Ранее не публиковались.
январь 2006 г.Предложения по разрешению проблем реализации и обеспечения источниками финансирования Национальных проектов РФ (изложены в докладе «Преодоление проблем роста: 2006 год»)
Дополнительные задачи:- повышение платежеспособного спроса населения на результаты национальных проектов, в том числе населения с низкими доходами и социально немощных категорий граждан;
- формирование «класса» средних собственников, формирование и активизация инвестиционных предложений (не спроса) для субъектов экономической деятельности (как комплексная государственная задача).
1. Создать Национальную инвестиционную компанию. Правительство учреждает инвестиционную компанию в виде открытого акционерного общества с уставным капиталом (нераспределенный актив компании), например, в сумме эквивалентной 13,5 миллиардам долларов из средств Стабилизационного фонда. Уставный капитал в объеме 10 млрд. долларов, или 74% уставного капитала, делится на количество обыкновенных акций номинальной стоимостью 2 тысячи рублей, соответствующих численности населения (граждан) Российской Федерации, то есть 144 млн. штук обыкновенных акций (возможно раздробить акцию на 20 штук номиналом по 100 рублей с целью повышения их ликвидности). 26% уставного капитала (блокирующий пакет) должен находится в собственности государства.
Все акции в количестве 144 млн. штук бесплатно передаются в собственность гражданам РФ. Передача акций осуществляется по заявлению (по востребованию), как самого гражданина, так и опекунов, и органов опеки. До передачи акции находятся в управлении компании. Срок передачи акций может быть составить
Выход акций на вторичный рынок ограничить сроком на 1 год или до срока размещения какой-либо доли средств Инвестиционной компании. По приросту численности населения РФ, уставный капитал пополняется средствами Стабилизационного фонда для бесплатной передачи акций в собственность новым гражданам РФ.
Средства уставного капитала инвестиционной компании необходимо диверсифицировать по трем направлениям использования. Основная масса средств должна направляться на прямые инвестиции крупных государственных проектов в виде долевого инвестирования и участия в проектах; часть средств на средне- и долгосрочное кредитование модернизации и реконструкцию предприятий народнохозяйственного комплекса способом проектного финансирования и часть средств необходимо инвестировать в высоколиквидные и высокодоходные активы в виде акций, облигаций, долговых обязательств и т. п., в том числе и за рубежом.
Доход по акциям население может получать либо в виде дивидендов, либо при продаже акций на вторичном рынке (при определенных ограничениях), что будет являться дополнительным источником дохода для трат по получению образования, медицинского обслуживания и приобретению жилья. Правительство ежегодно может в законодательном порядке пополнять из Стабилизационного фонда уставный капитал Национальной компании и распределять гражданам через акции сверхдоходы от продажи энергоресурсов на мировых рынках, и тем самым выстроить справедливые отношения между членами общества независимо от их доходных возможностей.
Задачи такой организации могут быть расширены. Через Национальную инвестиционную компанию посредством дополнительного выпуска акций и передачи их населению государство сможет компенсировать гражданам потери при возможных финансово-экономических «катаклизмах» общегосударственного масштаба, например, в случае обесценения доходов и финансовых активов населения в период «дефолта».
2. Создать Российский национальный банк (Банк). Государство учреждает Банк в виде открытого акционерного общества с уставным капиталом, например, в сумме эквивалентной 10 млрд. долларов. На эту сумму выпускаются обыкновенные акции номиналом от 100 рублей. 51 % пакет акций (или иной блокирующий) приобретает государство из средств Стабилизационного фонда. Остальной пакет акций распространяется исключительно среди граждан РФ через открытую подписку. Таким способом можно ежегодно привлекать в рублевом эквиваленте от 5 до 15 млрд. долларов личных средств и сбережений населения (примеч. анализ государственной статистической отчетности). Дополнительную эмиссию акций можно производить ежегодно, исходя из задач Банка по проведению государственной финансово-инвестиционной политики.
Данным способом в рыночных условиях развития экономики также можно формировать и увеличивать акционерный (инвестиционный) капитал российскими компаниями для реализации крупных проектов.
Будучи акционерами Банка, граждане снижают риски потерь или обесценения своих сбережений в отличие от размещения во вкладах или депозитах, то есть от традиционного размещения. Поэтому спрос на данные акции должен быть значительным. Также можно полагать, что население традиционно в большей степени доверяет государственному присутствию в крупных проектах как гаранту своего благополучия.
Необходимо учесть, что формирование акционерного капитала через открытую подписку среди населения, но с необходимыми временными ограничениями свободного хождения этих акций на вторичном рынке ценных бумаг, является и эффективным антиинфляционным мероприятием, так как связывает избыток денежной массы, как видится, в большей степени, чем размещение средств во вкладах и депозитах в коммерческих банках.
Целью создания Банка должно быть обеспечение экономического подъема отраслей экономики посредством средне- и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации, расширению производств и оборотного капитала предприятий и организаций, продукция которых востребована при реализации национальных проектов, повышает собственную конкурентоспособность на мировых рынках. Также должны финансироваться: развитие производств, которые стабилизируют и содействуют занятости в регионах с избыточными трудовыми ресурсами; проекты регионального и местного значения, являющиеся значимыми для регионального и муниципального развития, и аналогичные по значимости проекты.
Работа Банка по финансированию проектов не должна относиться к субъектам хозяйствования, входящих в состав естественных монополий, которые самостоятельно могут привлекать инвестиционные ресурсы, в том числе на внешних рынках.
Основным способом кредитования проектов следует закрепить проектное финансирование, которое сегодня наиболее приемлемо для реализации проектов.
Все вышеизложенные предложения (естественно, не полный перечень), при их реализации, являются, одновременно, конкретными антиинфляционными мероприятиями и являются предложениями по использованию средств Стабилизационного фонда для подъема российской экономики.
- ноябрь 2017. Доклад ранее не публиковался. Подготовлен для Администрации Губернатора Свердловской области. Доклад «Основные положения концепции социально-экономического развития Свердловской области» Записка «О развитии востребованности труда населения „пенсионного возраста“ посредством развития потребкооперации» (приложение к докладу)
- декабрь 2015. Статья. Вопросы развития проектного финансирования в России на современном этапе: методические и методологические аспекты
- июль 2010. Статья. Подготовлена в качестве экспертного взгляда на проект Энергетической стратегии России до 2030 г. по просьбе журнала «Нефтегазовая Вертикаль» Методологические неточности стратегии приводят к необходимости ее немедленного пересмотра
- декабрь 2011. Тезисы ранее не публиковались. Были направлены в Администрацию Президента РФ, Губернатору Тюменской области и Министерство сельского хозяйства Челябинской областей. Тезисы о развитии востребованности труда населения «пенсионного возраста» и повышение его доходов посредством развития потребительской кооперации
- октябрь 2009. Доклад был подготовлен к общероссийской научно-практической конференции «Бюджетный процесс муниципальных образований в условиях финансово-экономического кризиса». Затем был опубликован в учебном пособии. Доклад «Социально-экономическое прогнозирование муниципального развития: проблемы и пути совершенствования в условиях экономического кризиса»
- февраль 2008. Доклад был направлен Абалкину Л. И. (Институт экономики РАН) и Губернатору Тюменской области и общественно-политические организации. Затем был опубликован в учебном пособии. Доклад «Мировой кризис и стабилизационная экономическая политика России (методологический аспект)»
- декабрь 2008. Ранее не публиковалась. Записка была направлена руководителям законодательной и исполнительной власти Тюменской области. Записка «Корректирующие задачи и предложения по социально-экономической и бюджетной политике и планированию на 2008–2009 годы с целью подавления социально-экономических проявлений экономического кризиса на территории области»
- май 2007. Статья публиковалась в газете «Тюменские известия». Доступное жилье: пути достижения цели
- март 2007 Налоги как стимул экономического роста
- январь 2006. Ранее не публиковались. Предложения по разрешению проблем реализации и обеспечения источниками финансирования Национальных проектов РФ
- 2000–2001. Ранее не публиковался. Был передан в Совет Федерации. Проект пояснительной записки к проекту Постановления Совета Федерации (о реформировании налоговой системы)
- декабрь 2000. Ранее не публиковалась. Налоговая реформа и проблемы социально-экономического развития: необходимость новой налоговой системы
-
Статьи, доклады и записки