним устройством — структурой. Структура условия, как видно из исследованного понятия, состоит из следующих связанных между собой трех частей (составляющих):

а) предмет, устройство, организующее правило, иные материальные явления, созданные трудом человека для способствования (обеспечения) существования человека;

б) сам человек;

в) действие человека — его физическое или умственное усилие, производимое определенным способом.

И это статичная или формальная конструкция составляющих структуру условия. Условие должно функционировать. Функционировать (работать) условие заставляет физическое или умственное усилие, которое из абстрактного и неопределенного способом и направлением усилия определяет себя способом и направлением как целесообразное усилие или как труд и использует предмет, устройство, организующее правило в составе (как составляющий элемент) целесообразного действия (труда).

Под «самоопределением усилия как целесообразного усилия» понимается понуждаемое исходным противоречием живой системы-человек стремление к разрешению исходного противоречия; это стремление вырабатывает в процессе онтогенеза и филогенеза человека навыки целесообразных действий. Развивающиеся и закрепляющиеся в коллективном существовании навыки — целесообразные действия — выступают связующим звеном в структуре всякого условия и, тем самым

— 126 —

активизирующее условие для выполнения функции — для функционирования. В функционирующем материальном или нематериальном условии обнаруживается единство структуры и функции условия; единство, обеспечиваемое физическими и умственными усилиями человека.

Несомненно, раскрытие и обоснование понятия «условия» обнаруживает его деятельную сущность, направленную на обеспечение и содействие существованию. Следовательно, создание человеком предметов, устройств, правил и иных материальных благ и нематериальных явлений для их функционирования в качестве условий для обеспечения и способствования индивидуальному и коллективному существованию и есть человеческая практическая деятельность и деятельная действительность. В этом контексте возможно трактовать и позицию К. Маркса: «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. I. — М.: Политиздат, 1980. — VI, 640 с.[85, с. 1].

Можно полагать, что излагаемое раскрытие и обоснование структуры единичного условия является понятийным основанием, дополняющим обоснования тождественности «условия» понятиям «благо» и «опредмеченная» потребность» (по П. В. Симонову), в том числе в их генетической предназначенности — обладать предметностью, чтобы функционировать.

Очевидно, что классифицирование условий на материальные и нематериальные есть первичная позиция для классификации и структурирования условий, функционирующих в общественной жизни на территории проживания (существования). Однако, как уже отмечалось, по мнению автора, «условию» не уделено достаточного исследовательского внимания в гуманитарных науках. В большей мере исследованию подвергались «благо», «богатство», в том числе, как материальная основа «капитала», а также «благосостояние». В частности, как

— 127 —

обозначал Д. Рикардо: «Капитал есть та часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы привести в движение труд» Риккардо Давид. Сочинения, том I. — М., Госполитиздат, 1955.[123, с. 86].

Наверное, нет ни одной теоретической или прикладной работы гуманитарной направленности, где бы не использовалась категория «благо» в контексте, сочетаемом с условиями существования и удовлетворением потребностей. Тем не менее, нас интересуют те работы, где блага рассматриваются предметной и материальной основой благосостояния. При этом надо признать, что в основном, «блага» исследуют и рассматривают в его предметности и вещности: используется его предметная сторона, то есть предметная полезность, удовлетворяющая потребности человека и общества; и с этой позиции осуществляются классификации благ и оперирование категориями «благо», «богатство», «благосостояние» в научных работах и учебной литературе. При этом структура «блага», а также что и как заставляет благо быть благом, — то есть, то, что должно обнаруживать себя в действии как единство структуры и функции, — не всегда просматриваются.

В подтверждение сказанному следует обратиться к работам по экономической теории. Так, Е. Ф. Борисов блага и их классификацию представляет в следующем виде: «Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода: 1) естественные — земля, леса, полезные ископаемые и все другие блага, созданные первозданной природой; 2) экономические — продукты, образно говоря, „второй природы“, творцом которой является человек. ... При этом изготавливаются два вида экономических благ: а) предметы потребления и б) средства производства (условия созидательной деятельности)» Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.[21, с. 11]. И далее: «Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство — распределение — обмен — потребление» Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.[Там же, с. 13].

В. З. Баликоев определяет блага как: «Совокупность потребностей человека — это совокупность условий его существования.

— 128 —

... Потребности — материальные, духовные, социальные — удовлетворяются соответствующими благами, которые подразделяются на свободные и экономические.

Свободные блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве. В этом смысле потребности людей удовлетворяются полностью — свет, воздух... Экономические блага производятся человеком, следовательно, они всегда существуют, наличествуют в ограниченном количестве (в силу ограниченности земли, труда и капитала как ресурсов)...» Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В. З. Баликоев. — 10-е изд., испр. — Москва: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. — 732 с.[10, с. 43].

Ф. М. Бородкин в статье «Социальные индикаторы — что это такое?» приводит и рассматривает термин «блага», употребляемый экономистами: «Экономисты, употребляя термин „благо“, имеют в виду всегда его множественную форму, „блага“, понимая под ними „любые материальные экономические продукты, которые способствуют прямо или косвенно удовлетворению человеческих потребностей“» Бородкин Ф. М. Социальные индикаторы — что это такое?// Мир России. 2004. — № 4 — С. 62–101.[23, с. 72]. Далее, автор определяет: «...Блага — некий материальный или нематериальный субстрат, призванный удовлетворять какие-то материальные или нематериальные потребности индивидов или групп индивидов либо создавать для этого условия» Бородкин Ф. М. Социальные индикаторы — что это такое?// Мир России. 2004. — № 4 — С. 62–101.[23, с. 73]. В контексте данной работы, нам все же ближе понимание блага как «продукты, которые способствуют прямо или косвенно удовлетворению человеческих потребностей», которое в большей мере соответствует авторскому пониманию «материального условия» как функционирующего блага, обеспечивающего и способствующего потреблению средств существования.

В экономической теории, в целом, все-таки можно обнаружить, что в исследованиях и классифицировании благ не выступает принципиальной позицией различение между средствами существования, непосредственно потребляемыми для удовлетворения первичных потребностей человека, и материальными и нематериальными условиями, обеспечивающими или способствующими потреблению средств существования и сохранности коллективного проживания. Но в нашем

— 129 —

обосновании, как уже понятно, такое различение есть существенная позиция для формулирования среды территориального проживания.

В контексте разбираемой темы особый интерес мы обращаем к А. Маршаллу, у которого много внимания уделено рассмотрению «блага» и «богатства» в работе «Принципы экономической науки». А. Маршалл так определяет «блага»: «За отсутствием какого-либо краткого общеупотребительного термина, охватывающего все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности, мы можем использовать для этой цели термин „блага“» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 112]. И далее: «Всякое богатство состоит из вещей, которые мы желаем иметь, т. е. из вещей, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека; но не все такие вещи считаются богатством» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[Там же, с. 112]. Как видно, под благом у А. Маршалла понимаются вещи, прямо или косвенно удовлетворяющие потребности человека. Такое изложение «блага» близко к «условию» в нашем определении. Но предназначенность блага, структура блага, а также как благо осуществляет удовлетворяемость человека и в чем удовлетворяемость заключается, — не совсем, по нашему мнению, раскрыто.

А. Маршалл, несомненно, представил наиболее развернутую классификацию вещей (благ). Блага он подразделяет на «материальные, или личные, и нематериальные». «Материальные блага состоят из полезных материальных вещей и из всех прав на владение, использование материальных вещей, или на извлечение из них выгоды, или на получение от них выгоды в будущем. ...Они включают естественные дары природы, землю и воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности, рыболовства и обрабатывающей промышленности; здания, машины и инструменты; закладные и другие долговые обязательства; паи в государственных и частных компаниях, все виды монополий, патентные права, авторские права; права прохода и проезда и другие права пользования. Наконец, возможность путешествовать, доступ к красивым местам, в музеи

— 130 —

и т. п. представляют собою воплощение материальных удобств, внешних для человека...» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 112]. В составе материальных благ находятся даровые блага, «которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 114].

Нематериальные блага А. Маршалл делит на две группы: внутренние и внешние. К внутренним благам относятся собственные качества и способности человека (например, деловые способности, профессиональное мастерство), которые одновременно включены в непередаваемые блага. Вторая группа — внешние блага — благотворно действующие для самого человека и других людей (например, трудовые повинности и всякого рода домашние услуги). Классифицировав блага, А. Маршалл выясняет, «какие из них надлежит считать элементами богатства» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 112]. И как следует, богатство человека состоит из материальных благ, «которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности и которые поэтому могут быть передаваемы и обмениваемы» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 114]. И ко второму виду богатства человека «относятся те нематериальные блага, которые принадлежат человеку, являются для него внешними и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 115]. «...В этот вид благ включаются его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия и — там, где подобное существует, — его собственность на рабов, выполнение для него трудовой повинности и т. п.» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 115]. И как можно понять, нематериальное внутреннее благо человека — личные трудовые способности (профессиональное мастерство) — не очевидно относятся к богатству человека, но только в случае, если «поддаются какому-либо косвенному измерению» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 116].

По сути, у А. Маршалла к личному богатству человека относятся, как он определяет, экономические блага — «блага, которые принадлежат ему и не принадлежат в такой же степени его соседям, а следовательно, являются определенно его собственными и которые непосредственно могут быть измерены

— 131 —

денежной мерой, — мерой, выражающей, с одной стороны, усилия и жертвы, потребовавшиеся для того, чтобы они появились на свет, и, с другой стороны, потребности, удовлетворяемые ими» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 115]. Помимо личного (индивидуального) блага и богатства А. Маршалл выделяет общие блага, которые во многом представляют собой коллективные блага и не находятся в частной собственности. В частности «к ним относятся гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной собственностью и коммунальными предприятиями, как, например, дорогами, газовым освещением и т. п., и права на судебную защиту или бесплатное образование» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 117].

Как видно, А. Маршалл рассматривает личные и общие блага в составе богатства и в отношениях и формах, свойственных определенному периоду экономического развития общества. Как он признает: «Это приводит нас к рассмотрению применения термина капитал в свете изучения материального благосостояния общества как целого» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 139]. Однако мы формулируем капитал как экономическую форму производимых человеком дополнительных (прибавочных или сверх необходимых для текущего потребления) средств существования и материальных условий существования (благ), обеспечивающих непрерывное наличествование в обществе разнообразных предметных материальных условий и средств существования. При этом, по нашему мнению, сам термин «капитал», скорее всего, можно применять тогда и с начала того исторического периода, когда человек часто избыточный для себя результат своего труда, но оказавшийся необходимым другим членам сообщества, становится постоянной целью деятельности человека.

Определенно, в условиях роста численности населения, развивающегося в обществе разделения труда и обмена, человек, используя имеющийся сверх необходимого для текущего потребления и нормального запаса объем благ, стремится прирастить объем этих благ. Несомненно, это логика долженствующей деятельности человека: стремление

— 132 —

к накоплению запаса благ и его приросту, — наличествование которых есть результат преодоления прерывности расширяющегося потребления. Такое движение накопленного и дополнительного (прибавочного) запаса объективируется в экономической форме капитала с одновременным закреплением института частной собственности. Но мы не рассматриваем объективированные в капитале материальные условия существования, а рассматриваем их в другой плоскости — функциональной предназначенности, то есть для выполнения функций, обеспечивающих и способствующих существованию.

Классифицирование А. Маршаллом благ осуществлялось для исследования экономических отношений в рыночном хозяйствовании, и затем через развитие категорий капитал и богатство, переходу к факторам производства, отношениям спроса и предложения, национальному доходу и т. д., исследовать экономический путь достижения благосостояния человека. В таком исследовательском контексте нематериальные блага (или нематериальные условия) в виде организующих правил поведения в коллективном существовании (проживании или жизнедеятельности) из классификации благ А. Маршалла выпадают, хотя он и обратил на них внимание как на элемент национального богатства: «В свою очередь и организацию свободного, строго упорядоченного государства также надлежит для некоторых целей считать важным элементом национального богатства» Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.[94, с. 118].

Итак, как следует из рассмотренного, понимание «материальное и нематериальное условие», как функционирующего условия, близко в своем смысловом предназначении к общепринятому в экономической теории представлению блага — условие и благо функционируют. И то, и другое создается для содействия потреблению и удовлетворения потребностей. Но у А. Маршалла благо обладает полезностью. Так А. Маршалл признает и обосновывает, что человек не просто создает материальные блага, а создает полезности: «Человек

— 133 —

не в состоянии создавать материальные предметы как таковые. В умственной и нравственной сфере он действительно способен порождать новые идеи, но, когда утверждают, будто он производит материальные вещи, он фактически производит лишь полезности; иными словами, прилагаемые им усилия и приносимые им жертвы имеют своим следствием изменение формы или структуры материи с целью лучшего приспособления ее для удовлетворения потребностей» Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.
2-е изд., т. 42.
[89, с. 122]
. Как видно, благо обладает полезностью или приспособительными свойствами, созданными трудом из материи для удовлетворения потребностей.

Вместе с тем, как доказывается в настоящей работе, функционирование означает действие (работу) предмета, приспособления или организующего правила в соединении с трудом или иными физическими и умственными усилиями. В этом понимании, как уже сказано, условие есть функционирующее благо, или благо есть функционирующий предмет, устройство, организующее правило. У А. Маршалла же полезность не функционирует при посредстве усилий или труда, а выступает как предметная полезность — полезность как таковая — как совокупность определенных потребительских качеств, созданных обработкой (приспособлением) предмета (материи) и присущих этому предмету, и который затем, уже как благо, удовлетворяет потребность. Тем самым, в полезности не замечается его функциональной сущности — деятельной предназначенности. Полезность подменяет функциональную сущность блага.

Рассуждения здесь таковы. Полезность, определенно, есть создаваемое трудом общее свойство всякого предмета (в материальном и нематериальном виде) и в контексте обоснований данной работы такой предмет, но уже в конкретной форме, либо непосредственно потребляется как средство существования, либо предназначено для выполнения функции содействия (обеспечения) существования (проживания). Вряд ли можно предположить, что человек будет производить какой-либо предмет, задумывать или планировать его производство,

— 134 —

если предмет не будет обладать потребительскими свойствами для себя или других людей.

Тем самым, можно утверждать, что полезность как термин, означающий совокупность необходимых свойств вещества (предмета) для потребления или способствования потреблению, представляет собой предпосылку всякой целесообразной деятельности. Поэтому благо, обладающее полезностью, мы не рассматриваем, так как «полезность» присутствует во всяком понятии о конкретном предмете, материальном и нематериальном условии и воплощает собой в большей степени общий критериальный (отличительный) признак всякого предмета для его производства и потребления.

Таким образом, рассмотрев тождественность и различия условий и благ, рассмотрев понятие «благо» и их классификацию по А. Маршаллу, мы классифицируем условия, опираясь для этого на критерий долженствующей предназначенности условий существования содействовать и обеспечивать индивидуальное существование в коллективном существовании и коллективное существование на территории проживания. При этом мы рассматриваем только условия и средства существования, создаваемые человеком из веществ природы и условия, формируемые людьми в процессе своих взаимодействий для упорядочивания взаимодействий (отношений) в коллективном существовании (проживании). Природа же рассматривается как всеобщее условие и источник веществ для существования.

— 135 —

Литература:

  1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В. З. Баликоев. — 10-е изд., испр. — Москва: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. — 732 с.
  2. 1, 2 Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.
  3. 1, 2 Бородкин Ф. М. Социальные индикаторы — что это такое?// Мир России. 2004. — № 4 — С. 62–101.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. I. — М.: Политиздат, 1980. — VI, 640 с.
  5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42.
  6. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Маршалл А. Принципы политической экономии I. Перевод с английского Р. И. Столпера. — М.: Прогресс, 1983. — 415 с.
  7. Риккардо Давид. Сочинения, том I. — М., Госполитиздат, 1955.