Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

Глава IV
Среда территориального коллективного проживания: развитие понятия

§ 4.1. Предпосылки формирования среды территориального коллективного проживания

Непрерывно формируемые и воспроизводимые в историческом процессе общественного развития условия и средства существования, а также складывающиеся в этом процессе отношения по поводу существования (проживания), образуют собой всевозрастающую и усложняющуюся совокупность условий и жизнедеятельных связей и взаимосвязей. Этот исторический процесс актуализируются в общественном сознании как развитие общества.

И зачастую, по нашему мнению, познавательный процесс того или иного периода или элемента (связи) развития общества не выявляет «скрывающиеся» в таком периоде или элементе исторические предпосылки самого существования общества. Речь об исторически изначальных или генетических предпосылках развития обществ — основополагающих условиях существования человека, которые присутствуют постоянно и действуют непрерывно в единичном и коллективном существовании в каждом текущем моменте исторического существования, и рассматриваются как основополагающие условия формирования, развития и сохранения целостности среды территориального проживания. Непрерывность присутствия и развития предпосылок-условий означает их постоянное воспроизводство и на этой основе — воспроизводство среды проживания.

— 161 —

В историческом плане самым первым материальным основополагающим условием существования человека был сам коллектив первобытных людей — стадо, предшествующее протообщине и общине. Именно такой вывод следует из археологических и антропологических открытий и исследований первобытных стоянок и человека, этнографических исследований первобытных протообщин. Тем самым можно признать, что коллектив людей есть основополагающее условие существования каждого человека на всем протяжении исторического существования людей.

Вторым материальным и основополагающим условием существования, как очевидно, следует признать территорию географического места: сначала временного, а затем и постоянного пребывания и проживания людей. Совершенствование производства материальных условий и развитие производства средств существования (одомашнивание животных и земледелие) ведут человека к оседлой организации существования и территории обитания все более обустраиваются как территории постоянного проживания. И затем, в ходе исторического развития различных обществ, территории проживания приобретают политико-административный статус как юридически оформленное или иначе закрепленное земельное пространство. Но в политэкономическом контексте автор исходит из обоснований основополагающих условий как природно-первичных. Поэтому, постоянное проживание какой-либо численности людей, объединенных отношениями для единого и совместного проживания, предполагает наличие территории как естественно-природного условия постоянного проживания независимо от формирования или не формирования в ходе исторического процесса прав на территорию для проживания.

Третьим материальным и основополагающим условием индивидуального и коллективного существования является природно-потребительский потенциал территории обитания, а затем и территории проживания. Именно природно-потребительский потенциал является источником пищи, одежды,

— 162 —

средств защиты и сохранности организма. И именно трудом человек из веществ природы формирует материальные (производственные) условия существования, обеспечивающие человека первичными средствами и коллективно-индивидуальными условиями существования. В процессе исторического проживания людей на определенной территории развитие материальных условий существования формируют природно-экономический (экономический) потенциал территории проживания.

Четвертыми коллективными и основополагающими условиями существования, также первичными и нематериальными, как их представляет автор, выступают, во-первых, правила отношений между людьми в коллективном существовании — нормы упорядоченного (уравновешивающего) поведения в форме обычаев, ритуалов, формируемые и развиваемые, закрепляемые и передаваемые другим поколениям как навыки общения, отношений и взаимодействий в общежитии или культурные традиции. Правила отношений, передаваемые в общераспространенном понимании как культурные традиции, вырабатываются и передаются как нормы саморегуляции коллективного существования — долженствующие природой человека условия сохранения целостности (единства) коллектива и, тем самым, индивидуального сохранения. Во-вторых, к основополагающим условиям относятся трудовые навыки как физические, так и умственные: их формирование, развитие и передача новым поколениям, и навыки бытовой деятельности.

Передающиеся, вновь сформированные и развиваемые каждым новым поколением традиции коллективного проживания, трудовые навыки и навыки бытовой деятельности (также воплощаемые в материальных объектах и предметах), в обычаях, ритуалах, языке, религиозных чувствах, письменности, искусствах, воззрениях, знании, а также иных, упорядочивающих, скрепляющих и развивающих коллективное существование правилах, определяются как культурное наследие.

Определенно, рассматривая и обосновывая значение культуры для коллективного проживания, мы можем утверждать,

— 163 —

что культура традиций проживания не только непрерывно воспроизводится, но и непрерывно производится — это долженствование силы природы человека, направленной на выработку отношений сосуществования. Поэтому уничтожить в коллективном проживании культуру в принципе невозможно. Она будет всегда производиться, воспроизводиться, совершенствоваться и передаваться. В изложенном значении, и как уже ранее рассмотрено, культура среды представляется и как способ самосохранения человека через сохранение единства (целостности), можно сказать, и скрепление коллективного существования, которое, возможно и не в полном описании, заключается в единообразном обучении, в прививании единомыслия в восприятии окружающей действительности, в обучении культурным традициям.

Мы обосновываем и опираемся в рассуждениях на понимание, что основополагающие условия являются также системообразующими условиями среды, в рамках которых развиваются коллективные и индивидуальные материальные и коллективные нематериальные условия существования, обеспечивающие и способствующие равновесности и сохранности живой системы-организм человека. И именно того объема или в той части (доли) равновесности, как рассматривается, обеспечение и поддержание которой зависит от развивающегося в ходе онтогенетического и филогенетического развития человека способа обеспечения существования — труда.

Условия формируются как материально-организационная основа биолого-социального равновесного существования человека во взаимодействии, прежде всего, с природной средой на всем протяжении исторического процесса развития человечества. Поэтому, такими условиями могут быть только материальные и нематериальные условия, создаваемые как необходимые, как понуждаемые природой человека, то есть условия, обеспечивающие и способствующие непрерывному уравновешиванию существования человека с окружающей средой, в том числе и в коллективном существовании (проживании).

— 164 —

В этом плане основополагающие условия выступают действительным основанием развертывания и развития материальных (коллективных и индивидуальных) условий существования в историческом процессе. Можно сказать, что развертывание условий и есть исторический процесс общественного развития. И в этом представлении условий, как необходимо формируемых, усматривается диалектика развертывания равновесного онтогенетического и филогенетического существования живой системы-человека в окружающей среде; или: развитие существования человека в коллективном проживании посредством развития, как также филогенетический процесс, коллективных материальных и нематериальных условий существования. Мы продолжаем доказывать, что развитие и воспроизводство коллективных условий существования есть условие равновесного существования, к которому непрерывно и долженствующим образом стремится человек, то есть к благополучию, материальным отражением которого выступает индивидуальное благосостояние — совокупность индивидуальных средств и материальных условий проживания.

Далее, в продолжение раскрытия формирования коллективных условий. В общем организационно-производственном виде материальное условие формируется как локализация некоторого объема специализированной деятельности для создания (как функция деятельности) востребованного людьми блага для обеспечения и содействия индивидуального существования. И такое благо может быть вновь созданное или уже используемое, но совершенствуемое благо, как в части каждой из своих составляющих, так и в части функциональной направленности. Результатами деятельности (функционирования) материальных условий, выступают:

  • либо средства существования;
  • либо само функционирование в контактах непосредственного преобразования коллективного блага в индивидуальное благо (например, лечение-здоровье, образование-образованность);

— 165 —

  • либо материальная предметность блага для другого функционирующего коллективного условия в рамках установившейся специализации;
  • либо предмет (благо) для индивидуального материального условия.

Зарождение и развитие материальных и нематериальных условий существования особенно наглядно, как видится, продемонстрированы в работах Н. Макиавелли, Л. Моргана, М. Вебера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Гумилева, Л. В. Милова. Бесспорно, по нашему мнению, и то, что описания и исследования различных исторических событий развития обществ, исторические хроники, археологические и этнографические открытия и исследования, хронологии географических и научно-технических открытий, представленные во многих трудах, можно рассматривать как описания процессов формирования и функционирования материальных и нематериальных условий существования и расширения источников средств существования в ходе исторического развития обществ.

Развивающиеся нужды (или потребности — в общественной организации существования) людей, как в филогенетическом процессе, так и в более суженной практике, например, ростом населения, понуждают к формированию в коллективном взаимодействии коллективных условий как специальной деятельности, как средства и посредства для непрерывной возможности производить средства существования — для разрешения нужд каждого. Однородные нужды людей вынуждают к действию и совместному взаимодействию по их преодолению, а именно, по формированию материального и нематериально-организационного условия, преодолевающего (разрешающего) обозначенным образом нужды.

В том плане, например, показательны и убедительно прослеживается необходимость и процесс формирования материальных и нематериальных условий в описаниях развития городов, хозяйственных и политических отношений в городском проживании у М. Вебера: «Ясно, что, где есть бург, там

— 166 —

добровольно поселяются или привлекаются ремесленники для удовлетворения потребностей господского хозяйства и дружины, что необходимость в продуктах для этого хозяйства, а также оказываемая им защита привлекает торговцев; ясно, что и сам властитель бурга заинтересован в привлечении этих классов общества, так как это влечет за собою увеличение денежных поступлений, достигаемое посредством обложения налогом торговли и промысла...» Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 575 с.[31, с. 348–349]. То есть, в нашей интерпретации, труд ремесленников для господского хозяйства есть материальное условие: в качестве активной составляющей структуры «материального условия» они есть ремесленники, обладающие навыками специализированной деятельности и орудиями труда для создания продуктов (благ) и источника средств (налоги) для создания и функционирования другого блага. Как видно, деятельность ремесленников есть функционирование материального условия.

В политэкономическом представлении очевидно, что человек вступает в отношение с другим человеком по поводу производства (воспроизводства) средств и материальных условий существования. И не важно, что будет производиться: материальные или иные условия существования, опосредствующие потребление, или средства, предназначенные для непосредственного потребления. Само отношение (связь) с другим человеком или людьми «по поводу» уже есть опосредствующее существованию отношение. Следовательно, отношение между людьми само есть условие и посредство для производства средств и условий существования или иначе — условие и посредство для формирования и функционирования условий существования.

Далее, в продолжение раскрытия механизма формирования коллективного материального условия, можно интерпретировать и следующее описание исторического момента у М. Вебера: «... Необходимость устройства орошения и регулирования течения рек была причиной образования в Передней Азии (включая Египет) и, в более слабой степени, в Китае, особой царской бюрократии. Эта бюрократия,

— 167 —

вначале связанная только со строительными работами, развилась затем в систему общегосударственного бюрократического управления, которое дало возможность царю при помощи налогов и готового административного аппарата взять военно-хозяйственное снабжение армии в свои руки» Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 575 с.[31, с. 385]. Очевидно, что люди имеют одинаковую нужду организмов, вызванную периодической недостаточностью пищи, которая обусловлена неустойчивостью объемов выращиваемой пищи, которая, в свою очередь, обусловлена спецификами почв и ландшафтов, климата, наполняемостью и течением рек. Потребности, или нужды — проявления противоречия живой системы-человек — рождают необходимые действия к своему разрешению. Такое действие выступает как долженствующее, то есть понуждаемое противоречием действие, направленное своим способом к разрешению противоречия.

Определенно, историческая практика свидетельствует о присущей человеку способности предусмотреть и разложить свои необходимые действия на опосредующие их взаимодействия и их консолидацию во времени и географическом местном пространстве. Также практика свидетельствует о способности людей, обремененных общей нуждой (проблем существования) в данной местности, установить взаимоотношения и консолидировать взаимодействия для выполнения и разрешения проблем существования.

Выработка регулирующих правил взаимодействия и их консолидации для разрешения общих проблем существования также относится к способности человека. Для консолидации и регулирования отношений и взаимодействий люди необходимо выделяют из своих рядов лидера и поручают ему организацию и исполнение консолидации: регулирования отношений и взаимодействий. Консолидация и ее непрерывное поддержание для выполнения общих действий становятся коллективной функцией — функцией управления, и тем самым, в нашем представлении, — нематериальным условием существования людей.

— 168 —

Таким образом, среда территориального коллективного проживания формируется и развивается в рамках основополагающих условий существования, которые можно также выразить и как базовые или опорные условия среды. И как свидетельствует общественно-исторический процесс, каких бы цивилизационных благ или уровня развития не достигали общества, изменение или разрушение любой из основополагающих условий ведет к изменению хода развития среды коллективного существования или его разрушению.

— 169 —

Литература:

  1. 1, 2 Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 575 с.