Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

Глава II
Материально-организационные условия существования и труд

§ 2.1. Понятия «средства существования», «материальное условие» и «нематериальное условие» — условия сохранения и равновесности организма человека

В диалектическом развертывании живой системы-человека, как уже очевидно, автор стремится выявить и сформулировать активную составляющую природы человека во взаимодействии с природной средой. В понуждаемом исходным противоречием внутренней среды организма формировании материальных условий во внешней среде для обеспечения своевременно-непрерывной равновесности обнаруживается способ преодоления зависимости человека от безразличия природной среды и средство разрешения и, точнее, для разрешения исходного противоречия. Это теоретическое положение указывает на природную активность природы человека.

Одновременно, исследуемое понятие «условие» и формирование условий означает и выявление механизма развертывания внутренней или биологической среды во внешнем, а также в социальном существовании. Согласно долженствующему исходному противоречию системы-человек, выступающему в отношении к природной среде как внутренняя предопределенность (внутреннее побуждение) к равновесности и целостности в природной среде, человек формирует для себя определенность в природной среде — зависимые (небезразличные) материальные условия существования, устраивающие и соответствующие внутреннему побуждению к равновесности и целостности организма. Определенно, мы должны

— 44 —

раскрыть и вопрос как внутренняя среда — ее исходное противоречие — побуждает человека выработать и развивать способ преодоления зависимости и средство для разрешения исходного противоречия в природной (внешней) среде.

Материальные условия логически и исторически развиваются как материальная основа социальной организации коллективного проживания, посредством которой человек разрешает исходное противоречие. Создаваемые человеком материальные условия для разрешения исходного противоречия географически (территориально) совпадают с местом его существования (проживания, пребывания или обитания). Между тем, стремление человека к преодолению зависимости от природы есть признанное понимание: развитие материальных условий существования есть путь преодоления человеком многочисленных зависимостей от природы. Однако, понимание «материального условия» не совсем раскрыто в содержательной части и чаще используется как обобщающая основа определенного класса объектов и предметов.

Принципиально и то, что отсутствующее различение «материальных условий существования» и «средств существования» из-за якобы, возможно, видимой или очевидной простоты определения и перечисления предметов и объектов средств существования не дало, как видится, достаточного основания для структурирования общественной среды по функциональному признаку предназначения материальных и иных условий существования на территории проживания людей. Во многом развитие общественных наук пошло в направлении исследований экономической структуры общества, габитус и практики социального пространства.

И на некоторые сущностные моменты в научном развитии структуры общества и социального пространства важно обратить внимание, но уже в контексте и логике раскрытия темы настоящей работы.

Так, П. Бурдьё представляет социальную действительность как уже сконструированное социальное пространство:

— 45 —

«То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным» Бурдьё П. Начала. Choses dites: Пер. с фр./Pierre Bourdieu. Choses dites. Paris, Minuit, 1987. Перевод Шматко Н. А./ — М.: Socio-Logos, 1994. — 288 с.[25, с. 39]. Социальное пространство у П. Бурдьё есть «...конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала, и может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях...» Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.[27, с. 39]. Именно в полях социальное пространство физически реализовано и «представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически... и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг...» Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.[27, с. 39]. Принципом построения пространства П. Бурдьё признает различные виды власти или капиталы, имеющие «хождение в различных полях» Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.[27, с. 55], «способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме» Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.[27, с. 54–55]. В этом, как видно, и заключается у П. Бурдъё суть структурирования социального пространства для его исследования: «Способность господствовать в присвоенном пространстве, главным образом за счет присвоения (материально или символически) дефицитных благ, которые в нем распределяются, зависит от наличного капитала» Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.[27, с. 42].

Хотя П. Бурдьё не обозначает, по каким признакам выделяется поле как единица структуры пространства, но вполне очевидно, что поля представляют собой также различные локализованные однородные деятельности людей (практики и стратегии агентов по П. Бурдьё) в рамках существующего разделения труда. Блага же П. Бурдьё рассматривает в общепринятом употреблении, не раскрывая их функциональной или потребительской нагрузки. Причинной основы, обусловливающей взаимодействия сил и агентов и их устремления в полях как долженствующие или необходимые взаимодействия и устремления, можно также найти не достаточной.

— 46 —

По К. Марксу: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка... Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» Гегель. Философия права. Соч., т. VII. М. — Л., 1934.[85, с. 535–536]. В тезисе очевидно: общественное пространство, в котором люди осуществляют производство и воспроизводство своей жизни, структурировано и представлено в виде общественно-экономической формации.

В положениях тезиса можно выявить и вопросы, которым в последующем развитии марксизма, как видится, не уделено определенного политэкономического внимания; в частности, в том, чтобы эти положения могли выступить достаточными познавательными аргументами в данной работе. То, что «люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения» свидетельствует, во-первых, о направленности экономических поступков людей, и, во-вторых, об определенной долженствующей силе, определяющей волю и направленность поступков и отношений, и заставляющей людей формировать тот или иной способ производства материальной жизни. С нашей позиции, и познавательная неполнота генезиса материальных условий жизни в свя́зи с генезисом территориального проживания, и несколько формальное применение формационного подхода в исследованиях жизнедеятельных отношений и устремлений людей, все-таки не дают достаточной теоретической основы политэкономическому исследованию среды территориального проживания и устремлений людей к благосостоянию в границах этой среды.

Интерес для лучшего понимания материальных условий вызывает и работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой, в частности, он

— 47 —

перечисляет и описывает условия жизни. Так Ф. Энгельс, вероятно, не видя познавательной необходимости, не обращает внимания на возможность их различения по какому-либо признаку. Он пишет: «Сравнивая друг с другом народы, которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством (его Морган считает началом перехода к варварству), мы действительно находим уже некоторые зачатки поселения деревнями, известную степень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество (без ткацкого станка) из древесного волокна, плетеные корзины из лыка или камыша, шлифованные (неолитические) каменные орудия» Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. — М.: Политиздат, 1982. — 238 с.[153, с. 25]. Видно, что Ф. Энгельс отнес все предметы быта и каменные орудия к средствам существования. Хотя, в этой же работе — в предисловии к первому изданию — Ф. Энгельс предметы питания, одежду, жилище и необходимые для этого орудия отнес к средствам жизни.

Несомненно, все можно отнести к средствам существования или к средствам жизни (по Ф. Энгельсу) или, точнее, к средствам существования, задействованным в существовании человека; терминологически — это общепринятое и типичное использование и сегодня. Но, как представляется, нам необходимо принципиальное уточнение и различение средств существования и условий существования. Условия, чуть далее, будут выделены как материальные и нематериальные условия.

При детализации потребляемых природных веществ для приведения внутренней среды в равновесность обнаруживается, что природные и иные используемые вещества можно различать как: (1) средства существования, предназначенные для актов непосредственного потребления (пища, вода), сохранения и целостности организма (одежда, жилище), то есть для биологической жизни и ее воспроизводства; и (2) условия существования, опосредующие акты потребления и предназначенные для обеспечения и содействия актов потребления, сохранения и целостности организма человека.

Значит, предметы быта, каменные орудия, очаг и т. п. представляют собой условия (существования), опосредующие акты

— 48 —

потребления — обеспечивающие и содействующие актам потребления. Также и само производство (земледелие, скотоводство, металлургия, строительство жилищ и т. п.) есть условие существование людей. Производство представляет собой способ обеспечения людей личными условиями существования, и затем (как последующий этап в процессе потребления) средствами существования для их непосредственного потребления — совершения актов потребления. Этот способ обеспечения, по сути, есть и способ преодоления зависимости человека от безразличия природной среды, и который выше отнесен к общему пониманию долженствующего и активного воздействия человека на природу. Условия, как следует, имеют функциональное предназначение, что для дальнейшего рассмотрения территориального коллективного проживания имеет принципиальное значение. Таким образом, уже приведенные обоснования позволяют различить понятия «средства существования» и «условия существования».

Развертывание в историческом процессе и с начала исторического процесса жизнедеятельности людей на всем географическом пространстве их проживания рассматривается — и далее в работе обосновывается — как непрерывный процесс формирования и совершенствования материальных и нематериальных условий для непрерывно-своевременной возможности разрешения исходного противоречия внутренней среды организма, его сохранения и целостности.

Диалектическое взаимодействие между живым организмом (человека) и природой, заключающееся в непрерывном движении рождения и разрешения исходного противоречия — между равновесностью и неравновесностью, понуждает человека к созданию в природной среде из ее веществ материальных условий, способных содействовать разрешению исходного противоречия независимо от колебаний природной среды, представляющих угрозу существования человека. Этому есть основание и в учении И. П. Павлова материалистическому по своему содержанию. Для нашей работы оно естественнонаучное обоснование связи между внутренней средой,

— 49 —

долженствующей самонастройку организма для обеспечения равновесности в природной среде, и природной средой, а именно и конкретно: развитие способностей человека к созданию материальных условий существования, как и само развитие условий человеком, следует рассматривать как одновременный исторический процесс развития его высшей нервной деятельности: условно-рефлекторных специализаций скелетной мускулатуры, речи и мышления. Бесспорно, учение И. П. Павлова и его научное развитие, имеет гносеологическое значение и для исследования коллективного территориального проживания.

Как выше обосновано, уравновешивание и, соответственно, формирование уравновешивающих условий во внешней среде из веществ внешней среды является физиологической устремленностью человека, обязанностью его организма. Готовых к потреблению средств существования в пределах шаговой доступности, в постоянно необходимом количестве и обладающих пищевыми характеристиками, соответствующими удовлетворительными для усвоения организма свойствами, в природной среде почти нет. Исключение составляют некоторые продукты питания растительного происхождения, не требующие усилий для их культивирования или обработки, вода, воздух, солнечная энергия и т. д. Эти исключения, в свою очередь, также неравномерно распределены на географическом пространстве земли. Климат и ландшафтные различия географической среды соответствуют своим природным закономерностям, независимым от присутствия человека.

Основные питательные вещества для поддержания биологического существования — равновесия организма человека — требуют для своего добывания и обработки физических и умственных усилий организма. Как отмечает И. П. Павлов: «Сколько надо разносторонних условных временных связей и общеприродных и специально-социальных, чтобы обеспечить себе достаточное и здоровое пропитание, а это все в основном корне условный рефлекс» Павлов Иван Петрович. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Издательство «Наука», 1973 г.[107, с. 489]. Разумеется, уже можно утверждать: историческая работа высшей нервной

— 50 —

деятельности по совершенствованию условно-рефлекторных движений скелетной мускулатуры в природной среде, как приспособительной деятельности, заключается в выработке многообразных навыков человека, которые и явились основой труда.

В аспекте взаимодействия человека и природы труд есть приспособление веществ и факторов внешней (природной) среды к нуждам человека, иначе — для доступности и своевременности актов потребления и сохранения. Ф. Энгельс, например, так выразил мысль об активном приспособлении природы человеком: «...Животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям...» Энгельс Фридрих. Диалектика природы. — М.: Политиздат, 1982. — XVI, 359 с.[152, с. 153]. Вполне вероятно, под целями следует понимать создание материальных условий обитания в природной среде, уравновешивающих существование человека.

Формированием материально-производственных условий существования человека обеспечивается непрерывность наличия (наличествования) питательных и защитных средств. Посредством труда человек, формируя условия, стремится к преодолению зависимости от природно-климатических и иных природных движений — колебаний внешней среды, — то есть к преодолению безразличия природной среды. Приспособление как уравновешивание, как способ уравновешивания, — это присущее свойство всего живого и, как видно, есть общее понимание способа взаимодействия живого как совокупной части со своим целым — природой. Поэтому приспособление для самосохранения есть долженствующая активность всякого живого существа, но которые, как свидетельствуют физиология и этология, различаются средствами и посредствами действия в природе и воздействия на природу.

Археология и этнографические исследования первобытных доземледельческих общин также свидетельствуют о многочисленных актах человеческой деятельности в начале исторического пути, так называемого периода присваивающей экономики, которые следует интерпретировать как первые приспособительные акты человека в природной среде.

— 51 —

Но также, дополняя положения предыдущей главы, приспособление как общесистемный способ уравновешивания для человека состоит и в упорядочивании поведения людей между собой по поводу потребления ресурсов природы. Приспособление происходит как единый процесс онтогенеза и филогенеза человека во взаимодействии с природной средой. С одной стороны, упорядочение поведения предстает как эволюция целесообразных условно-рефлекторных движений простого пользования внешней природой (в частности, по Ф. Энгельсу) в усложняемые целесообразные условно-рефлекторные движения, а именно:

  • приспособление движений как обработка веществ природы;
  • приспособление, а затем и производство из веществ природы предметов, которые используются человеком для получения из природы питательных веществ и предметов защиты. Под защитой в этом контексте понимается защита организма от погодных и климатических колебаний и угроз, и исходящих от иных живых существ.

С другой стороны, вещества безразличной природы (животный и растительный мир, природно-климатические явления, элементы и части ландшафтов), являющиеся веществами для прерывного и непрерывного потребления, и тем самым, определяющие постоянную зависимость человека, преобразуются целесообразными условно-рефлекторными движениями в предметы, зависимые от человека, удовлетворяющие потребности по мере необходимости (своевременно) и непрерывно.

Под прерывностью потребления, помимо свойства пищеварительной системы человека периодически принимать пищу, также подразумевается прерывность достаточного наличия готовых к потреблению питательных веществ. Питательные вещества должны быть добыты (произведены) в достаточном количестве и приготовлены как пища.

Таким образом, если природная среда обнаруживает себя (выступает) всеобщим условием разрешения исходного противоречия живой системы, то есть условием существования человека, но безразличным условием, то человек создает условия

— 52 —

своего собственного существования небезразличные, зависимые от человека — как посредство между человеком и природой. Образно говоря, создает в природной среде свой особенный «анклав» существования.

В ходе обосновывающих рассуждений логично появляются необходимые к раскрытию вопросы: о средстве, посредстве и результате уравновешивания внутренней среды человека с внешней средой в процессе его филогенетического развития, и о мере необходимого уравновешивания; о принципе и критерии развития материальных условий существования.

Несомненно, речь идет о равновесии организма человека — равновесности его внутренней среды как состоянии, означающем оптимально-удовлетворительную работу всех систем и органов организма, постоянство параметров внутренней среды, или, что то же, — гомеостатическое состояние внутренней среды, что в принципе и означает существование организма — существование самого человека. Уравновешивание, следовательно, а также в развитие ранее сформулированного, есть деятельность, во-первых, по приспособлению (самонастройке) организма к среде, во-вторых, по приспособлению среды для ее потребления и, в-третьих, само потребление с целью обеспечения и сохранения непрерывной равновесности внутренней среды организма человека, которое и есть долженствующий результат уравновешивания. Тем самым уравновешивание есть непрерывная деятельность организма.

Оптимально-удовлетворительная работа систем и органов организма, в контексте логики раскрытия, означает: осуществление актов поступления (потребления) необходимых и достаточных по количеству и качеству питательных веществ для осуществления обмена веществ в организме, режим своевременного поступления питательных веществ, режим энтропии и порядок других процессов, проявляющих равновесность и самовоспроизведение организма. И можно сформулировать очевидный вывод: мерой уравновешивания должна быть непрерывность оптимально-удовлетворительной работы систем и органов организма, то есть непрерывная

— 53 —

(непрерывно-своевременная) равновесность и сохранность организма человека.

Мера уравновешивания, тем самым, есть количественно-качественная характеристика равновесности организма, означающая оптимально-удовлетворительную работу внутренних систем и органов организма человека. Следовательно, результатом уравновешивания должно быть оптимально-удовлетворительное состояние равновесности. «Состояние» содержит в себе «меру», характеризующую внутреннюю среду как равновесную. И вполне ясно, что для каждого человека «мера равновесности» индивидуальна в силу физиологических специфик каждого организма.

Осуществленная логическая последовательность суждений позволяет полагать, что оптимально-удовлетворительная мера равновесности есть основание и содержание того, что в общественном проживании формулируется в понятиях благополучие, благоприятность или комфортность проживания.

Определенно, уравновешивающая деятельность — это и деятельность саморегуляции и самонастройка, которая осуществляется и как высшая нервная деятельность организма человека. «Саморегуляция физиологических функций — основной механизм поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне» Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник. — Изд. 12-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 478 с.[138, с. 41]. В схематическом плане: высшая нервная деятельность человека посредством органов чувств (как средств внешнего ориентирования) и работы скелетной мускулатуры, преобразует себя и работу мускулатуры для добычи и обработки веществ среды, необходимых для потребления и сохранности организма, в труд. Преобразование (как приспособление) скелетной мускулатуры выступает существенным элементом процесса онтогенеза и филогенетического эволюционного развития организма.

Из обоснований и положений предыдущей главы и физиологии человека следует, что акты человеческой жизнедеятельности являются функциями организма, и функции организма долженствующим образом (силой-инстинктом) направлены на обеспечение равновесности и сохранности

— 54 —

организма. Также эволюция условно-рефлекторных движений (в контексте данной работы) определена как развитие приспособительной деятельности человека, предшествующей труду и развивающаяся как труд началом добычи для (и) обработки веществ природы в орудия и предметы. Тем самым определяется, что рабочим органом условно-рефлекторных движений выступает рука человека, которая реализует свои функции в деятельности. Под актом деятельности в данном контексте понимается деятельность (работа) органа организма — руки (части скелетной мускулатуры), по воздействию на предмет или фактор природной среды для его приспособления обработкой к непосредственному потреблению либо приспособления какого-либо вещества природной среды как средство-орудие для более результативного воздействия на вещество для его потребления.

Например, о роли руки и орудия производства в жизни человека Г. Гегель замечает: «Рука есть тот великий орган, которым не обладает животное, и то, что я охватываю им, может само стать средством, которым я хватаю дальше...» Гегель. Философия права. Соч., т. VII. М. — Л., 1934.[45, с. 80]. И, в контексте исследуемой темы функции руки по выполнению простых безусловных рефлексов организма не рассматриваются.

Рука есть рабочий орган организма, предназначенная для выполнения функции по обеспечению организма (как целого) уравновешивающими веществами природы, и иначе, веществами для разрешения исходного противоречия внутренней среды организма и защиты (сохранения) организма. Рука выступает для организма средством добывания веществ природы и, также, посредством, обеспечивающим связующую деятельность между организмом и окружающей природой.

Если действия рабочего органа — руки есть функция организма, то и средство — вещество природы, приспособленное (обработанное) как орудие или приспособление для добывания, защиты и потребления питательных и защитных веществ есть функционирующее орудие или приспособление — орудие или приспособление как предметное (материальное) условие,

— 55 —

выполняющее набор функций. То есть орудие или приспособление создаются как существенное условие жизни (существования) — материальное условие, способствующее, прежде всего, достаточности и своевременности потребляемых средств существования и сохранности организма человека.

Наличие, в частности, у первобытных людей орудий и приспособлений, их усовершенствование и производство становится условием существования, выживания и безопасности. Также и всякое устраиваемое и приспосабливаемое первобытными людьми территориальное место для их пребывания в виде временной или постоянной стоянки выступает местом физического существования, где первобытные люди удовлетворяют свои нужды по производству и воспроизводству своей жизни, сохраняют себя от неблагоприятной погоды, физических угроз и т. п. Тем самым места временного и постоянного пребывания выступают материальным условием существования первобытных людей. Существование в форме жизнедеятельного проживания или жизнедеятельности, реализуемое как акты жизнедеятельности, например, устройством стоянки, на стоянке, улучшением стоянки и тому подобное, направлены на создание условий производства и воспроизводства человека, то есть, опять же, на существование. И первобытная стоянка как условие существование, следовательно, выполняет функцию обеспечения существования.

Материальное условие, как видно, выполняет функцию, имеет функциональное предназначение. Несомненно, то, что сказано как пример об орудии и стоянке, как наличествующих условий для выполнения функций, относится ко всякому жизнедеятельному акту по созданию условий, способствующих равновесию организма. Таким образом, люди создают функционирующие условия, обеспечивающие производство и воспроизводство человека. Становится очевидным, что условия, как функционирующие условия, есть функционирующие блага — блага, способствующие и обеспечивающие существование на территории обитания первобытного человека. Соответственно, как следует из обоснований, под условием понимается

— 56 —

не условие в широком значении жизненных обстоятельств и природных факторов, а конкретные блага, создаваемые трудом для выполнения функций способствования (содействия, обеспечения) существованию (жизнедеятельности) человека и коллектива людей.

Итак, под материальным условием существования понимается созданный человеком из веществ (ресурсов) природной среды материальный предмет, устройство, и под нематериальным условием — организующее правило поведения, и в совокупности с воздействующими физическими и умственными усилиями или трудом используемое для непрерывного способствования (содействия и обеспечения) существования коллектива и человека в коллективном существовании. Иначе, условие есть предмет, устройство или правило в единстве с человеческими усилиями, создаваемое и действующее (как благо) для способствования существованию — производству и воспроизводству человека. Условие предназначено для выполнения функции — есть функционирующее условие или благо и предназначено для благоприятствования человеческого существования.

Условия представляют собой, как следует из определения, устройства, которые создаются, как в материальном, так и в нематериальном (организационном) виде. Исторически первоначальные материальные условия функционального предназначения можно систематизировать на:

  • условия в виде орудий и приспособлений для производства (добычи) пищи (питательных веществ) и производства орудий труда;
  • условия в виде устройств, орудий, приспособлений, сохраняющих организм от климатических колебаний и охраняющих от физических угроз внешней среды. Это, как свидетельствует археология, стоянки в различном виде для временного или длительного пребывания, очаги, шкуры животных, хранилища запасов и т. п.;
  • условия в виде предметов быта первобытных людей, непосредственно способствующих актам потребления питательных веществ и иным актам производства и воспроизводства жизни.

— 57 —

Следовательно, материальные условия опосредуют потребление средств существования либо потребляются. Например, жилье можно отнести к материальному условию, так как жилье способствует (содействует) производству и воспроизводству человека, и, как установлено, выполняет функцию обеспечения существования. Но также, даже в большей мере, жилье относится и к средству существования, которое потребляется организмом человека как поддержание сохранности и целостности организма, и, по сути, — потребляется сохранением для организма температурного режима и обеспечением безопасности от природных и иных угроз. Потребление жилья (его защитных свойств) — обязательный элемент или составляющая равновесности внутренней среды организма и целостности организма человека.

Нематериальное условие в организационном виде представляется как упорядочивание и упорядоченность отношений между людьми внутри коллектива и действий, в частности, первобытного коллектива в природной среде по добыванию пищи, и обеспечения сохранности (безопасности). Очевидно, что такое упорядочивание есть долженствующее — обязательное (необходимое) упорядочивание, и не только внутриколлективное, но также вырабатываемое индивидуально для способствования (как условие) индивидуального потребления и сохранения внутри и посредством коллектива. И подробнее это будет рассмотрено позже.

Индивидуальные естественные физиологические различия организмов мужчины и женщины, ребенка и взрослого человека; также индивидуальные особенности (отличия) работы внутренних систем и органов организма, генетические отличия, а также приобретение каждым последующим поколением (как процесс филогенеза) разных объемов материальных условий и накопляемых навыков, формируют разнообразие элементов долженствующего поведения людей для разрешения исходного противоречия; этим же обосновывается и различия в требуемых количествах и качественных характеристиках питательных и иных веществ для потребления как актов

— 58 —

разрешения исходного противоречия. Тем самым различная половая и возрастная структура коллектива, режимы отдыха, охоты, приема пищи, различия в объемах пищи, уход за детьми и больными, накопление навыков и опыта, погребение и тому подобное требуют, как видно, упорядоченности и организации такой упорядоченности посредством выработки правил поведений в коллективе и действий во внешней среде. Организационная функция одновременно есть уравновешивающая функция и, как следует из сказанного, и есть нематериальное условие коллективной жизнедеятельности.

По второму поставленному вопросу о принципе и критерии развития условий существования формулируется очевидный, исходя из изложенных обоснований, ответ — это способность создаваемого материального или нематериального условия выполнять функцию обеспечения жизнедеятельного существования человека. Нет функции для существования — нет материального или нематериального условия. И, как следует, формирование функционирующих условий есть долженствование — движение долженствования (можно — долженствующей необходимости) — организма к уравновешиванию и сохранению; необходимое же потребление организмом результатов функционирования есть равновесность и сохранность организма. Для этого высшая нервная деятельность человека обеспечивает корреляцию (как имманентное требование) долженствования внутренней среды к постоянству через создание соответствующих во внешней среде постоянных и непрерывно функционирующих условий, и которые в процессе эволюции коллективного существования образуют материальную основу среды коллективного (общественного) территориально локализованного проживания.

Исходя из изложенных обоснований, можно сказать, что своего рода «геном» эволюционирующей среды проецирует фенотип человека. Человек формирует материальные и иные условия, уравновешивающие внутреннюю и внешнюю среду для поддержания внутренней среды в равновесности. И, уже вполне видно, равновесность и сохранность организма

— 59 —

выступает в общественном проживании биологическим содержанием понятия благополучия или благополучного проживания человека.

Как ранее было обосновано, человек, создавая материальные условия, преодолевает зависимость от колебаний (безразличия) природной среды — всеобщего условия разрешения исходного противоречия внутренней среды организма, и тем самым, опосредует разрешение исходного противоречия — конкретного проявления общего противоречия между частью (человеком) природной среды и целым (природной средой) — созданием зависимых от человека условий существования. Создавая материальные условия существования, люди специализируют и совершенствуют труд и совершенствуют орудия труда, в том числе и другими орудиями труда, которые также есть материальные условия. Материальные условия развиваются как простые и сложноустроенные, но последнее будет рассмотрено далее.

Стремление преодолеть зависимость от прерывного (прерывающегося) добывания средств существования и перейти к непрерывному обеспечению средствами существования (питательных веществ и предметов сохранности) означает непрерывно-своевременную возможность разрешения исходного противоречия внутренней среды организма актами потребления, что в результате исторического развития достаточных материальных условий должно означать своевременность разрешения противоречия — преодоление зависимости. Результатом преодоления зависимости от колебаний (угроз) природной среды, как долженствует исходное противоречие, должен быть переход к состоянию непрерывной равновесности внутренней среды организма и сохранность организма. Можно сказать, что непрерывная равновесность и сохранность в некотором долгом периоде проживания (существования) есть идеальное или, точнее, гипотетическое состояние организма человека — самого человека. А человек как система есть, все-таки, открытая — к природе и общественной среде — система.

— 60 —

Как свидетельствует историческая практика общественного развития, формирование материальных условий и их совершенствование есть непрерывный процесс. Это есть и непрерывный процесс преодоления — непрерывного достижения и движения к равновесности. Историческая непрерывность преодоления и движения к равновесности, как суть исторической практики общественного развития, есть постоянный и непрерываемый процесс существования человека.

Но логика долженствования также такова, что в процессе преодоления своей зависимости от колебаний природной среды, человек развивает для себя другую зависимость. Это уже зависимость от сформированных и развивающихся материальных и нематериальных условий собственного и коллективного существования. Человек подчиняется условиям и встраивает их в свой образ жизни. Очевидно, что уравновешивающие условия, то есть условия, обеспечивающие своевременность и достаточность потребляемых средств существования, есть смысл деятельности человека. Существование в непрерывном равновесии (равновесности), как сказано, есть идеальное и гипотетическое существование. Именно этим долженствующим стремлением обусловливается зависимость человека от создаваемых материальных и иных условий существования. Несомненно, что домашний очаг, обработанное для посева поле, орудия труда, одомашненные животные, накапливание пищевых и иных запасов и далее тому подобное, — выступают необходимыми материальными условиями существования, и существование человека уже зависит от созданных условий.

Доказательства убеждают, что стремление человека к уравновешивающим условиям существования для обеспечения возможности непрерывного потребления и целостности (сохранности) организма, определяемое как стремление к благополучному проживанию, благополучной жизнедеятельности и иному оптимально состоянию, не есть стремление и отношение субъективное в значении случайного или предвзятого, а есть долженствующее стремление, выражаемое в действиях (поведении) человека.

— 61 —

Таким образом, во-первых, создавая, прежде всего, материальные условия существования, человек преодолевает прерывность наличия питательных веществ для их своевременного потребления и, соответственно, обеспечивает условия для равновесности и сохранности организма, и тем самым преодолевает зависимость от безразличия внешней природной среды; во-вторых, в процессе преодоления зависимости существования от колебаний природной среды — безразличия природы, человек (общество) развивает зависимые материальные и иные условия существования, которые развивают (в общественном проживании) для человека новую зависимость: зависимость от материальных условий собственного существования.

По мере развития или приспособления к окружающей (природной и социальной) среде, как процесс преодоления зависимостей, человек (общество) распознает все новые и новые зависимости — угрозы равновесности, которые он преодолевает. И такой процесс пока непрерывен.

— 62 —

Литература:

  1.  Бурдьё П. Начала. Choses dites: Пер. с фр./Pierre Bourdieu. Choses dites. Paris, Minuit, 1987. Перевод Шматко Н. А./ — М.: Socio-Logos, 1994. — 288 с.
  2. 12345 Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  3.  Гегель. Философия права. Соч., т. VII. М. — Л., 1934.
  4.  Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. I. — М.: Политиздат, 1980. — VI, 640 с.
  5.  Павлов Иван Петрович. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Издательство «Наука», 1973 г.
  6.  Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник. — Изд. 12-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 478 с.
  7.  Энгельс Фридрих. Диалектика природы. — М.: Политиздат, 1982. — XVI, 359 с.
  8.  Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. — М.: Политиздат, 1982. — 238 с.