Васильев С. А.
5 декабря 2023 г.


Политэкономическая заметка

Парадоксы борьбы с инфляцией


Индексация регулируемых цен как начало ползучей инфляции

Последние месяцы 2023 года. Страна только успокоилась от весенне-летних скачков цен на бензин и дизтопливо — цены постепенно стабилизировались. Конечно, эти скачки цен не были предусмотрены в прогнозе социально-экономического развития России на 2023 год. Инфляция прогнозировалась на уровне 5,5%, но экономические власти уже ориентируются на 7,5%.

Но вопрос даже не в этом и не в текущей борьбе со скачками цен, к которой подключается и Президент РФ, требуя стабилизировать цены на нефтепродукты, а позже (на совещании 25.10.23 г.) уже на курятину, которая неожидаемо подорожала сначала года к декабрю на 20–30%.

Вопрос и не в том, и это нас удивляет, что экономические власти не могут своевременно предвидеть и предупредить скачки цен на ту или иную продукцию на потребительском рынке. Иногда даже кажется, что производители выстраивают между собой некую очередность, цена какого товара и когда подлежит резкому повышению с целью получения дополнительных доходов и прибыли. Вчера это была металлопродукция и стройматериалы, сегодня — жилье, топливо, курятина и куриное яйцо, завтра может быть говядина, мука, крупы, текстиль или снова топливо.

Но это продукция, цены на которую не регулируются государством, но могут в случае дестабилизации потребления сдерживаться. И есть, как известно, регулируемые цены, которые предусмотрены прогнозом социально-экономического развития России (на плановый период 2024 и 2025 годов) к индексации и которые оказывают не меньшее инфляционное давление на доходы и спрос населения.

Речь, конкретно, о ежегодной индексации цен и тарифов на электроэнергию, природный газ, коммунальные ресурсы, железнодорожные перевозки, которые являются базовой продукцией для любого производства. Так, рост цен на электроэнергию в 2024 составит 8,9%. Кроме этого ФАС РФ предлагает перейти с начала 2024 г. на дифференцированные по объемам потребления тарифы. Индексация платы за коммунальные услуги и ресурсы с 1 июля 2024 г. в большинстве регионов составит 9–10%. Индексация цен на газ для всех потребителей с 1 июля 2024 г. составит 7%.

Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги составит в 2024 году 9,1% (но уже объявлено об индексации тарифов на 7,6% с 1 декабря 2023 г.). Уже проиндексированы с 1 декабря 2023 г. и тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 10,75% (хотя в прогнозе предусмотрена индексация на 8,1% в 2024 г.).

В то же время, мы понимаем, что цены на указанную продукцию являются базовыми составляющими ценообразования любой продукции, производимой в стране. Следовательно, индексация этих базовых трат в себестоимости формирует инфляционное начало для ползучей инфляции. Как затем ползучая инфляция по всей стране «растекается», «пересекается» или «скачет» не просчитать. И это происходит многие годы.

Экономические власти, получается, индексируя цены, сами ежегодно создают инфляцию и задают тон инфляции. А, например, ежегодная индексации цен на электроэнергию привела к тому, что в России стоимость электроэнергии еще в 2019–2020 гг. превысила стоимость электроэнергии для промышленности в США, Испании, Финляндии и Франции (https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электроэнергетика_в_России).

И это превышение (при достаточности собственных энергоресурсов) никого во власти почему-то не смущает.

Вопросы к экономической власти

Более того, экономические власти индексацией цен сами формируют инфляционную непредсказуемость и раскачивают те или иные общественные недовольства. Кто разрешил (дал полномочия) министерствам и ведомствам так произвольно придумывать и без достаточных оснований закладывать в прогнозы инфляционные нагрузки на население и экономику? Можно подумать, они действуют по негласному принципу: что хотим, то и воротим.

Кто бы так заботился о тратах и доходах населения, как власти заботятся о доходах монополистов, принимая во внимание при повышении (индексации) цен каждую их ранее произведенную и не учтенную в ценах трату.

Долго изучая инфляционную проблематику, я всегда удивлялся тому, как экономические власти легкомысленно и конъюнктурно подходят к росту цен и ценовым перекосам в экономике. И каждый раз по этому поводу у меня возникает не разрешенный до сих пор вопрос: имеется ли у экономической власти понимание целей и рисков ежегодной индексации цен и перманентной ползучей инфляции, влияющей на дисбалансы производства базовой продукции (например, топливо, курятина), на разбалансированность и подавление спроса и предложения? Вопрос к тому же в смысловой неясности ежегодной индексации регулируемых цен: целеполагания, критериях и окончательном (по срокам) ее завершении.

Конечно, можно обозначить индексацию регулируемых цен в качестве механизма образования гарантированных инвестиций (инвестиционная индексация) в пользу доминирующих компаний — отраслевых на федеральном и региональном уровне монополистов. Например, такой механизм получения инвестиций применяется для Газпрома аж с 1996 года (началом реализации федеральной целевой программы «Топливо и энергия» на 1996–2000 годы). Но такие инвестиции, получаемые через механизм ежегодной индексации ранее проиндексированных цен, и в котором нахожу принцип действия: индекс на индекс, я бы назвал инвестициями наживы. Они образуются не из прибыли и не трудом, а выуживаются из доходов населения и других производств.

Доходы и инвестиции от индексации регулируемых цен образуются очень просто, и именно поэтому подозреваю о цели содействия капиталистической наживе и вывозу капитала.

Также см. экономическую заметку от 29 декабря 2022 г. «Надо прекратить экспроприацию доходов населения через индексацию тарифов»

Парадоксы борьбы

Житейский взгляд на потребительские цены может нас уверить, что все в стране находится в согласованном порядке: показатели прогноза социально-экономического развития, индексация цен, сезонные колебания цен, всплески инфляции и ее таргетирование ключевой ставкой, индексация доходов и т. п. Все как будто как всегда.

Но меня, мягко говоря, смущают парадоксы в борьбе с инфляцией. Так, правительственные подходы в снижении (или сдерживания) инфляции — это, прежде всего, развитие и рост предложения товаров и услуг на потребительском рынке. Рост предложения должен, по мнению правительства, стимулировать конкуренцию и, соответственно, снижать или сохранять неизменность цен. А обеспечивать рост спроса и компенсировать возможный рост цен (инфляцию) будет, по их же мнению, определенный рост доходов населения: индексация заработной платы отдельных категорий работников, социальных выплат и тому подобное. Также «дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности».

Такая вот борьба исполнительной власти с инфляцией (в принятом прогнозе). И больше мер не наблюдается, и иных инициатив от правительства нет. А рассмотренную индексацию цен (тарифов) правительство почему-то не считает стимулами инфляции. При этом законодатели и общественность все время требуют бороться с инфляцией.

Поэтому считаю, что явная отвлеченность и системное неучастие правительства в борьбе с инфляцией есть первый парадокс борьбы с инфляцией.

Второй парадокс обнаруживается на стыке действий ЦБ РФ посредством ключевой ставки снизить инфляцию и противоположными (выше рассмотренным) действиями правительства по подготовке и запуску ползучей инфляции и системным неучастием правительства в борьбе с инфляцией. Есть у ЦБ и Правительства и разные позиции по отношению к стимулированию спроса.

Так, в прогнозе социально-экономического развития Правительством сформулирована следующая позиция: «Основным драйвером восстановления и последующего роста экономики станет потребительский спрос...»; там же: «Значительная часть мероприятий в рамках Плана направлена на поддержку спроса в экономике — это программы льготного кредитования корпоративного сектора и ипотечные программы для населения...», «Основным источником роста ВВП в 2022–2025 годах останется внутренний спрос».

Позиция ЦБ, представленная ее руководителем Э. Набиуллиной, состоит в том, что сегодняшний рост цен в стране является результатом избыточного спроса, вызванного накоплением больших денежных средств гражданами. Поэтому посредством повышения ключевой ставки надо снижать спрос, делая тем самым стоимость кредитов более дорогим, а депозиты более привлекательными для граждан. Она же недавно и предупредила россиян, что установленный 15.10. 2023 г. уровень ключевой ставки в 15 процентов годовых, может быть повторно (в декабре) увеличен с целью усиления обуздания инфляции.

И как эти позиции сочетаются?

По-моему, в своем постоянном обуздании инфляции ЦБ на самом деле борется, если высказать метафорически, с ветряной мельницей. А ветряной мельницей, как уже очевидно, является Правительство с ежегодными действиями по подготовке (раскрутке) и запуску инфляции, и желанием поднять спрос. ЦБ и Правительство в деле снижения инфляции противостоят друг другу. Это и есть второй парадокс борьбы с инфляцией.

Также см. экспертную заметку от 11 октября 2023 г. «О слабом рубле, прыгающей ключевой ставке и инфляции»

*

Меня всегда удивляют несочетаемые экономические решения. И тогда возникает вопрос, а есть ли в стране экономический дирижер, который ведет работу по сочетаемости, согласованности («ансамблевой стройности») всех экономических решений для движения в одном и благостном для большинства населения экономическом направлении?

На этой предлагающей обсуждение ноте я заканчиваю заметку.