Тюмень, 2017

Доклад

Основные положения концепции социально-экономического развития Свердловской области

  1. О концепции
  2. Краткое изложение базовых положений
  3. Предложения и инструменты совершенствования социально-экономической политики
    1. О вертикальном структурировании экономики, полномочиях и компетенциях в развитии экономики региона
    2. О повышении качества жизни населения
    3. О развитии объема экономической деятельности для малого и среднего бизнеса и дополнительной занятости
  4. Предложения по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
  5. Записка «О развитии востребованности труда населения „пенсионного возраста“ посредством развития потребкооперации» (приложение к докладу)



I. О концепции

Концепция социально-экономического развития — система базовых (сущностных) представлений и практических знаний о жизнедеятельности общества, его проблем и устремлений развития, осуществляемых в границах территории субъекта РФ (муниципального образования), на основе которых обществом и властью вырабатываются стратегические цели развития, приоритеты социально-экономической политики, важнейшие направления и средства реализации указанных целей.

Под жизнедеятельностью общества или общественной жизнедеятельностью понимаются социальные и экономические и иные отношения в обществе, как сложившиеся, так и изменяющиеся (развивающиеся), осуществляемые для производства и воспроизводства индивидуальной жизни и общества.

Всякая общественная жизнедеятельность на территории проживания (территориальном образовании) в теоретико-познавательном аспекте, по сути, есть совокупность системообразующих составляющих: населения, территории, природно-ресурсного и экономического потенциала, традиционно-нравственных норм (культуры) общественного сосуществования и власти. Составляющие постоянно находятся в «живом» взаимодействии и развитии. При этом власть формулируется как сила, посредством распоряжения которой осуществляется правовой порядок в развитии составляющих общественной жизнедеятельности и с непрерывной целью их сохранения (охранения), приумножения и защиты.

Понимание общественной жизнедеятельности в данной конструкции системообразующих составляющих выражают исходные позиции (базовые положения) для логики практического развертывания стратегических целей развития и выработки социально-экономических политик и средств для преодоления проблемных динамик развития составляющих общественной жизнедеятельности для достижения целей.

Поэтому основные положения концепции заключаются в изложении базовых положений, проблем развития и стратегий преодоления, объектным содержанием которых являются:

  • население или территориальное сообщество,
  • экономический и природно-ресурсный потенциал территориального образования (области, муниципального образования),
  • территория жизнедеятельного проживания (территориальное образование),
  • традиционно-нравственные нормы (культура) общественного сосуществования.

II. Краткое изложение базовых положений

Население (территориальное сообщество) — локальное сообщество людей, реализующее собственное существование посредством деятельности (жизнедеятельности) на конкретной территории проживания.

Мы исходим из понимания, каждый член территориального сообщества имеет естественное устремление к достижению личного (семейного) удовлетворяющего благосостояния. При этом способом обеспечения личного (семейного) существования и достижения удовлетворяющего благосостояния является его личный труд (физический или умственный).

Под удовлетворяющим благосостоянием следует понимать объем потребляемых средств существования (благ), индивидуальных и общественных материальных условий-благ (здравоохранение, образование, ЖКХ и т.п.), в величинах, достаточных для воспроизводства и производства человека и его семьи, и воспринимаемые человеком как благополучные.

Экономический и природно-ресурсный потенциал территориального образования.

Мы исходим из понимания трудового происхождения экономического потенциала и одновременно являющегося средством создания индивидуальных и общественных благ.

Поэтому под экономическим потенциалом мы понимаем объем разрабатываемого трудоспособным населением посредством орудий труда (технико-технологических производств как комплексов орудий труда) имеющегося на данной территории (и (или) приобретаемого на других территориях) природного ресурса или продуктов его передела для производства средств существования и условий жизнедеятельности, достаточных для потребления проживающего населения.

В определении заключается вопрос о необходимой достаточности на территории объема экономической деятельности для применения трудоспособным населением своего способа обеспечения жизнедеятельности — труда, и о соразмерности индивидуальных объемов труда объемам достаточных для жизнедеятельности средств существования и общественных благ.

Территория жизнедеятельного проживания — земельный участок, предназначенный для постоянного проживания людей и для производства обеспечивающих и содействующих проживанию средств и материальных условий существования; или — земельный участок, на котором осуществляется жизнедеятельное проживание населения.

В контексте этого и других базовых положений мы можем говорить о сохранении природно-полезного потенциала территории, в том числе для будущих поколений, о снижении неблагоприятной антропогенной нагрузки на окружающую природную среду и о здоровье населения области.

Традиционно-нравственные нормы (культура) общественного и индивидуального сосуществования — вырабатываемые и передаваемые поколениями обычаи, ритуалы, религиозные чувства, моральные принципы, навыки труда, бытовые традиции, взгляды, вкусы, рациональности и умеренности в потреблении и в отношении к природной среде. Традиционно-нравственные нормы обусловлены спецификами природного и общественно-исторического процесса в географических местах проживания общности людей.

Говоря о традиционно-нравственных нормах и их усвоении каждым новым поколением, мы можем говорить и о воспитании и усвоении мировоззрения, которое проявляется в личностном мировосприятии (мироощущении) социальной действительности и настройке жизненных устремлений и поведения. В этом контексте мы также можем говорить о воспитании патриотизма и социальной солидарности у молодых поколений.

Базовые положения выявляют следующие «естественные» устремления (целеполагания) общественного и индивидуального (семейного) развития:

  • достижение трудовым способом достаточного благосостояния, являющегося материальной основой благополучного производства и воспроизводства человека,
  • развитие хозяйствования (экономики) как материальной основы благосостояния и благополучия,
  • ликвидация бедности,
  • достижение и сохранение благоприятной для проживания и здоровья природной среды с учетом складывающейся антропогенной нагрузки при эксплуатации природных ресурсов,
  • воспитание и охранение в общественном сосуществовании отношений солидарности, справедливости, единства мировосприятия и патриотизма.

Принципиально важно отметить, что базовые положения не только являются предметом знания для выработки программ развития, но и должны быть необходимым содержанием мышления об общественной жизнедеятельности для государственных и муниципальных служащих.

Следует обратить внимание, что изложенные базовые положения и «естественные» устремления развития в главном (по смысловому содержанию) соответствуют целям и приоритетам развития и общественной проблематике, изложенными:

  • в программе «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017–2021 годы» («Областная газета» от 25.01.2017 № 13) в части:
    • укрепления и развития экономического потенциала региона, необходимости программ развития муниципальных образований,
    • развития малого и среднего предпринимательства, т.е. расширение объема экономической (трудовой) деятельности,
    • достижения достойного уровня жизни,
    • создания условий для увеличения численности постоянного населения,
    • достижения продовольственной безопасности региона, то есть самообеспеченности,
    • создания условий для экологического баланса региона.
  • в концепции «Пятилетка развития» Свердловской области на 2017–2021 годы (от 24 мая 2017) в части всех пяти основных направлений «Пятилетки развития».
  • в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы (Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ) в части:
    • повышения качества жизни населения,
    • обеспечения сбалансированного развития территории Свердловской области,
    • развитие рынка труда,
    • укрепления традиционных семейных ценностей,
    • снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

III. Предложения и инструменты совершенствования социально-экономической политики

Опираясь на теоретические знания, практический опыт финансово-экономической работы и государственной и муниципальной службы, предлагаю к рассмотрению предложения и инструменты совершенствования социально-экономической политики области для преодоления проблем развития.

1. О вертикальном структурировании экономики, полномочиях и компетенциях в развитии экономики региона

Проблематика: сбалансированного развития территорий, модернизации производств, межотраслевого и территориального взаимодействия и планирования, поддержки инвестиционных проектов и т.п.

Обращает внимание то, что эта проблематика не сегодняшнего дня и обозначалась в Концепции социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997–2000 годы. Эта проблематика также характерна для всей экономики страны.

Разбор и предложение к разрешению.

Известно, что экономика страны структурирована в отраслевом и территориальном разрезах, то есть практически используется горизонтальное структурирование. Это закреплено в правовых нормативных актах, а программы развития экономики и территорий исходят из такого структурирования.

В то же время отсутствует (в правовых и экономических нормативных документах) вертикальное структурирование экономики. Речь об определении федеральной, региональной и муниципальной значимости объектов промышленности, сельского хозяйства и др. сфер экономики для установления компетенций в развитии и ответственности федеральной, региональной и муниципальной власти.

Например, оборонно-промышленный комплекс и его развитие входит в компетенцию федеральной власти. Компетенции региональной и местной власти в правовом поле не определены и, как правило, региональные власти заключают с крупными предприятиями (ВИК) договора о социально-экономическом партнерстве или сотрудничестве. Та же проблема, например, относится и к региональным инвестиционным программам, в которых проекты компетенции и ответственности уровней власти по их реализации не закреплены. Также и проекты для реализации на основе проектного финансирования по значимости почти никак не структурированы по признаку значимости федерального или регионально-муниципального уровня. Это же относится к сложностям при разработке муниципальных программ развития.

Здесь мы отмечаем, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 184ФЗ от 16.10.1999 г.) и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 г.) отсутствуют разделы и статьи о региональной и муниципальной экономике. Это подтверждает наличие проблемы в организации экономического пространства — в законодательстве не сформулированы достаточные полномочия, компетенции и ответственность по развитию региональной и муниципальной экономики. Экономика региона (региональной значимости) и экономика муниципального образования (муниципальной значимости) не сформулированы.

Таким образом, предлагается выработать (наукой, специалистами, представителями федеральной региональной и муниципальной власти) общее понимание, подходы, критерии и формулировки экономики региональной и муниципальной значимости, компетенции и ответственности развития и, соответственно, перечни объектов промышленной и других сфер экономической специализации. После чего выступить с законодательной инициативой с дополнениями к вышеуказанным федеральным законам.

Сказанное относится к новому способу организации экономического пространства и на этой основе корректировке многочисленных инструментов экономического развития, а также к повышению качества стратегического планирования и формированию правовой основы взаимосвязи отраслевого и территориального планирования.

2. О повышении качества жизни населения

Проблематика заключается в том, что в приведенной выше концепции, стратегии и программе говорится о повышении качества жизни, которое понимается неоднозначно.

Разбор и предложение к разрешению.

Как правило, говоря об улучшении качества жизни, в программных документах используются такие формулировки как «повышение качества жизни», «поднятие качества жизни на достойный уровень», «достойный уровень жизни», «повышение качества и стандартов жизни». Фактически речь идет о том или ином уровне жизни, который не определен количественно-качественными характеристиками и единообразно для понимания не представлен. Как видится, это не способствует выработке задач достижения того или иного более высокого уровня жизни и особенно в муниципальных образованиях, которые находятся на разных исходных позициях по уровню (качеству) жизни, иначе — уровню общественного и индивидуального благосостояния.

Сегодня мы можем говорить только о нормативном уровне жизни населения, исходя из устанавливаемых властью минимальных натуральных норм обеспеченности и потребления благ, стоимостными нормативами и соразмерного благам доходов граждан. Утвержденные нормы и нормативы применяются в бюджетном планировании, социальных выплатах, расчетах различной обеспеченности благами и т.п.

Но также очевидно, что нормативный уровень жизни (обеспеченности и потребления благ) не достигнут многими категориями граждан, а также в территориальном разрезе — некоторыми муниципальными образованиями. В частности, речь об обеспеченности жильем (его доступности для всех граждан), потреблении базовых продуктов питания (молоко, мясо и т.д.); также речь о части населения, чьи доходы ниже прожиточного минимума, об обеспеченности детскими садами, школами, здравоохранительными услугами и т.п.

Поэтому при средне-, долгосрочном планировании нового качества (уровня) жизни мы должны первой (этапной) целью обозначить достижение нормативного качества жизни, как минимум, для всего постоянно проживающего в области или муниципальном образовании населения.

Вторым этапом (целью) социально-экономического развития и, соответственно, планирования должен быть достаточный или достойный уровень (качество) жизни или благосостояния. Этот уровень жизни можно формулировать уже сегодня с разработкой новой нормативной базы лучшей обеспеченности и лучшего потребления при должном для этого уровне экономического развития.

Такой подход в планировании и реальной деятельности повысит ответственность органов исполнительной власти и учреждений, в том числе в муниципальных образованиях по достижению конкретных показателей, как минимум, нормативного уровня жизни.

3. О развитии объема экономической деятельности для малого и среднего бизнеса и дополнительной занятости

Проблематика заключается в стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, содействии расширению рынков сбыта продукции малых и средних предприятий, расширении производства новых и традиционных видов потребительской продукции; сокращении численности населения в трудоспособном возрасте и развитии востребованности труда населения «пенсионного возраста».

Разбор и предложения к разрешению.

Практика работы, наблюдения и анализ свидетельствуют, что главной проблемой в стимулировании или развитии спроса продукции (товаров народного потребления и сельхозпродукции собственного производства) малого и среднего бизнеса является сбыт продукции в розничной торговой сети.

Как правило, в розничной сети присутствует продукция либо иностранного производства, в частности, широкий ассортимент «ширпотреба» китайского производства, либо сельхозпродукция крупных отечественных региональных агрохолдингов. Часто это объясняется конкурентоспособностью продукции без пояснения параметров такой конкурентоспособности (цена, качество). Не учитываются неконкурентные факторы производства, участвующие в ценообразовании: климатические условия (затраты при отопительном сезоне), более высокие траты на заработную плату. При том, что качество китайской продукции не столь высокое.

На самом деле, относительно низкая оптово-закупочная цена на китайскую продукцию, ее доступность, объемы и широкий ассортимент, а также отработанная логистика доставки дают возможность торговле иметь выручку от реализации китайской продукции с прибылью от 40% и выше. И как видно, китайская продукция (бытовая электротехника, товары легкой промышленности, керамическая посуда, бытовые товары из пластмассы, детские игрушки, сельхозпродукция) вытеснила отечественного производителя. Например, в Екатеринбурге в магазинах крупных торговых сетей на прилавках лежат чеснок, замороженная клюква и вишня, консервированные грибы и огурцы китайского производства. Это те продукты, которых достаточно в самой Свердловской области.

Аналогичный порядок с реализацией сельхозпродукции отечественных агрохолдингов. Возможность осуществлять гибкую ценовую политику при поставках в торговую сеть, наличие складских помещений, перерабатывающих и фасовочных мощностей, в свою очередь, упрощают работу торговым магазинам и дают им возможность получать выручку с высокой рентабельностью.

У региональных предприятий малого и среднего бизнеса себестоимость продукции более высокая и, соответственно, более высокая цена даже со средней рентабельностью. Этот факт делает невыгодным реализацию продукции малого и среднего бизнеса в торговой сети, так как выручка от реализации их продукцию дает торговле от 3 до 10% прибыли, либо берется «под реализацию». Это делает сбыт и спрос населения неустойчивым. Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса сдерживает не столько недоступность дешевых кредитов или вопросы конкурентоспособности, а препятствия в ритмичном и устойчивом сбыте продукции розничной торговлей, который, в свою очередь, препятствует формированию устойчивого спроса у населения.

Преодоление проблемы видится в следующих мерах (как инструменте развития):

  • формирование сети муниципальной розничной торговли, которая при финансовой (региональной или муниципальной) поддержке сможет работать с более низкой рентабельностью. Ее задача: обеспечить устойчивый сбыт и спрос на продукцию малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, а также на продукцию сельхозпроизводителей (фермерских хозяйств и хозяйств населения). Следует заметить, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 г.) не запрещает организацию муниципальной торговли;
  • расширить и активизировать при поддержке областной и муниципальной власти торговую деятельность Свердловского Облпотребсоюза с вышеизложенной задачей.

О развитии востребованности труда населения «пенсионного возраста» и людей трудоспособных, но с ограниченными возможностями, предлагаю к рассмотрению «Записку о развитии востребованности труда населения „пенсионного возраста“ посредством развития потребкооперации» (приложение к докладу).


IV. Предложения по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р, на территории Свердловской области

Рассматриваемая Программа является одной из самых сложных программ для ее реализации на региональном и муниципальном уровне, а именно:

  • помимо предусмотренной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления в Программе пока не предусмотрено разделение полномочий, объемов компетенций, организационно-исполнительных структур, определение направлений и объемов финансирования программы из региональных бюджетов и федерального софинансирования,
  • в Программе не определены обязательные заказчики продукции цифровой экономики, то есть, не достаточно оговорена тема «понуждаемого» спроса и стимулов к спросу,
  • предусмотренное в программе «управление „портфелями“ проектов и отдельными проектами» и «формирование основных направлений исследований и разработок по направлениям цифровой экономики», очевидно, находится в стадии разработки и дискуссий.
  • в Программе достаточно много мероприятий на разработку нормативноправовых регламентов по развитию цифровой экономики, что свидетельствует об инерционном характере ее реализации.

Предложения:

формирование областного исполнительного органа: департамент или министерство развития цифровой экономики (для повышения статуса при взаимодействии с федеральными органами и государственными корпорациями). Задачи органа исполнительной власти по развитию цифровой экономики могут быть следующие:

  • работа с федеральными органами исполнительной власти по реализации Программы на территории области,
  • организация работы по реализации Программы в структурах областных и муниципальных органов исполнительной власти,
  • участие в разработке федеральных и областных нормативно-правовых регламентов по развитию цифровой экономике,
  • учет, формирование заявок на продукты цифровой экономики исполнительными органами власти и бюджетными организациями (в том числе учет заявок учреждениями федерального и муниципального подчинения), осуществление анализа потребности (спроса) на цифровые продукты и его стимулирование, и на этой основе формирование областных программ и, соответственно, источники финансирования (софинансирования),
  • учет и анализ предприятий и организаций производителей продуктов цифровой экономики,
  • анализ и учет потребностей продуктов цифровой экономики на территории области;

консолидация (объединение) предприятий и организаций разработчиков, производителей, поставщиков, учебных заведений и крупных потребителей цифровых продуктов в хозяйственную ассоциацию с задачами взаимообмена планами развития цифровых продуктов, налаживания кооперационных и интеграционных связей, обсуждения новых конкурентных идей и планов развития, формирования спроса на подготовку специалистов в области цифровой экономики и т.п. Работа хозяйственной ассоциации позволит выявить узкие и слабые стороны в развитии цифровой экономики, скорректировать правовые нормативные документы, планы развития, объемы и источники финансирования. В дальнейшем возможно на основе хозяйственной ассоциации сформировать производственно-внедренческую отрасль экономики — например, «цифровая промышленность», подготовка и подписание соглашений (меморандумов) о сотрудничестве с ГК «Росатом» и ГК «Ростех», как основных российских корпораций, обладающих компетенциями в цифровой экономике и работающими над технологическими заделами, а также с фондом «Сколково», осуществляющим подготовку нормативных документов Программы.