Ранее не публиковался. Был передан в Совет Федерации.
2000–2001 г.Проект пояснительной записки к проекту Постановления Совета Федерации о реформировании налоговой системы
Говоря о налоговой реформе, необходимо ответить на вопрос, чего мы хотим достичь в ходе налоговой реформы в принципе? Какие цели мы ставим? Какова концепция выстраиваемой налоговой системы? И необходима ли концепция налоговой системы? Или налоговая система является системой для формирования доходов бюджетов и больше никаких целей и задач она не должна достигать и выполнять, или она (налоговая система) еще должна быть инструментом социально-экономического регулирования и развития территорий и отраслей экономики?
Сегодня, в ходе проводимой налоговой реформы, концептуальные социально-экономические цели и задачи реформы не просматриваются. Влияние налоговой системы на социально-экономическое развитие территорий и отраслей экономики огромно и достаточно очевидно. Однако специальных экономических исследований на тему данной зависимости и влияния почти нет.
Вряд ли кто будет сомневаться во влиянии налоговой системы на динамику численности убыточных или прибыльных предприятий, как и в целом на финансовое состояние предприятий и, как следствие, на финансовое состояние субъектов Российской Федерации, исходя из территориального размещения данных предприятий. Если рассматривать долю убыточных предприятий в территориальном разрезе, то видна определенная закономерность, что удельных вес убыточных предприятий больше в северных территориях как европейской, так и азиатской частей Российской Федерации, а также их удельный вес увеличивается «по мере продвижения» от центральных районов к дальневосточным районам. Конечно, прямой (измеряемой в километрах) зависимости нет, но статистика эту очевидность подтверждает.
Действующий Налоговый кодекс РФ, в итоге, закрепляет социально-экономическое неравенство развития территорий и не дает оснований для развития промышленности, которая развивается скорее вопреки налоговой реформе.
«Благодаря» действующей системе налогообложения большинство предприятий, расположенных в северных и дальневосточных районах убыточны и их продукция не конкурентоспособна по отношению к привозной из центральных и южных районов России (без учета отраслей ТЭК и иных промышленных предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей, чья продукция имеет внутреннюю и внешнюю сверхблагоприятную ценовую конъюнктуру). Единые ставки налогов и сборов и сроки их уплаты (равнодействующие на всей территории России) при высокой себестоимости продукции не стимулируют производство. Предприятиям остается только бороться за выживаемость при поддержке региональных властей, которые отвечают за социально-экономическое благополучие в регионе. А ликвидация предприятия — это рост безработицы и затраты на трудоустройство или переселение.
Налоговой системе и налоговой реформе не ставиться задача сохранения производства и рабочих мест. Ссылаются только на дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений. То есть, сначала понуждается банкротство производств (посредством налоговой системы) — налогоплательщиков, а затем идет работа по выравниванию финансового обеспечения социальных стандартов посредством межбюджетных отношений.
Анализируя влияние действующей налоговой системы на развитие экономики, необходимо особенно отметить, что, проводя налоговую реформу с целью построения эффективной налоговой и бюджетной систем государства, нельзя разрушать экономику предприятий, которая является основой и опорой экономического развития регионов, в том числе и благополучия региональных бюджетов.
Делая выводы из сказанного, можно сказать, что назрела необходимость разработки Концепции налоговой системы и реформы, в которой также бы предусматривались одни из основных целей и задач одновременно:
- налоговая система должна быть одним из базовых элементов в стратегии развития государства и содействовать сохранению и укреплению российской государственности. И должна быть оговорена разделом в Концепции безопасности государства как один из основных элементов сохранения и развития экономической опоры (основы) государства;
- налоговая система должна содействовать и стимулировать рост личных доходов граждан и, в целом, рост благосостояния населения государства;
- налоговая система должна способствовать равномерному развитию производства в общественных интересах на всей территории Российской Федерации;
- налоговая система не должна разрушать исторически сложившиеся, традиционные уклады жизни населения, а содействовать их развитию и благосостоянию;
- налоговая система должна способствовать реализации планов долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития государства.
Налоговая система должна содействовать развитию рыночных отношений, но «... всеобщность и равенство налогообложения» (пункт 1 статьи 3 Налогового Кодекса РФ, часть первая) игнорирует то состояние и размещение производительных сил, которое сформировалось за советско-российский этап развития экономики. Данный принцип налогообложения в корне неприменим к российской экономике.
Нынешнее налогообложение не учитывает масштабы государства, огромные расстояния между основными производителями и потребителями, которые замедляют оборачиваемость как основного, так и оборотного капитала, тем самым снижая его эффективность. Также не учитывает размещение районов добычи, переработки, производства и потребления, которые для России имеют специфический характер, то есть исторически сложившаяся ориентация экономики на добычу сырья в районах, удаленных от мест основного потребления. Не может налогообложение капитала, при прочих равных условиях, направляемого, например, в разработку месторождения, быть равным в европейской части России и в районах Сибири. Результат от использования капитала в Сибири уже заранее будет менее эффективным.
Принципы и система равенства налогообложения должны быть подвергнуты ревизии, и рассматривать их следует с позиций:
- уровень налогообложения должен зависеть от оборачиваемости оборотного капитала с учетом сложившейся транспортной схемы основных грузопотоков между экономическими районами;
- уровень налогообложения должен учитывать территориальное размещение базовых отраслей экономики, в том числе действующих и перспективных районов добычи полезных ископаемых, основных районов переработки и производства, а также основных районов потребления, исходя из основного потребительского спроса населения конечной продукции либо производственного потребления;
- уровень налогообложения должен сохранять и стимулировать местное производство продукции для поддержания его конкурентной цены в сравнении с аналогичной завозимой продукцией и с целью сохранения занятости в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- уровень налогообложения на основной капитал (инвестиции) должен либо быть нулевым, либо зависеть от государственных задач стимулирования и территориального размещения значимых для государства производств.
Основной принцип реформирования налоговой системы должен быть один: налоговая система должна укреплять и развивать экономический потенциал государства, не разрушая российской государственности и не подымая планки уровня бедности населения.
Пункт проекта Постановления:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать проект Концепции налоговой системы и налоговой реформы, целью которой будут являться долгосрочное и позитивное социально-экономическое развитие государства и укрепление российской государственности, стимулирование рационального размещения производств, уход от сырьевой ориентации экономики, рост доходов и благосостояния населения.
Совету Федерации сформировать рабочую группу по подготовке базовых принципов, целей и задач Концепции налоговой системы и налоговой реформы.
- ноябрь 2017. Доклад ранее не публиковался. Подготовлен для Администрации Губернатора Свердловской области. Доклад «Основные положения концепции социально-экономического развития Свердловской области» Записка «О развитии востребованности труда населения „пенсионного возраста“ посредством развития потребкооперации» (приложение к докладу)
- декабрь 2015. Статья. Вопросы развития проектного финансирования в России на современном этапе: методические и методологические аспекты
- июль 2010. Статья. Подготовлена в качестве экспертного взгляда на проект Энергетической стратегии России до 2030 г. по просьбе журнала «Нефтегазовая Вертикаль» Методологические неточности стратегии приводят к необходимости ее немедленного пересмотра
- декабрь 2011. Тезисы ранее не публиковались. Были направлены в Администрацию Президента РФ, Губернатору Тюменской области и Министерство сельского хозяйства Челябинской областей. Тезисы о развитии востребованности труда населения «пенсионного возраста» и повышение его доходов посредством развития потребительской кооперации
- октябрь 2009. Доклад был подготовлен к общероссийской научно-практической конференции «Бюджетный процесс муниципальных образований в условиях финансово-экономического кризиса». Затем был опубликован в учебном пособии. Доклад «Социально-экономическое прогнозирование муниципального развития: проблемы и пути совершенствования в условиях экономического кризиса»
- февраль 2008. Доклад был направлен Абалкину Л. И. (Институт экономики РАН) и Губернатору Тюменской области и общественно-политические организации. Затем был опубликован в учебном пособии. Доклад «Мировой кризис и стабилизационная экономическая политика России (методологический аспект)»
- декабрь 2008. Ранее не публиковалась. Записка была направлена руководителям законодательной и исполнительной власти Тюменской области. Записка «Корректирующие задачи и предложения по социально-экономической и бюджетной политике и планированию на 2008–2009 годы с целью подавления социально-экономических проявлений экономического кризиса на территории области»
- май 2007. Статья публиковалась в газете «Тюменские известия». Доступное жилье: пути достижения цели
- март 2007 Налоги как стимул экономического роста
- январь 2006. Ранее не публиковались. Предложения по разрешению проблем реализации и обеспечения источниками финансирования Национальных проектов РФ
- 2000–2001. Ранее не публиковался. Был передан в Совет Федерации. Проект пояснительной записки к проекту Постановления Совета Федерации о реформировании налоговой системы
- декабрь 2000. Ранее не публиковалась. Налоговая реформа и проблемы социально-экономического развития: необходимость новой налоговой системы
-
Статьи, доклады и записки