Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

§ 3.5. Классифицирование условий. Механизм преобразования коллективного условия в индивидуальное условие. Богатство и благосостояние

Используя сформулированный критерий предназначенности условий содействовать и обеспечивать существование, можно классифицировать (систематизировать) условия существования в следующем представлении и обосновании.

— 135 —

Прежде всего, как уже рассмотрено, все условия существования распределяются в следующие группы: материальные условия и нематериальные (организационные) условия. Материальные условия, в свою очередь, делятся на индивидуальные и коллективные условия. Нематериальные условия существования, как следует из наших обоснований, не могут вырабатываться самостоятельно каждым индивидом даже при одинаковых устремлениях, поэтому они могут быть только коллективными. При этом все же следует признать, что, например, индивидуальный трудовой или иной навык в работе относится к нематериальному условию и используется самостоятельно, но очевидно, вырабатывается и передается такой навык в коллективном взаимодействии.

Под коллективом же подразумевается, как все население, проживающее на локальной территории, но также и группы людей, различающихся внутри населения по какому-либо признаку (деятельности, возрасту, отношений и т. п.). Такие группы людей, например, занимающиеся врачебной, управленческой или производственной деятельностью, или деятельностью в потребительской кооперации, подчиняются не только упорядочивающим поведение общим правилам в проживании, но и специфическим организующим правилам групповой деятельности, восходящим от индивидуальных трудовых навыков и трудовой специализации. Иные признаки различения групп населения не рассматриваем, так как их расширение по существу ничего не добавляет. Поэтому, нематериальные условия можно подразделить на общие и специфические.

Следующей позицией в классифицировании материальных и нематериальных условий существования является их подразделение на простые и сложные (сложноустроенные). Простота условия определяется выполнением единичной функции и, как было обосновано, она заключается в воздействии определенным и одним способом целесообразных действий (усилием или трудом) на единичный предмет, устройство или единичное организующее правило. В такой единичной

— 136 —

конструкции простое материальное или нематериальное условие функционирует.

Наверное, простой пример, который можно привести — это использование вилки, которая выступает простым (элементарным) материальным условием для выполнения функции способствования приему пищи. Очевидно, что для выполнения функции способствования приему пищи необходима вилка, сам человек и физические целесообразные усилия (действия), требующие некоторых простых практических навыков для выполнения правил пользования вилкой; правила, в свою очередь, выработаны многими поколениями и, скорее всего, закрепили рациональные действия с вилкой как правила пользования. И здесь должно быть очевидным, что у человека имеется потребность не в вилке, а в функции, выполняемой физическими действиями с использованием вилки; в функции способствования приему (потреблению) пищи. И как видится, способствование в данном случае — это порционный и ритмичный прием пищи. Можно сказать, что вилка представляет собой «опредмеченную» функцию.

Следует отметить, что сам способ целесообразных действий, какой бы простой (элементарный) он не был, предполагает и полагает собой определенную последовательность и навык таких действий, то есть способ таких действий сам уже есть нематериальное условие и присутствует в структуре простого материального условия. Определенно, целесообразные действия как таковые есть абстракция, но как конкретная работа по преобразованию некоего предмета посредством некоего орудия целесообразные действия проявляются в способе таких действий. Поэтому в реальности всякое простое или сложное материальное или нематериальное условие для своего функционирования предполагает определенный навык (способ) целесообразных действий.

В гносеологическом плане мы также оперируем абстрактным простым условием, представляющим собой единичную конструкцию элементов структуры, приводимое в действие — функционирование — целесообразным физическим

— 137 —

и умственным воздействием (элементом структуры). Единичная конструкция простого единичного условия может выполнять как единичную функцию, так и входить в состав более сложных материальных и нематериальных условий для выполнения более сложных (сложноустроенных) функций.

Под сложным или сложноустроенным коллективным материальным или нематериальным условием понимается, например, и материальное производство самих материальных условий и средств существования, и регулирование отношений в коллективном проживании, и административное управление и, в частности, восходя к конкретной практике, местное самоуправление на территории проживания. Сложность условия определяется наличием в его структуре одновременно функционирующих смежных условий как вспомогательных или использование результатов функционирования иных условий, то есть сложность предполагает функционирование в кооперационных отношениях с другими условиями. Но в любом варианте сложности структура сложного (материального или нематериального) условия также должна состоять из трех составляющих частей, определяющих ее специфичность функционирования, как и простого условия.

Каждая составляющая сложного условия на практике представляет, во-первых, множество предметов, устройств, иначе — «материальных вещей», в своей совокупности предназначенных для выполнения одинаковой функции либо однородных функций. Например, в структуре материального условия выполняющего образовательную функцию имеется множество различных «материальных вещей», а именно: объекты образования (специального назначения здания и вспомогательная инфраструктура), оборудование, приборы, инструменты, учебная литература, различные письменные и канцелярские принадлежности. Будучи даже заготовкой — вещью материально-производственного передела, ее изготовление все равно предполагает, что в готовом виде для конечного использования или потребления она будет выполнять

— 138 —

или, точнее, участвовать в выполнении какой-либо общественной функции в качестве предметной составляющей функционирующего условия. При этом не принципиально как это множество «материальных вещей» (например, размещение образовательных объектов или объектов железнодорожного транспорта) скооперировано или объединено в пространстве территории проживания, или имеется ли какая-либо «технологическая» последовательность (например, производства, переработки и сбыта молочной продукции) в их использовании для выполнения результирующей функции. Во-вторых, сложное условие включает различное множество людей, обладающих трудовыми профессиональными навыками возможно различной специализации и которые кооперируются на территории проживания для выполнения какой-либо общественной функции; в-третьих, это множество людей посредством трудовых профессиональных навыков, то есть своим трудом, воздействуют на множество предметов, устройств, включаемых в состав сложного условия.

Политическая экономия в классическом изложении различает «три вида разделения труда: общее, складывающееся в масштабе общественного производства в целом...; частное, существующее между различными отраслями и производствами...; единичное, существующее в рамках отдельного предприятия или объединения...» Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. — М.: Политиздат, 1988. — 735 с.[116, с. 77]. Однако мы рассматриваем само разделение труда и процесс разделения не столько в связанности с историческим ходом общественного производства, а в свя́зи — в ходе исторического общественного проживания — с появлением новых и развитием действующих материальных и нематериальных условий существования, обусловленных, в свою очередь, непрерывными колебаниями природной среды, ростом численности населения, научно-техническими открытиями и непрерывающимся стремлением людей посредством труда к преодолению прерывности наличествования средств и материальных условий (иначе, функционирующих благ) существования. Эти обусловливающие деление труда непрерывно действующие

— 139 —

причины-факторы и силы человеческого существования и есть, одновременно, силы — природа, человек, труд — конструирующие и представляющие движущую силу эволюции общественного проживания. Разделяемый специализацией труд всегда локализуется и кооперируется в каком-либо коллективном материальном или нематериальном условии, и как составляющая структуры условия своими целесообразными действиями заставляет функционировать всякое условие существования.

Рассматривая структуру сложного (сложноустроенного) материального условия в форме производства, функционирующего для обеспечения населения первичными материальными (физиологическими) благами — средствами существования или иными условиями существования, необходимо гносеологическое уточнение в плане соотносительности понятий «материальное условие в форме производства» и «производительные силы». В излагаемых раскрытиях понятия «материальное условие существования» автор не соотносит материальные условия с производительными силами общества, как силе, определяемой в экономической теории движущей силой развития общества во взаимодействии с производственными и надстроечными отношениями, а соотносит со структурой производительных сил. Мы рассматриваем понятия с позиции их структурной и функциональной сопоставимости.

Производительные силы в части орудий труда или средств труда и антропогенных предметов труда (обработанные для посевов и посадок земли, обустройство рек для использования водных ресурсов, изменения ландшафтов т. п.) являются в совокупности с воздействующим на них трудом материально-производственными условиями существования — функционирующими благами для создания новых благ. То есть, «расщепление» производительных сил как функционирующих условий существования выявляет предначертательную (генетическую или по происхождению) сущность производительных сил — быть материальным условием для обеспечения

— 140 —

существования человека на территории его проживания средствами существования. Обеспечение есть функция данного материального условия как функционирующего условия существования. Результаты функционирования материального условия в виде средств существования потребляются человеком.

Производительные силы в своей орудийной и антропогенной части выступают как средство и посредство, как функционирующее условие (благо), создаваемое из веществ природной среды для (1) преодоления прерывности наличия средств существования и обеспечения непрерывно-своевременного их потребления; чтобы (2) преодолеть погодные и климатические колебания природной среды, которые представляют для человека угрозу существования. Это: засухи, наводнения, морозы и жара, и как следствие возможного непреодоления (неуравновешивания существования) указанным посредством природных колебаний — нехватка растительной и животной пищи, угроза температурной сохранности организма и, соответственно, деградация территории проживания, естественная убыль и миграция населения.

Продолжая исследование устройства коллективного материального условия (блага), в котором воздействие специализированного труда на «материальную вещь» или действие этого труда с использованием «материальной вещи» означает функционирование (или работа) материального условия по обеспечению или способствованию (содействию) существованию людей как результата функционирования, следует рассмотреть вопрос, каким образом функционирование доводит результаты до населения.

Формулирование логики долженствования и последовательность раскрытия условий позволяют увидеть и определить два «выхода» функционирования условий в общественную среду для потребления результатов населением: непосредственный и опосредованный.

Первый «выход» — когда условие функционирует в непосредственном взаимодействии с людьми, располагая некоторые

— 141 —

части составляющих внутренней структуры в благопроводящую структуру в форме учреждения. Например, это такие материальные условия, как здравоохранение или образование, которые проявляют свое функционирование, в основном, в непосредственном контакте с людьми через различные виды учреждений, которые можно обозначить благопроводящими. Невозможно лечить или образовывать, то есть функционировать здравоохранению и образованию, без непосредственного контакта (взаимодействия) с человеком, получающим и потребляющим благо для удовлетворения (разрешения) нужды (потребности). В самом благопроводящем учреждении функционирующий и непосредственный контакт с потребителями благ (людьми) осуществляют специалисты — люди, владеющие специальными навыками и знаниями. Непосредственный контакт осуществляется в таких видах благопроводящих учреждениях, как детские сады, школы, больницы, поликлиники, институты и т. п., в которых функционирование — единство трех составляющих условия — осуществляется в непосредственном взаимодействии (контакте) с людьми, для которых и предназначено это функционирование. В таком «выходе» функционирования условия благопроводящее учреждение выступает основным проводящим средством функционирования самого условия.

Познавательное раскрытие «непосредственного контакта» заключается в том, что здравоохранение есть функционирующее коллективное материальное условие, разрешающее нужду (потребность) людей в здоровье. Здесь мы абстрагируемся от других функций здравоохранения. Лечение организма (его органов и систем) есть приведение организма человека в здоровое состояние, способное осуществлять уравновешивающую деятельность в окружающей (общественной, природной) среде. Лечением, тем самым, разрешаются внутренние противоречия (неравновесность) внутренней среды (систем и органов) живой системы-человека, то есть болезнь.

Второй «выход» — когда функционирующее условие опосредует свое взаимодействие с людьми, точнее, доставляет

— 142 —

предметную оболочку блага — результат функционирования — до людей, другим материальным условием. Например, такое условие (благо), как материальное производство, функционирующее для обеспечения людей средствами и материальными условиями существования, вступает в опосредованное взаимодействие (контакт) с людьми, а именно, при помощи такого условия, как торговая деятельность. Здесь уже разнообразная торговая деятельность (торговля), как материальное условие, опосредующее взаимодействия, выступает как вид благопроводящих учреждений. В этом, втором типе «выхода» функционирования условия, благопроводящие учреждения, одновременно являющиеся условиями, выступают посредством в доставке результатов функционирования материально-производственных условий до населения.

В контексте излагаемого раскрытия благопроводящее учреждение выступает видимой (ощущаемой, объективированной) формой функционирования коллективного условия существования. Через эту форму доводятся и люди получают результаты функционирования коллективных материальных и нематериальных условий (блага) в обмен на результаты собственного труда. И в этой логике раскрытия не принципиально происходит такой обмен непосредственно или опосредованным путем: через уплату налогов в бюджетную систему, затем поступление средств благопроводящему учреждению функционирующего материального условия (например, здравоохранение) и реализация блага опять-таки в контакте с населением. Такой обмен преобразует результаты функционирования коллективных материальных и нематериальных условий существования в индивидуальные материальные условия и средства существования, то есть в индивидуальные блага.

Итак, как следует из обоснований, любое коллективное материальное или нематериальное условие существования реализует свое функционирование для людей (населения) через благопроводящие учреждения. Появление в ходе

— 143 —

исторического процесса под влиянием научно-технического прогресса новых коллективных материальных условий существования приводит к формированию соответствующих их специфике благопроводящих учреждений. Например, открытие и изучение электрических и магнитных явлений, обнаружение электропроводности металлов и другие открытия и изобретения привели к развитию производства электроэнергии — материально-производственного условия существования — для обеспечения населения электроэнергией (благом) и, соответственно, появлению благопроводящих учреждений в виде электроснабжающих организаций.

Можно утверждать, что деление общественного труда, проявляющееся как углубление специализации и (или) развитие новых видов труда, означает развитие существующих условий: их функционального потенциала, или развитие новых коллективных материальных и нематериальных условий существования. Несомненно, что и появление и внедрение в повседневную жизнь новых информационных технологий и видов связи можно отнести к новым материальным условиям существования (функционирующим благам) с встроенными в них благопроводящими учреждениями — пусть даже эти условия и не относятся к первичным (витальным) условиям существования человека.

Однако в вышеизложенных обоснованиях и определениях результатов и формы функционирования коллективного условия (блага) присутствует принципиальная позиция, уточняющая понимание преобразования коллективного блага в индивидуальное благо. Например, лечение в излагаемом обосновании есть функционирование материального условия существования и осуществляется в контакте с людьми. Само наличие здравоохранительного условия коллективного существования (проживания) и его функционирования, в основном, как деятельности благопроводящих (лечебных и подобных) учреждений в контакте с человеком (населением), как можно полагать, еще не есть благо для каждого отдельного человека. Благо для каждого

— 144 —

человека индивидуально, и оно в данном примере есть здоровое функционирование организма, что означает равновесное состояние внутренних систем и органов. Назначение, точнее, предназначение здравоохранения — коллективного условия существования — создание (обеспечение) индивидуального блага для человека, то есть здорового функционирования организма.

Благо для человека есть индивидуально-функционирующее благо. Следовательно, само наличие и функционирование коллективного условия (блага) представляет собой для каждого отдельного человека наличествующую в коллективном проживании предпосылку, предваряющую получение блага и преобразование его в индивидуальное благо.

Несомненно, такое понимание относится и к образовательному условию, и к безопасности как коллективному условию существования, и к производственно-материальным коллективным условиям существования. Например, образовательный процесс — деятельность благопроводящего образовательного учреждения в контакте с человеком по получению человеком знаний и профессиональных трудовых навыков — есть процесс преобразования коллективного блага в индивидуальное благо. Процесс такого преобразования есть, одновременно, процесс индивидуального потребления коллективного блага.

Но также можно предположить, что потребленное коллективное благо не всегда преобразовывается в индивидуальное благо, в частности, если такое благо не функционирует как индивидуальное благо человека, то есть не используется в трудовой или иной деятельности для воспроизводства существования. Даже такое коллективное условие (благо) как обычная дорога преобразуется в индивидуальное благо только в момент (во время) индивидуального пользования человеком дорогой, когда человек удовлетворяет свою потребность либо в экономии личного времени или физических усилий, либо в транспортировке груза для необходимого и своевременного обмена продуктами труда.

— 145 —

Таким образом, можно утверждать, что для каждого человека коллективные материальные условия (блага), в большей степени, являются наличествующими предпосылками индивидуального блага и благосостояния. И как уже можно предполагать, предпосылки не всегда могут быть преобразованы в индивидуальные блага для их использования и потребления.

Несомненно, существует и непосредственный (прямой) обмен между людьми результатами своего труда: либо натуральными благами (продуктами), либо иными результатами труда, эквивалентными натуральным благам. Вместе с тем, в гносеологическом политэкономическом аспекте отношений человека и общества, для каждого человека прямой обмен, все-таки, будет обмен на продукты-результаты разделенного специализированным трудом общественного производства, который относительно каждого человека позиционируется как совокупное коллективное благо. В этом плане, например, и сам рынок — место, где может осуществляться прямой обмен, и не принципиально организованный он или нет, — есть созданное коллективное благопроводящее учреждение для осуществления обмена — преобразования благ.

Итак, преобразование, как рассмотрено, подразумевает обмен коллективных благ на результаты труда каждого человека. Результаты индивидуального труда могут быть достаточными или недостаточными для обмена на коллективные блага — материальные условия и средства существования. Именно в обмене возникает вопрос соразмерности объема индивидуального труда доходу, обмениваемому на достаточные для существования блага, но который будет рассмотрен позже. Но здесь, в продолжение раскрытия соотношений между коллективным благом (материальным условием) и индивидуальным благом, автор в гносеологическом подходе отклоняется от классического политэкономического понимания обмена благами (продуктами труда) между людьми как осуществляемого в системе общественного разделения в рамках экономической структуры общества и в рамках движения общественного продукта.

— 146 —

Как выше установлено, коллективные материальные условия, появляются и развиваются с развитием специализации и разделения труда, то есть в условиях повсеместно устанавливаемого общественного разделения труда. Так, А. Смит указывает на следствие разделения труда: «Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается» Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэкгиз, 1962, 677 с.[129, с. 33]. Возможно, так было во времена А. Смита.

В процессе дальнейшего развития общественного разделения труда человек вообще может не использовать продукты собственного труда для личного потребления. Специализация уже такова, что продукт собственного труда может уже полностью обменивается на необходимые блага — продукты другого специализированного труда, удовлетворяющие первичные нужды человека. Например, это относится к результатам (продуктам) труда инженера, учителя, управленца и т. п. Впрочем, и в рассматриваемый А. Смитом исторический период труд инженера, учителя или политика вполне мог уже в полном объеме своего результата обмениваться на результаты других видов труда. Тем не менее, вышеприведенное изложение А. Смитом обмена результатами труда не столь принципиальная позиция в излагаемом автором контексте раскрытия преобразования коллективных благ в индивидуальные блага.

Раскрываемая позиция преобразования коллективных материальных условий существования основывается на понимании их генетической предназначенности обеспечивать и содействовать существованию человека, то есть быть преобразованными, в конечном счете, в индивидуальные блага — средства и материальные условия.

То, что мы можем видеть в магазине покупку товара или в поликлинике осмотр пациента, как простые акты обмена

— 147 —

результатами труда, автор рассматривает как акты-отношения преобразования, и не как экономическое отношение, а как долженствующее природой человека отношение — отношение, опосредующее индивидуальное потребление. Преобразование осуществляется как непрерывный процесс. Преобразование обменом как отношение, прежде всего, относится к отношениям существования — по поводу существования, а уже затем, в познавательном процессе практики общественного проживания, структурируя воспроизводственные отношения людей, мы придаем ему форму экономического отношения.

Поэтому преобразование функционирующего коллективного условия в индивидуальное благо есть имманентное коллективному условию функционирование. В этом преобразовании заключается смысл их появления и развития, основание которого находится в природе человека — стремлении к преодолению зависимостей от природно-климатических колебаний природной среды, от отсутствия в природной среде готовых для потребления веществ, физических угроз существованию, исходящих, как из природной среды, так и от других людей, вступающих в борьбу за благоприятные для существования природные и созданные ресурсы.

В излагаемом здесь и далее подходе рассматривается и обосновывается предназначенность коллективных условий быть преобразованными в индивидуальные блага с позиции взаимодействия человека и природной среды, непрерывным и долженствующим результатом которого, в конечном счете, и есть индивидуальное существование посредством создаваемых из веществ природной среды и функционирующих в коллективном проживании материальных условий. Сами материально-производственные условия существования, разрешающие (удовлетворяющие) первичные нужды человека, и есть акты, практика и результаты взаимодействия человека и природы. И если экономические отношения — форма производственно-воспроизводственных отношений существования, устанавливаемых между людьми для обеспечения существования,

— 148 —

не способны в своем объективированном виде — способе хозяйствования (его элементов), например, «рыночных отношений» и соответствующем экономическом и юридическом законодательстве, разрешать нужды человека и удовлетворять его стремления к благополучию, то действующие экономические отношения будут изменены или разрушены. Это же относится и к социалистической системе хозяйствования. И, несомненно, в подтверждение такого понимания можно отнести и слова Людвига Эрхарда, «отца» так называемого «немецкого экономического чуда»: «Социальный смысл рыночного хозяйства в том и заключается, что любой успех экономики, любое достижение рационализации, любое повышение производительности труда идет на благо всему народу и служит лучшему удовлетворению нужд потребителей» Эрхард Людвиг. Благосостояние для всех. www.orel.rsl.ru/nettext/foreign/erhapd/erh007.htm[155, с. 130].

Таким образом, исследовав: коллективные материальные и нематериальные условия (блага) и преобразование их в индивидуальные условия (блага), различие материальных условий от средств существования, генезис условий и их предназначение, — следует определить понятия богатство и благосостояние человека.

Богатство человека есть совокупность предназначенных для личного потребления и потребляемых благ — совокупность наличествующих индивидуальных (личных) средств существования, индивидуальных (материальных и нематериальных) условий существования и коллективных условий существования, наличествующих в коллективном проживании и способных к преобразованию в индивидуальные средства и условия существования.

Разумеется, к благам мы относим и эквивалентные формы благ (деньги, акции и т. п.). Предназначенные блага означают блага, имеющиеся в сбережениях или запасах, или иные наличествующие, но не используемые блага, обеспечивающие или страхующие своевременность потребления. Но, как мы находим, это общее определение, фиксирующее необходимый состав благ, но не отражающее количественно-качественные стороны богатства, благосостояния и его восприятия

— 149 —

человеком. Вместе с тем, мы преследуем и формулируем понятия «богатство человека» и «благосостояние человека» с позиции предназначенности богатства, которое заключается в непрерывном наличествовании достаточных средств и материальных условий существования для их своевременного потребления человеком.

В принципе, понимание и раскрытие богатства человека (личного богатства) как материального источника личного благосостояния, согласуется с классическим, неоклассическим и современным политэкономическим пониманием. Например, Н. О. Вилков так формулирует следующее понимание богатства и его «место» в экономике существования: «Если определить богатство как наличие в распоряжении экономического субъекта совокупности благ (или вообще природных предметов и предметов материальной и духовной культуры), то подобное определение богатства представляет внешнее его существованию определение. Наличие или отсутствие благ не является внутренним моментом существования, эти блага должны быть рассмотрены как элементы, обеспечивающие существования» Вилков Н. О. Экономика существования (Бартер): Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. 254 с.[36, с. 25]. Но также верно, что мы представляем богатство в его предназначенности — быть долженствующим образом для существования человека, и развернуто.

Разумеется, «богатство человека», как материальный источник благосостояния и как совокупность благ, выступает и понятийным основанием благосостояния человека, которое должно быть развернуто как благосостояние. Именно в благосостоянии, как видится, «скрыто» отношение между человеком и богатством, между человеком и средой, в которой человек проживает и осуществляет экономическую деятельность по обеспечению себя, прежде всего, необходимым для существования богатством. И в этом плане, в плане сущностного отношения к богатству, благосостояние человека — это количественно-качественная величина благ, в потребительских свойствах необходимая для непрерывного равновесного существования человека.

Говоря же о равновесном существовании человека, следует полагать также, и прежде всего, равновесное состояние

— 150 —

внутренней среды организма человека — равновесность живой системы-человека, которая, как обосновано в § 1.2. «Поиск и определение исходного противоречия человека как природной системы», есть биологическое основание содержанию понятия «благополучие».

Отсутствие или длительная прерывность равновесности в проживании говорит об отсутствии благосостояния или его недостаточности. Следовательно, благосостояние должно иметь удовлетворительное значение. Поэтому необходимо рассматривать удовлетворяющее человека благосостояние. Удовлетворяющее человека благосостояние есть совокупность предназначенных для личного потребления и потребляемых средств существования, индивидуальных и коллективных материальных условий, в величинах достаточных для воспроизводства и производства человека и его семьи и воспринимаемые человеком как благополучные (или благоприятные) и благоустроенные.

Восприятие человеком собственного благополучия и благоустроенности коллективных материальных условий, как обосновывается, относится к качеству проживания. Рассмотрение субъективных восприятий и их объективация будет осуществлены в следующих главах.

— 151 —

Литература:

  1. Вилков Н. О. Экономика существования (Бартер): Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. 254 с.
  2. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. — М.: Политиздат, 1988. — 735 с.
  3. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэкгиз, 1962, 677 с.
  4. Эрхард Людвиг. Благосостояние для всех. www.orel.rsl.ru/nettext/foreign/erhapd/erh007.htm