Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

§ 4.2. Понятие среды территориального коллективного проживания

Действуя долженствующим образом, люди создают материально-организационные условия обеспечения своего существования; совокупность условий и складывающихся отношений по поводу существования на территории коллективного проживания в общественно-историческом процессе формируется как среда территориального коллективного проживания. Развитие понимания такой среды должно расширить понимание функционирования и исторического движения общественной среды в целом.

Содержательной стороной рассмотрения является системообразование функционирующих коллективных материальных и нематериальных условий существования людей и отношений (действий, взаимодействий) между людьми, складывающихся по поводу существования и опосредованных этими условиями и предназначенных для выполнения функций обеспечения и содействия существованию.

Как следует из обоснований и логики работы, формирование условий и отношений коллективного проживания в ходе исторического процесса представляет собой генезис и развитие — процесс системообразования — среды территориального коллективного (общественного) проживания. И если материальные условия и отношения между людьми развиваются

— 169 —

как составляющие и существенные элементы филогенеза человека, подразумевая под этим развитием — с одновременным ростом народонаселения и разделения труда — сам исторический ход развития условий существования до более сложных и разнообразных условий, то это отнюдь не влияет на содержательное понимание общественной среды.

Итак, люди находятся в отношениях коллективного существования, имея основанием этих отношений, прежде всего, инстинктивно-потребностные и приспособительные свойства организма человека для производства самого человека и его воспроизводства. Являясь естественным образованием, — результатом эволюции саморегуляции человека в природной среде — коллектив (общество), как очевидно, не может присутствовать, то есть существовать и развиваться, в абстрактном географическом пространстве, пусть даже это пространство будет территорией конкретного государства или менее масштабного территориально-административного образования. Всякое общество как совокупность, прежде всего, людей присутствует всегда как конкретное население на конкретной территории, где оно проживает — осуществляет свою непосредственную жизнедеятельность. Основным способом жизнедеятельного существования является его трудовая (экономическая) деятельность — деятельность по производству средств существования, прежде всего. Трудовая деятельность, как обосновано, является естественным способом обеспечения существования человека.

В ходе общественной эволюции с древних времен территории обитания, по которым люди (стадо и протообщина) были вынуждены постоянно или в сезонном ритме перемещаться для добывания средств существования и которые представляли собой территории непостоянного проживания или, иначе, территории временного пребывания, локализовались в территории постоянного проживания. Территории постоянного проживания стали, в основном, местом постоянной жизнедеятельности людей. Именно развитие разделения труда, средств труда, доместикация животных и растений

— 170 —

постепенно привели к локализации (сужению географических размеров) среды обитания людей от обширных территорий до территорий постоянного проживания людей.

Начало развития государственности уже повсеместно обнаруживает, что фактическая территория проживания людей — территория их постоянной жизнедеятельности, в основном, совпадает с территорией обитания. Современное проживание человека таково, что все, что необходимо ему для реализации жизнедеятельности, в основном (особенно это относится к городскому жителю), он находит в общественной среде, но более конкретно, в общественной среде, сформированной на конкретной территории — ограниченном земельном пространстве — приспосабливаемой для проживания. Так, Г. Гегель, обозначая систему потребностей гражданского общества, писал: «Своеобразие лиц ближайшим образом охватывает их потребности внутри себя. Возможность их удовлетворения заложена здесь в общественной связи, представляющей собою то общее достояние, откуда все получают удовлетворение» Гегель. Соч., том III. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. М., Политиздат, 1956, 371 с.[43, с. 309]. Посредством конкретной общественной среды люди адаптируются к внешней среде, потребляя ресурсы природной и антропогенной среды. Процесс приспособления это также и формирование на основе природной среды антропогенной среды — среды, обладающей необходимыми потребительскими свойствами и ресурсами.

Как очевидно, люди вступают в отношения не в общественном и географическом пространстве вообще, а в конкретном месте — месте своего проживания, которое одновременно является территориальным местом, где они удовлетворяют свои потребности. Люди естественным и долженствующим образом, обусловленным физиологическими процессами организма, вступая в отношения, формируют коллективную жизнедеятельность в местах конкретного территориального проживания как форму выживания коллектива, и развивают ее как условие и средство обеспечения и удовлетворения своих потребностей. Тем самым индивидуальное проживание, как единичное жизнедеятельное существование реализуется

— 171 —

опосредованно и при посредстве коллективного проживания, коллективной деятельностью и деятельностью в коллективе на конкретной территории.

Индивидуальным способом обеспечения существования людей является экономическая (трудовая) деятельность, расширяющая и развивающая материальные основы существования, и которая в совокупности со всеми видами деятельности и отношениями определяется как жизнедеятельность людей на конкретной территории проживания. Биологическое предназначение коллективной жизнедеятельности — это сохранение (производство и воспроизводство) человека как вида, которое реализуется через обеспечение условий индивидуальной жизнедеятельности.

Исторический ход формирующегося территориального проживания, как раннее установлено, есть генезис среды территориального коллективного проживания, генетическими предпосылками и, одновременно, системообразующими материальными составляющими которой выступают:

  • территория;
  • население (коллектив) как совокупность людей, проживающих на территории для существования;
  • материальные условия существования, включая естественно-природные вещества и иные условия-факторы (как источники существования);

Но как мы специально обозначаем, это составляющие среды в материальном или конструкционном виде — материальная конструкция, хотя и системообразующая, но это, все-таки, еще не среда. Это конструкция, так сказать, — предваряющая среду конструкция, она пока неустойчива, и не в смысле невозможности обеспечить население средствами и условиями существования, а в смысле исторически-временной неустойчивости не только обеспечивать проживание, но и вообще долго просуществовать.

Чтобы представить саму среду территориального коллективного проживания как устойчивую систему жизнеобеспечения и жизнедеятельных отношений людей на территории

— 172 —

проживания в ней не хватает существенной составляющей — нематериальных условий: организации и культуры. Разумеется, этими рассуждениями мы осуществляем теоретико-познавательный разбор среды, ее, можно сказать, изнанки, во многом невидимой конструкции среды, а также чем и как она сохраняется и скрепляется. Тем самым, мы подходим к утверждению о равнозначности всех четырех составляющих среды; об этом шла речь и в предыдущем параграфе.

Далее. Исторически изначально, вступая в отношения по поводу обеспечения для удовлетворения первичных потребностей, люди создают в конкретных местах своего проживания орудия труда и объекты для производства средств существования, объекты и предметы адаптации к природной среде — материальные и организационные условия для потребления средств существования. При этом развитие материально-организационных условий существования обнаруживается и как развитие коллективных (общественных) отношений, и, которые, по сути, есть развитие упорядоченных отношений по поводу существования или, тоже, — проживания на конкретной территории.

В диалектико-материалистическом понимании, отношения между людьми по поводу формирования, развития и потребления материально-организационных условий и средств существования для своего существования (производства и воспроизводства) выступают содержанием общественных отношений. Тем самым, люди формируют среду территориального коллективного проживания. Словами Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.
2-е изд., т. 46, ч. I.
[90, с. 214]
. Отойдя от абстрактного общества и обращаясь к конкретному — населению, проживающего на конкретной территории, марксова сумма «связей и отношений» людей с совокупностью материально-организационных условий существований и опосредованных этими условиями и будет представлять среду территориального коллективного (общественного) проживания.

— 173 —

Исторически общественная среда как совокупность всех отношений между людьми на ограниченной для постоянного проживания территории, формируется человеком исходя из нужд человека и сообщества, и приспосабливается к нуждам (потребностям) человека также, как и человек приспосабливается к общественной среде, к условиям проживания в этой среде. Среда, следовательно, как установлено, имеет биологическую причину и генетически формируется с функциональным предназначением — создавать условия для жизнедеятельного проживания населения, то есть условия для потребления материальных, прежде всего, первичных благ и услуг на основе формирования и развития производственно-потребительского потенциала территории проживания как основы и источника потребляемых материальных благ и услуг. Среда выступает совокупным и развивающимся условием существования человека и является результатом саморегуляции и самоорганизации человеческого существования в природной среде.

Итак, среда территориального коллективного проживания рассматривается как социально-экономическая категория и определяется как отношения между людьми в коллективном проживании на определенной территории, опосредованные функционирующими материально-организационными и культурными традициями проживания, по поводу коллективного и индивидуального проживания: производства и воспроизводства и сохранения целостности; отношения, которые, в свою очередь, предопределены естественными физиологическими нуждами человека, который посредством коллективного проживания и коллективных материально-организационных условий существования обеспечивает трудом разрешение своих нужд, прежде всего, потреблением первичных материальных благ.

Среда территориального общественного проживания, таким образом, необходимо обладает для своего существования и развития основополагающими материальными и нематериальными условиями, которые, как обосновано, являются

— 174 —

генетическими предпосылками и, одновременно, системоообразующие составляющие среды:

  • территорией,
  • населением,
  • природно-потребительским и природно-экономическим потенциалом,
  • культурой (в значении — текущих и накопленных в ходе исторического процесса материальных, организационных достижений; духовно-нравственных традиций).

Под территорией среды понимается земельный участок, предназначенный для постоянного проживания людей и для производства обеспечивающих и содействующих проживанию средств и материальных условий существования. В лаконичном виде: территория среды — это земельный участок, на котором осуществляется жизнедеятельное проживание населения. Такое представление, в принципе, соответствует общепринятому пониманию.

Под населением понимается локальное сообщество людей, реализующее собственное существование посредством деятельности (жизнедеятельности) на конкретной территории проживания.

Культура среды представляется в динамическом аспекте исторического развития. И мы снова расширяем понимание сути и роли культуры в коллективном проживании. Культура среды — это накопленные и накапливаемые материально-организационные и духовно-нравственные достижения, передаваемые из поколений в поколения, как путем их сохранения, так и посредством обучения, воспитания и образования, а также развиваемые (физическим и умственным, а также и духовным) трудом каждым последующим поколением. Несомненно, речь о присущей обществу культурной наследственности, которая воспроизводится и действует непрерывно как условие, скрепляющее единство и, тем самым, обеспечивающее сохранность коллективного и индивидуального существования.

Культура в аспекте воспитания и образования, можно сказать, есть также способ социализации — адаптации постоянно

— 175 —

рождающихся людей к коллективному проживанию, а также передачи накопленных материальных достижений, способов деятельности и традиций коллективного (общественного) существования и сосуществования. Этот способ принадлежит среде и как конкретному целому, приспосабливающей каждую вновь рождающуюся единичную часть (человека) к единообразному коллективному проживанию в конкретной целостной среде. Такое представление аспекта культуры, в принципе, согласуется с общим и вполне давно известным пониманием воспитания как существеннейшей составляющей способа окультуривания каждого нового поколения в коллективном существовании; например, это ясно изложено у Э. Дюркгейма, В. М. Бехтерева, А. И. Фета.

Для более четкого понимания нашей позиции, следует также привести и подход А. Маслоу к пониманию культуры, который, как видится, ограничен: «...Сама культура — это инструмент адаптации и одной из ее основных функций является достижение того, чтобы чрезвычайные обстоятельства физиологического характера стали все менее распространенными» Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.[95, с. 62]. Как видно, в своем подходе А. Маслоу рассматривает в культуре ее более узкое предназначение: как инструмент, но не как способ. Нами же культура в аспекте обучения, воспитания и образования, в том числе единообразному поведению, рассматривается как существеннейшее генетическое условие исторического существования человека и общества, реализующее своим функционированием способ самосохранения человека и коллектива через сохранение единства коллективного существования. Одновременно, обучение, воспитание и образование развивается как общественный инструмент, обеспечивающий преемственную связь и адаптацию поколений.

— 176 —

Литература:

  1. Гегель. Соч., том III. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. М., Политиздат, 1956, 371 с.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.