Ранее не публиковался.
Был передан в Совет Федерации.

2000–2001 г.


Проект пояснительной записки к проекту Постановления Совета Федерации о реформировании налоговой системы


Говоря о налоговой реформе, необходимо ответить на вопрос, чего мы хотим достичь в ходе налоговой реформы в принципе? Какие цели мы ставим? Какова концепция выстраиваемой налоговой системы? И необходима ли концепция налоговой системы? Или налоговая система является системой для формирования доходов бюджетов и больше никаких целей и задач она не должна достигать и выполнять, или она (налоговая система) еще должна быть инструментом социально-экономического регулирования и развития территорий и отраслей экономики?


Сегодня, в ходе проводимой налоговой реформы, концептуальные социально-экономические цели и задачи реформы не просматриваются. Влияние налоговой системы на социально-экономическое развитие территорий и отраслей экономики огромно и достаточно очевидно. Однако специальных экономических исследований на тему данной зависимости и влияния почти нет.

Вряд ли кто будет сомневаться во влиянии налоговой системы на динамику численности убыточных или прибыльных предприятий, как и в целом на финансовое состояние предприятий и, как следствие, на финансовое состояние субъектов Российской Федерации, исходя из территориального размещения данных предприятий. Если рассматривать долю убыточных предприятий в территориальном разрезе, то видна определенная закономерность, что удельных вес убыточных предприятий больше в северных территориях как европейской, так и азиатской частей Российской Федерации, а также их удельный вес увеличивается «по мере продвижения» от центральных районов к дальневосточным районам. Конечно, прямой (измеряемой в километрах) зависимости нет, но статистика эту очевидность подтверждает.

Действующий Налоговый кодекс РФ, в итоге, закрепляет социально-экономическое неравенство развития территорий и не дает оснований для развития промышленности, которая развивается скорее вопреки налоговой реформе.

«Благодаря» действующей системе налогообложения большинство предприятий, расположенных в северных и дальневосточных районах убыточны и их продукция не конкурентоспособна по отношению к привозной из центральных и южных районов России (без учета отраслей ТЭК и иных промышленных предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей, чья продукция имеет внутреннюю и внешнюю сверхблагоприятную ценовую конъюнктуру). Единые ставки налогов и сборов и сроки их уплаты (равнодействующие на всей территории России) при высокой себестоимости продукции не стимулируют производство. Предприятиям остается только бороться за выживаемость при поддержке региональных властей, которые отвечают за социально-экономическое благополучие в регионе. А ликвидация предприятия — это рост безработицы и затраты на трудоустройство или переселение.

Налоговой системе и налоговой реформе не ставиться задача сохранения производства и рабочих мест. Ссылаются только на дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений. То есть, сначала понуждается банкротство производств (посредством налоговой системы) — налогоплательщиков, а затем идет работа по выравниванию финансового обеспечения социальных стандартов посредством межбюджетных отношений.

Анализируя влияние действующей налоговой системы на развитие экономики, необходимо особенно отметить, что, проводя налоговую реформу с целью построения эффективной налоговой и бюджетной систем государства, нельзя разрушать экономику предприятий, которая является основой и опорой экономического развития регионов, в том числе и благополучия региональных бюджетов.

Делая выводы из сказанного, можно сказать, что назрела необходимость разработки Концепции налоговой системы и реформы, в которой также бы предусматривались одни из основных целей и задач одновременно:

  • налоговая система должна быть одним из базовых элементов в стратегии развития государства и содействовать сохранению и укреплению российской государственности. И должна быть оговорена разделом в Концепции безопасности государства как один из основных элементов сохранения и развития экономической опоры (основы) государства;
  • налоговая система должна содействовать и стимулировать рост личных доходов граждан и, в целом, рост благосостояния населения государства;
  • налоговая система должна способствовать равномерному развитию производства в общественных интересах на всей территории Российской Федерации;
  • налоговая система не должна разрушать исторически сложившиеся, традиционные уклады жизни населения, а содействовать их развитию и благосостоянию;
  • налоговая система должна способствовать реализации планов долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития государства.

Налоговая система должна содействовать развитию рыночных отношений, но «... всеобщность и равенство налогообложения» (пункт 1 статьи 3 Налогового Кодекса РФ, часть первая) игнорирует то состояние и размещение производительных сил, которое сформировалось за советско-российский этап развития экономики. Данный принцип налогообложения в корне неприменим к российской экономике.

Нынешнее налогообложение не учитывает масштабы государства, огромные расстояния между основными производителями и потребителями, которые замедляют оборачиваемость как основного, так и оборотного капитала, тем самым снижая его эффективность. Также не учитывает размещение районов добычи, переработки, производства и потребления, которые для России имеют специфический характер, то есть исторически сложившаяся ориентация экономики на добычу сырья в районах, удаленных от мест основного потребления. Не может налогообложение капитала, при прочих равных условиях, направляемого, например, в разработку месторождения, быть равным в европейской части России и в районах Сибири. Результат от использования капитала в Сибири уже заранее будет менее эффективным.

Принципы и система равенства налогообложения должны быть подвергнуты ревизии, и рассматривать их следует с позиций:

  • уровень налогообложения должен зависеть от оборачиваемости оборотного капитала с учетом сложившейся транспортной схемы основных грузопотоков между экономическими районами;
  • уровень налогообложения должен учитывать территориальное размещение базовых отраслей экономики, в том числе действующих и перспективных районов добычи полезных ископаемых, основных районов переработки и производства, а также основных районов потребления, исходя из основного потребительского спроса населения конечной продукции либо производственного потребления;
  • уровень налогообложения должен сохранять и стимулировать местное производство продукции для поддержания его конкурентной цены в сравнении с аналогичной завозимой продукцией и с целью сохранения занятости в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • уровень налогообложения на основной капитал (инвестиции) должен либо быть нулевым, либо зависеть от государственных задач стимулирования и территориального размещения значимых для государства производств.

Основной принцип реформирования налоговой системы должен быть один: налоговая система должна укреплять и развивать экономический потенциал государства, не разрушая российской государственности и не подымая планки уровня бедности населения.


Пункт проекта Постановления:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать проект Концепции налоговой системы и налоговой реформы, целью которой будут являться долгосрочное и позитивное социально-экономическое развитие государства и укрепление российской государственности, стимулирование рационального размещения производств, уход от сырьевой ориентации экономики, рост доходов и благосостояния населения.

Совету Федерации сформировать рабочую группу по подготовке базовых принципов, целей и задач Концепции налоговой системы и налоговой реформы.