Публикация:
Васильев С. А. Основополагающие условия среды территориального коллективного проживания. // Теория и практика государственного и муниципального управления: Сборник научных трудов. Вып. 5. — Тюмень: РИО ТюмГАСУ, 2011.

декабрь 2011 г.


Основополагающие условия среды территориального коллективного проживания


Действуя долженствующим образом в природной среде, люди создают материальные и нематериальные (организационные) условия, обеспечивающие, прежде всего, производство и воспроизводство, то есть свое существование. Под материальными и нематериальными условиями существования (проживания) понимаются функционирующие посредством труда общественные блага в виде материальных объектов и благопроводящих учреждений (организационных структур) для непрерывного обеспечения и способствования:

  • удовлетворению первичных материальных потребностей людей;
  • физиологическому и адаптационному процессу индивидуального проживания;
  • воспроизводству населения.

Совокупность этих условий и складывающихся отношений по поводу существования на территории коллективного проживания в общественно-историческом процессе формируется как среда территориального коллективного проживания Васильев С. А. Среда территориального общественного проживания и ее структурирование. // Теория и практика государственного и муниципального управления: Сборник научных трудов. Вып.4. — Тюмень: РИО ТюмГАСУ, 2010. — с. 114–120.[1, с. 117]. Как считает автор, понимание этой среды расширяет понимание общественной среды в целом.

Непрерывно формируемые в историческом процессе общественного развития материальные условия и средства существования, а также складывающиеся в этом процессе отношения по поводу существования (проживания), образуют собой всевозрастающую и усложняющуюся совокупность условий, жизнедеятельных связей и взаимосвязей. Этот исторический процесс актуализируется в общественном сознании как развитие общества.

И зачастую, по мнению автора, познавательный процесс того или иного периода или элемента (связи) развития общества не выявляет «скрывающиеся» в таком периоде или элементе исторические предпосылки самого существования общества. Речь об исторически изначальных предпосылках развития обществ — основополагающих условиях существования человека, которые присутствуют постоянно и действуют непрерывно в каждом историческом моменте существования людей, и рассматриваются автором как основополагающие условия формирования, развития и сохранения целостности среды территориального проживания.

В историческом плане самым первым материальным основополагающим условием существования человека был сам коллектив первобытных людей — стадо, предшествующее протообщине и общине. Именно такой вывод следует из археологических и антропологических открытий и исследований первобытных стоянок и человека, этнографических исследований первобытных протообщин. Тем самым можно признать, что коллектив людей есть основополагающее условие существования каждого человека на всем протяжении исторического существования людей.

Вторым материальным и основополагающим условием существования, как очевидно, следует признать территорию географического места: сначала временного, а затем и постоянного пребывания и проживания людей. Совершенствование производства материальных условий и развитие производства средств существования (одомашнивание животных и земледелие) ведут человека к оседлой организации существования и территории обитания все более обустраиваются как территории постоянного проживания. И затем, в ходе исторического развития различных обществ, территории проживания приобретают политико-административный статус как юридически оформленное или иначе закрепленное земельное пространство. Но в политэкономическом контексте автор исходит из обоснований основополагающих условий как природно-первичных. Поэтому постоянное проживание какой-либо численности людей, объединенных отношениями для единого и совместного проживания, предполагает наличие территории как естественного условия постоянного проживания независимо от формирования или неформирования в ходе исторического процесса прав на территорию для проживания.

Третьим материальным и основополагающим условием индивидуального и коллективного существования является природно-потребительский потенциал территории обитания, а затем и территории проживания. Именно природно-потребительский потенциал является источником пищи, одежды, средств защиты и сохранности организма. И именно трудом человек из ресурсов природы формирует материальные (производственные) условия существования, обеспечивающие человека первичными средствами и коллективно-индивидуальными условиями существования. Развитие материальных условий существования формируют природно-экономический (экономический) потенциал территории проживания.

Четвертыми основополагающими условиями существования, также первичными и нематериальными, как их представляет автор, выступают, во-первых, правила отношений между людьми в коллективном существовании — нормы упорядоченного (уравновешивающего) поведения в форме обычаев, ритуалов, формируемые и развиваемые, закрепляемые и передаваемые другим поколениям как навыки общения, отношений и взаимодействий в общежитии или культурные традиции. Правила отношений, передаваемые в общераспространенном понимании как культурные традиции, вырабатываются и передаются как нормы саморегуляции коллективного существования — долженствующие природой человека условия сохранения целостности (единства) коллектива и, тем самым, индивидуального сохранения. Во-вторых, к основополагающим условиям относятся трудовые навыки как физические, так и умственные: их формирование, развитие и передача новым поколениям, и навыки бытовой деятельности. Переходящие посредством воспитания и образования, вновь сформированные и развиваемые каждым новым поколением традиции коллективного проживания, трудовые навыки и навыки бытовой деятельности, воплощаемые в материальных объектах и предметах, в обычаях, ритуалах, языке, религиозных чувствах, письменности, искусствах, воззрениях, знании, а также иных, упорядочивающих и развивающих коллективное существование правилах, определяются как культурное наследие. В изложенном значении культура среды представляется и как способ самосохранения человека через сохранение целостности (единства) коллективного существования.

Автор обосновывает и опирается в рассуждениях на понимание, что основополагающие условия являются также системообразующими условиями среды, в рамках которых развиваются коллективные и индивидуальные материальные и коллективные нематериальные условия существования, обеспечивающие и способствующие равновесности (сохранению целостности) живой системы — организма человека. И именно того объема или части (доли) равновесности, как рассматривает автор, обеспечение и поддержание которой зависит от развивающегося в ходе онтогенетического и филогенетического развития человека способа обеспечения существования — труда. В логике обоснований автор представляет равновесность живой системы-человека для социальной жизнедеятельности как биологическое основание содержанию понятия «благополучие» или «благоприятность».

Условия формируются как материально-организационная основа биосоциального равновесного существования человека во взаимодействии, прежде всего, с природной средой на всем протяжении исторического процесса развития человечества. Поэтому, такими условиями могут быть только материальные и нематериальные условия, создаваемые как необходимые, как понуждаемые природой человека, то есть условия, обеспечивающие и способствующие непрерывному уравновешиванию существования человека с окружающей средой, в том числе и в коллективном существовании (проживании). В этом представлении условий, как необходимо формируемых, автор усматривает диалектику развертывания равновесного онтогенетического и филогенетического существования живой системы-человека в окружающей среде; или: развитие существования человека в коллективном проживании посредством развития, как филогенетический процесс, коллективных материальных и нематериальных условий существования. Развитие и воспроизводство коллективных условий существования есть условие равновесного существования, к которому непрерывно и долженствующим образом стремится человек, то есть к благополучию, материальным отражением которого выступает индивидуальное благосостояние — совокупность индивидуальных средств и материальных условий проживания.

Далее, в продолжение раскрытия формирования коллективных условий. В общем организационно-производственном и практическом виде материальное условие формируется как локализация некоторого объема специализированной деятельности для создания (как функция деятельности) востребованного людьми блага для обеспечения и содействия индивидуального существования. И такое благо может быть вновь созданное или уже используемое, но совершенствуемое благо, как в части каждой из своих составляющих, так и в части функциональной направленности. Результатами деятельности (функционирования) материальных условий, выступают:

  • либо средства существования;
  • либо само функционирование в контактах непосредственного преобразования коллективного блага в индивидуальное благо (например, лечение-здоровье, образование-образованность);
  • либо материальная предметность блага для другого функционирующего коллективного условия в рамках установившейся специализации;
  • либо предметность (вещь) для индивидуального материального условия.

Зарождение и развитие материальных и нематериальных условий существования, по мнению автора, особенно наглядно продемонстрированы в работах Н. Макиавелли, Л. Моргана, М. Вебера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Гумилева, Л. В. Милова. Несомненно и то, что описания и исследования различных исторических событий развития обществ, исторические хроники, археологические и этнографические открытия и исследования, хронологии географических и научно-технических открытий, представленные в многочисленных трудах, можно рассматривать как описания процессов формирования и функционирования материальных и нематериальных условий существования и расширения источников средств существования в ходе исторического процесса развития обществ.

Развивающиеся нужды (или потребности — в социальной организации существования) людей как в филогенетическом процессе, так и в более суженной практике, например, ростом населения, понуждают к формированию в коллективном взаимодействии коллективных условий как специальной деятельности, как средства и посредства для непрерывной возможности производить средства существования — для разрешения нужд каждого. Однородные нужды людей вынуждают к действию и совместному взаимодействию по их преодолению, а именно, по формированию материального и нематериально-организационного условия, преодолевающего (разрешающего) обозначенным образом нужды.

Показательны и убедительно прослеживается необходимость и процесс формирования материальных и нематериальных условий в описаниях развития городов, хозяйственных и политических отношений в городском проживании у М. Вебера: «Ясно, что, где есть бург, там добровольно поселяются или привлекаются ремесленники для удовлетворения потребностей господского хозяйства и дружины, что необходимость в продуктах для этого хозяйства, а также оказываемая им защита привлекает торговцев; ясно, что и сам властитель бурга заинтересован в привлечении этих классов общества, так как это влечет за собою увеличение денежных поступлений, достигаемое посредством обложения налогом торговли и промысла...» Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 575 с.[2, с. 348–349]. Работа ремесленников для господского хозяйства, следовательно, есть материальное условие: в качестве активной составляющей структуры «материального условия» они есть ремесленники, обладающие навыками специализированной деятельности и орудиями труда для создания продуктов (благ), то есть функционирования как материального условия.

В политэкономическом представлении очевидно, что человек вступает в отношение с другим человеком по поводу производства средств и материальных условий существования. И не важно, что будет производиться: материальные или иные условия существования, опосредствующие потребление, или средства, предназначенные для непосредственного потребления. Само отношение (связь) с другим человеком или людьми «по поводу» уже есть опосредствующее существованию отношение. Следовательно, отношение между людьми само есть условие и посредство для производства средств и условий существования или иначе — условие и посредство для формирования и функционирования условий существования.

Далее, в продолжение раскрытия механизма формирования коллективного материального условия, можно интерпретировать и следующее описание исторического момента у М. Вебера: «... Необходимость устройства орошения и регулирования течения рек была причиной образования в Передней Азии (включая Египет) и, в более слабой степени, в Китае, особой царской бюрократии. Эта бюрократия, вначале связанная только со строительными работами, развилась затем в систему общегосударственного бюрократического управления, которое дало возможность царю при помощи налогов и готового административного аппарата взять военно-хозяйственное снабжение армии в свои руки» Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 575 с.[2, с. 385]. Очевидно, что люди имеют одинаковую нужду организмов, вызванную периодической недостаточностью пищи, которая обусловлена неустойчивостью объемов выращиваемой пищи, которая, в свою очередь, обусловлена спецификами почв и ландшафтов, климата, наполняемостью и течением рек. Нужды как проявление противоречия живой системы рождают необходимые действия к своему разрешению. Такое действие выступает как долженствующее, то есть понуждаемое противоречием действие, направленное своим способом к разрешению противоречия. Как видно, историческая практика свидетельствует о присущей человеку способности предусмотреть и разложить свои необходимые действия на опосредующие их взаимодействия и их консолидацию во времени и географическом местном пространстве. Также практика свидетельствует о способности людей, обремененных общей нуждой или проблем существования в данной местности, установить взаимоотношения и консолидировать взаимодействия для выполнения и разрешения проблем существования.

Выработка регулирующих правил взаимодействия и их консолидации для разрешения общих проблем существования также относится к способности человека. Для консолидации и регулирования отношений и взаимодействий люди необходимо выделяют из своих рядов лидера и поручают ему организацию и исполнение консолидации: регулирования отношений и взаимодействий. Консолидация и ее непрерывное поддержание для выполнения общих действий становятся коллективной функцией — функцией управления, и тем самым — нематериальным условием существования людей.

Таким образом, среда территориального проживания формируется и развивается в рамках основополагающих условий существования, которые можно также выразить и как базовые или опорные условия среды. И как свидетельствует общественно-исторический процесс, каких бы цивилизационных благ или уровня развития не достигали общества, изменение или разрушение любой из основополагающих условий ведет к изменению хода развития среды коллективного существования или его разрушению.


Список литературы

  1. Васильев С. А. Среда территориального общественного проживания и ее структурирование. // Теория и практика государственного и муниципального управления: Сборник научных трудов. Вып.4. — Тюмень: РИО ТюмГАСУ, 2010. — с. 114–120.
  2. 1, 2 Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 575 с.