Приложение к докладу «Основные положения концепции социально-экономического развития Свердловской области».

ноябрь 2017 г.


Записка

О развитии востребованности труда населения «пенсионного возраста» посредством развития потребкооперации


17 ноября 2011 г. на встрече Президента РФ Д. Медведева и Председателя Правительства РФ В. Путина с пенсионерами и ветеранами Д. Медведев сказал: «...Государство действительно должно создать лучшие условия для того, чтобы труд людей уже зрелого возраста был востребован».

Автор Записки предлагает один из возможных способов развития востребованности труда людей «пенсионного возраста».


В Свердловской области, как и в целом по РФ, наблюдается рост численности населения в возрасте старше трудоспособного. В общей численности населения области доля населения в возрасте старше трудоспособного на 1 января 2016 года составила 30,6% (1325 тыс. человек). С 2010 года по 2016 год (за анализируемый период) фиксируется неблагоприятная тенденция роста доли населения пенсионного возраста при одновременном снижении численности занятых на одного пенсионера.

Несомненно, так называемый «пенсионный возраст» для большинства людей этого возраста означает потерю рабочих мест и, следовательно, существенное снижение личных и доходов семьи независимо от местности проживания: в сельском проживании или в городах. Размер пенсионных выплат для многих пенсионеров означает потребление на уровне ближе к прожиточному минимуму. При этом, большинство людей «пенсионного возраста» желают и готовы заниматься трудовой деятельностью, приносящей достаточный для благополучного проживания доход.

Бизнес и власти не всегда могут обеспечить рабочими местами основную часть населения «пенсионного возраста» ввиду недостаточного на территории проживания объема экономической деятельности или, иными словами, недостаточного объема территориальных (муниципальных) экономических потенциалов области. Как следствие, часть населения «пенсионного возраста», а также инвалидов (граждан с ограниченными возможностями) в трудоспособном возрасте выпадают из организованных форм труда в рамках существующего на территории общественного разделения труда. Деятельность власти по востребованности их труда часто минимальна и не имеет целенаправленного и организованного характера.

Как известно и это общераспространенная практика, часть людей «пенсионного возраста» занимается индивидуальной трудовой деятельностью, как для сохранения физиологической активности, так, и в основном, для поддержания приемлемого уровня личного потребления. К такой трудовой деятельности относится личный труд на дачных участках по выращиванию плодоовощной продукции; надомный труд по пошиву и вязанию носков, варежек, головных уборов и т.п.; труд по изготовлению деревянных изделий бытового назначения; сельскохозяйственная, можно сказать, мелкая фермерская деятельность по производству животноводческой, молочной, рыбной и другой продукции. Большая часть такой деятельности осуществляется в различных личных хозяйствах граждан, отражаемой статистикой в структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств как хозяйства населения.

Несомненно, специализаций личной трудовой деятельности и видов производимой продукции значительное множество, но они имеют и свои преобладающие специализации в зависимости от географических, климатических, транспортных и прочих условий.

Названные виды деятельности людей «пенсионного возраста», основанные на личном труде, в том числе с использованием личного подсобного или иного хозяйства граждан, в основном относятся к непредпринимательской деятельности.

Практика свидетельствует, что объемы производства названной продукции в основном предназначены для личного текущего потребления либо для обмена или продажи и покупки продукции (товаров и услуг), но опять-таки для текущего потребления. И в меньшей степени производство такой продукции осуществляется для получения прибавочного дохода, то есть сверх текущего потребления. Такое потребление компенсирует выпадающие доходы и потребление, осуществляемое ранее — в «трудоспособном возрасте», либо дополняет потребление.

Продажа и обмен собственной продукции для получения дохода и продукции для текущего потребления, компенсирующего выпадающее потребление, осуществляется самостоятельно, и органами местного самоуправления организована только в части организации общих мест рыночной торговли, которые предоставляются на платной основе. Так как единичный объем собственной продукции относительно мал и его продажа не требует постоянного и организованного торгового места, которое к тому же платное, люди «пенсионного возраста», как правило, торгуют либо около мест организованной торговли, либо в местах массового нахождения или перемещения населения (около магазинов, остановок транспорта, вокзалов, «придорожная торговля»). Торговля в таком порядке официально признается неорганизованной торговлей.

Следовательно, непредпринимательская деятельность населения «пенсионного возраста» не регулируется и находится вне существующих форм производственной и торгово-сбытовой организации.

Для сохранения и поддержания трудовой и общей жизненной активности населения «пенсионного возраста», сохранения их текущего потребления на уровне не ниже потребления «трудового возраста», следует обеспечить дополнительные возможности для личного труда производить продукцию для достаточного дохода. Это также относится к обеспечению возможностей осуществлять и накопление доходов.

Такую возможность следует обеспечить вовлечением этой части населения в сферу деятельности потребительской кооперации.

Потребительской кооперации следует определить особое направление деятельности: закупку продукции у населения «пенсионного возраста», производимую личным трудом, и по ценам, обеспечивающим выгодную доходность от продажи продукции. При этом произведенная личным трудом продукция и ее продажа подразделениям потребкооперации людьми «пенсионного возраста» не должна оформляться как предпринимательская деятельность.

Включение в сферу деятельности потребкооперации приемку от населения «пенсионного возраста» продукции, производимой личным трудом, потребует развития материально-технической базы потребкооперации, совершенствования ее кадровой работы и наделения кооперативных структур соответствующими (капитальными и оборотными) финансовыми ресурсами. Для этого со стороны органов государственной и муниципальной власти потребуется законодательная (нормотворческая), бюджетная и налоговая поддержка.

Работа потребкооперации по закупке и реализации продукции, производимой личным трудом населения «пенсионного возраста», в схематическом плане предположительно должна выглядеть следующим образом:

  • закупка продукции должна осуществляться на основе широкого спектра видов договоров: долгосрочные и сезонные с определяемыми объемами производимой продукции, разовые договора, в том числе и по факту предлагаемого объема продукции к закупке;
  • закупка продукции продовольственной и непродовольственной групп должна включать в себя максимально широкий ассортимент плодоовощной продукции, мясомолочной продукции, изделий, заготовок, дикоросов;
  • продажа закупаемой продукции (продовольственной и непродовольственной групп) подразделениями потребкооперацией должна осуществляться в магазинах потребкооперации либо по договорам куплипродажи передаваться со складов оптовым или иным покупателям;
  • часть закупаемой продукции должна реализовываться по договорам поставки социальным и образовательным учреждениям бюджетной сферы, воинским подразделениям, предприятиям общепита и иным учреждениям, осуществляющим финансирование закупок продовольствия и изделий хозяйственно-бытового назначения из бюджетов различных уровней;
  • часть плодоовощной и мясомолочной продукции должна направляться на переработку. Для этого подразделения потребкооперации должны развивать собственные перерабатывающие производства малой мощности.

Работа потребкооперации также должна заключаться в организации и обустройстве мест рыночной торговли и предоставления их безвозмездно населению «пенсионного возраста» для торговли продукцией, произведенной личным трудом.

Цены на закупаемую продукцию и цены продаж следует формировать как регулируемые цены; ценообразование должно ориентироваться на выгодность (приемлемость) цен для населения «пенсионного возраста», то есть для получения приемлемого или выгодного дохода от продажи собственной продукции. При продаже такой продукции подразделениями потребкооперации цены на нее также должны быть приемлемыми и для населения, и для других потребителей, чтобы обеспечивать ее своевременную реализацию. Для этого в расходах бюджета следует (возможно) предусматривать дотирование цен.

Законодательное, бюджетное и налоговое обеспечение практической реализации схемы работы потребкооперации с населением «пенсионного возраста» должно быть ориентировано, прежде всего, на сохранение трудовой активности, уровня потребления и повышения доходов населения «пенсионного возраста». В этом предназначении и должен быть смысл такого обеспечения.

Задачи и мероприятия по развитию востребованности труда населения «пенсионного возраста» посредством развития деятельности потребительской кооперации требует подготовки соответствующей проблематике региональной программы.

Программа развития востребованности труда также должна включать и развитие трудовой активности граждан с ограниченными возможностями трудоспособного возраста и с трудоспособными возможностями.