Васильев С. А. «Концепция среды территориального коллективного проживания»

В начало книги и к оглавлению

§ 3.6. Механизм функционирования коллективного условия и труд

Итак, продолжая рассмотрение процесса преобразования благ, труд как способ обеспечения существования, создает средства и условия существования (блага, «опредмеченные» потребности); соответственно, результаты труда в условиях постоянно разделяемого труда в коллективном проживании предназначаются к обмену между людьми.

В этом плане, во-первых, любой обмен первичными благами или на первичные блага, обеспечивающий потреблением благ производство и воспроизводство человека, есть

— 151 —

долженствующий обмен или долженствующие действия людей, направленные на установления взаимоотношений по поводу обмена. Во-вторых, сохранение (целостность) коллектива есть другая сторона и условие производства и воспроизводства человека; поэтому материальное обеспечение целостности, производства и воспроизводства человека требуют не только преодоления трудом прерывности наличия средств и условий существования, но и чтобы обмен результатами труда, как минимум, соответствовал объему благ, достаточным для производства и воспроизводства человека.

«Сбои» индивидуально-коллективных долженствующих взаимодействий по поводу существования (проживания) человека, как то: невозможность реализации трудовой деятельности — способа обеспечения существования, несоблюдение в обществе соразмерности объемов индивидуального труда и эквивалентности их результатов при обмене на первичные средства и условия существования в объемах достаточных для производства и воспроизводства человека, — есть нарушение смысла коллективного существования. Очевидно, что эти «сбои» представляют собой развивающиеся противоречия в коллективном существовании. А коллективное существование, как обосновано, выступает посредством индивидуального существования во взаимодействии с природной средой. В аспекте же взаимодействия человека и коллективной (социальной) среды в виде совокупности материальных и нематериальных условий существования, противоречия проявляются в невозможности человеком осуществлять уравновешивающую собственное существование деятельность, то есть преодолевать нужды организма или, иначе, удовлетворять потребности производства и воспроизводства в коллективном проживании.

В практике коллективного проживания невозможность посредством трудовой деятельности обеспечивать собственное существование определяется термином «недоступность» к первичным благам, что также означает невозможность частью сообщества результаты своего труда преобразовывать

— 152 —

путем обмена на коллективные блага в индивидуальные блага. Поэтому, в-третьих, развивающиеся противоречия в долженствующих взаимодействиях уравновешиваются посредством функционирующих нематериальных условий коллективного существования.

Функционирование нематериальных условий, как ранее обосновано, представляет собой деятельность по упорядочению (регулированию) — выработке, закреплению и соблюдению организующих правил индивидуального и коллективного поведения, а также упорядочиванию и развитию коллективных материальных условий, и по их преобразованию в индивидуальные блага. Совокупность упорядочивающих действий, следовательно, есть административно-управленческая деятельность или административно-управленческое нематериальное условие. Так как всякое условие, благо, должно обеспечивать или содействовать существованию, и в этом их функциональное предназначение, то, соответственно, и административно-управленческое функционирование направлено, по сути, на уравновешивание коллективного существования. Уравновешивание и есть предназначение административно-управленческого функционирования в форме упорядочения.

Достижение и сохранение непрерывной (устойчивой) равновесности в коллективном существовании требует непрерывного уравновешивания в форме деятельности по упорядочению (регулирования) соразмерности коллективных благ, труда и взаимодействий. И, как следует из формулируемой логики и последовательности раскрытия, совокупность функционирующих нематериальных условий коллективного существования, несомненно, должна быть объективирована в «ощущаемую» в практическом восприятии форму. Такой объективированной общей формой выступает административно-управленческое учреждение, деятельность которого заключается в практическом упорядочении отношений (взаимодействий) в коллективном существовании и удерживании упорядоченных отношений.

— 153 —

Раскрывая содержание и механизмы функционирования коллективных условий существования (благ), следует вновь обратиться к составляющим условия: человеку и труду. Такое обращение требуется для выявления противоречия, которое предварительно обнаруживает себя во внешне видимой двойственности человека и его труда. Как уже очевидно, труд как сила человека, заставляющая функционировать коллективное материальное или нематериальное условие, есть труд для других, который одновременно есть труд для себя, как способ обеспечения существования.

Еще Г. Спенсер, рассуждая на тему развития регулятивного аппарата в социалистическом строе, указал, по нашему мнению, на двойственный характер индивидуального труда: «Благодаря спросу и предложению и желанию обеспечить себе средства к жизни путем служения нуждам прочих, естественно слагается этот удивительный порядок вещей...» Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские /Пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. — Мн.: Современ. литератор, 1999. — 1408 с. — (классическая философская мысль).[130, с. 1375]. И как мы полагаем и рассматриваем, такое положение человека-трудящегося — в процессе функционирования условия, который также означает и процесс материального производства, — указывает на двойственный характер конкретного труда.

Двойственный характер труда выявляет противоречие экономического поведения человека в общественном проживании — в экономических отношениях с обществом, прежде всего, что, в свою очередь, свидетельствует о двойственном характере (статусе, положении) человека: человек для себя и человек, можно сказать, для других как часть (единица) общества. Эта двойственность обусловлена, как ранее рассмотрено, биологической и общественной природой человека.

При этом мы не рассматриваем обозначенную двойственность характера труда с позиции марксовой трудовой теории стоимости, где, с одной стороны, труд как конкретный труд, выступает создателем потребительной стоимости, и, с другой стороны, тот же труд, как абстрактный труд, выступает создателем стоимости. Также мы не рассматриваем двойственность труда в рамках сторон основного противоречия товарного

— 154 —

производства: противоречия между общественным характером труда и его обособленностью, которое разрешается на рынке. Как представляется, именно такое рассмотрение труда приводит в познавательном процессе к «выпадению» человека — его биологической природы, в том числе обусловливающей его экономическое поведение — из процесса труда, и приводит к постоянно витающей в практических рассуждениях и даже публичных документах позиций, свидетельствующих о закреплении понимания отчуждаемости труда от человека.

Например, в утвержденной Правительством РФ (распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р) Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года изложено: «Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Правительством РФ: распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р. www.government.ru/content/government...doc[72]. В свою очередь, как видится, такое формализованное низведение человека до объекта-фактора экономического роста и приводит к необоснованному восприятию и позиционированию человека по отношению к экономической и социальной практике и «обострению» различения объективного — общественной практики, и субъективного — человека и его поведения.

Автор же в своих рассуждениях исходит из понимания очевидной практической деятельности, что каждый конкретный труд в жизнедеятельном пространстве каждой локализованной проживанием территории имеет конкретное место своего действия; соответственно и человек, как трудящийся человек, осуществляет свой неотчуждаемый труд в конкретном месте. Таким местом в жизнедеятельном пространстве выступает то или иное функционирующее коллективное материальное или нематериальное условие существования (благо), которое, в свою очередь, обеспечивает людей благами или способствует потреблению не только первичных благ (средств существования и индивидуальных условий), но и не первичными благами, появляющимися и развивающимися в ходе

— 155 —

общественного исторического процесса. Каждый конкретный труд и человек обнаруживают себя как составляющие и неделимые части структуры коллективного условия, в котором человек трудом — своей целесообразной деятельностью — воздействует на предметную часть структуры условия и заставляет функционировать всякое коллективное условие существования. В излагаемых контекстах с формулировками «заставлять функционировать благо» и «создавать функционирующее благо» понимается одно и то же в значениях непрерывной деятельности.

Своим конкретным трудом человек, во-первых, обеспечивает собственное для себя биологическое и общественное существование и одновременно, во-вторых, создает этим трудом коллективное функционирующее благо (образование, здравоохранение и т. п.) или предметность, вещь для другого коллективного или индивидуального условия, то есть для других. Именно в функционирующем условии человек своим трудом — личным средством — зарабатывает для себя и своей семьи средства существования и индивидуальные материальные условия.

Более того, коллективное условие, в котором применяется личное средство человека в неотъемлемом единстве с человеком для своего функционирования для сообщества, само выступает одновременно для человека посредством, в котором он своим личным средством обеспечивает свое и семьи существование. То есть, человек «входит» в посредство (условие) — место своей деятельности, чтобы использовать свой способ обеспечения существования и заработать соразмерный объему труда и необходимой достаточности доход (заработную плату). Либо человек создает своим капиталом (денежными, материальными, трудовыми ресурсами) какое-либо производство, относящееся в рассматриваемом познавательном плане к какому-либо виду материального условия существования, для получения дохода на капитал. Например, на это указывает и положение об объеме труда у А. Смита: «Человек всегда должен иметь возможность существовать своим

— 156 —

трудом, и его заработная плата должна по меньшей мере быть достаточной для его существования. Она даже в большинстве случаев должна несколько превышать этот уровень; в противном случае ему было бы невозможно содержать семью...» Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэкгиз, 1962, 677 с.[129, с. 65–66]. По сути, стремление наемного трудящегося и частного предпринимателя с позиции труда как деятельности по производству средств и условий существования для себя и своей семьи, то есть как средства и способа обеспечения существования, одинаковы.

Итак, в нашем представлении, двойственный характер труда, заключается в том, что в одно и то же время и в одном и том же месте человек осуществляет труд для себя и труд для других, во-первых. Во-вторых, двойственный характер труда соответствует двойственности экономического положения (статуса) человека в общественном проживании: человек-трудящийся для себя и тот же человек-трудящийся с определенной профессией и должностью — для других (для общества). Двойственность человека, обнаруживаемая в двойственном характере труда, в свою очередь, обусловлена биологической и общественной природой человека, то есть двойственностью природы человека.

Само стремление человека трудом обеспечить себя и семью жизненными средствами есть непрерывное стремление к разрешению противоречий внутренней среды организма — удовлетворению нужд организма. И коллективное условие — место процесса труда, есть место, где человек реализует стремление к обеспечению жизненными средствами (средствами и условиями) существования, и, следовательно, коллективное условие выступает для человека и общественной предпосылкой к постоянному разрешению с непрерывной периодичностью возникающих противоречий его внутренней среды организма. С позиции биологической природы человека, стремящейся к равновесности, это также означает, что человек посредством труда стремится к соразмерности труда доходу и наоборот — дохода труду — для получения соразмерного объема благ. И действия по достижению обозначенной соразмерности

— 157 —

с позиции биологической природы человека представляются как уравновешивающие действия человека в коллективном проживании. В этом понимании, представление коллективного материального условия (коллективного блага) как о предпосылке индивидуального блага, означает, что коллективное условие есть место, где человек посредством труда стремится к получению средств к существованию. При этом средства к существованию в своем объеме не обязательно могут быть достаточными для существования.

Именно в коллективном условии, как предпосылке личного блага, и более широко — личного благосостояния, человек, трудясь, обнаруживает соразмерность или несоразмерность своего труда доходу и, соответственно, дохода — объему индивидуальных жизненных благ, достаточных для его и семьи существования. Соразмерность или несоразмерность, в свою очередь, обнаруживаются в эквивалентности или неэквивалентности дохода объему благ. Мы пока опускаем вопрос количественно-качественных значений объема благ достаточных для существования. Как убеждает ход рассуждений, соразмерности или несоразмерности объема труда доходу и соответствующая соразмерность или несоразмерность объему благ свидетельствуют о наличии потенциального и периодически возникающего противоречия между трудящимся для себя и трудящимся для других — для общества.

С одной стороны, несоразмерность труда доходу или дохода труду обнаруживает противоречие недопотребления: потребляемый объем благ не удовлетворяет или не разрешает нужды человека в общественном проживании. С другой стороны, сама несоразмерность труда доходу или дохода труду обусловливает развитие противоречий — нужд человека, и которые в общественном проживании проявляются и трактуются как недоступность человека к приобретению и потреблению первичных жизненных благ. И можно утверждать, это системное противоречие между биологической и общественной природой человека, «скрывающееся» и во многом разрешаемое уже как экономическое противоречие в самом коллективном условии,

— 158 —

где и осуществляется процесс труда, и где посредством общественного труда человек стремится разрешать противоречие внутренней среды живой системы — своей биологической природы.

Долженствующее стремление человека к соразмерности труда доходу и, соответственно, благам есть и стремление, движение (деятельность) по преодолению жизненных препятствий (условий) как движение к разрешению противоречия; это есть и разрешение нужд человека как постоянное свидетельство разрешения системного экономического противоречия между человеком и обществом. Стремление к соразмерности реализуется человеком на практике, как правило, через увеличение количества труда либо повышение его качества посредством повышения своего профессионального уровня и карьерного роста, либо человек осуществляет поиск другого вида коллективного условия, где наиболее очевидна (ощущаема) соразмерность труда доходу или дохода труду; либо человек создает новый вид труда с новым результатом для общества, и на основе новой специализации труда может быть сформировано новое коллективное условие. Такое стремление к соразмерности через развитие труда относится к деятельности человека по развитию собственного процесса труда — для себя и для себя посредством для других — внутри коллективного материального и нематериального условия. И что важно, трудовые устремления трудящегося также ведут к положительному развитию функционирования коллективного условия в целом.

Таким образом, как следует из обоснований, проявляющееся в несоразмерности труда доходу противоречие — недопотребление, как и несоразмерность труда доходу, проявляющееся в недопотреблении, обусловливают направленность экономического поведения человека-трудящегося — к достижению соразмерности труда доходу и благам для себя посредством развития труда (процесса труда) для других. Направленность экономического поведения человека в коллективном проживании к соразмерности — преодолению

— 159 —

несоразмерности — своим биологическим основанием имеет долженствующее стремление к равновесности организма. Но это одна сторона экономического поведения человека. Другая сторона экономического поведения человека и его направленности — это стремление к удерживанию соразмерности труда доходу и благам, имеющим своим биологическим основанием долженствующее стремление к удерживанию равновесности или, можно сказать, непрерывному удерживанию преодоленности противоречия.

Невозможность преодолеть несоразмерность в виду отсутствия соответствующего на территории проживания объема экономической деятельности или в рамках действующих в коллективном проживании отношениях распределения и обмена означает невозможность преодолеть нужды — противоречие, что должно рождать конфликт между человеком и действующей в коллективе упорядоченностью отношений.

Итак, экономическое поведение человека, осуществляемое, по сути, как трудовая деятельность в каком-либо материальном или нематериальном условии, характеризуется двумя направлениями своих устремлений: преодоление несоразмерности и удерживание соразмерности, которые осуществляются для себя посредством труда для других. Несомненно, трудовое поведение человека-трудящегося в функционирующем коллективном условии для других говорит о том, что всякое коллективное условие есть активно функционирующая составляющая как часть коллективной (общественной) жизнедеятельности на территории проживания.

Таким образом, нами выявлена двойственность экономического поведения человека в коллективном условии; двойственность, которая, по существу, представляет собой биолого-социальный механизм активного реагирования человека на неравновесности собственного существования в коллективном проживании.

— 160 —

Литература:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Правительством РФ: распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р. www.government.ru/content/government...doc
  2. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэкгиз, 1962, 677 с.
  3. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские /Пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. — Мн.: Современ. литератор, 1999. — 1408 с. — (классическая философская мысль).