Ранее не публиковалась
Записка была направлена руководителям законодательной и исполнительной власти Тюменской области.

декабрь 2008 г.


Записка

Корректирующие задачи и предложения по социально-экономической и бюджетной политике и планированию на 2008–2009 годы с целью подавления социально-экономических проявлений экономического кризиса на территории области


I. Пояснения и обоснования

Экономические реалии в мировом хозяйстве в 2008 году таковы, что в 4-ом квартале 2008 года и в 2009 году экономика и социальные показатели жизнедеятельности населения в России могут быть подвержены стагнационной динамике развития.

При условии несвоевременно выявленных правительством отрицательных влияний мирового кризиса на социально-экономические характеристики роста, несвоевременности соответствующего среднесрочного и оперативного противодействия кризисным проявлениям социально-экономические показатели в 2009 году могут принять нежелательные колебания отрицательного вектора развития. А именно:

  1. Наблюдающееся снижение мировых цен и объемов экспортоориентированного производства: нефть, металлы, уголь, продукция для автомобилестроения, продукция деревообрабатывающей отрасли и т.д. Учитывая региональное пространственное размещение добычи и производств, такая динамика снижения отражается и в дальнейшем отразится на снижении численности работающих, снижении налогооблагаемой базы региональных бюджетов. Это приводит к снижению платежеспособного покупательного спроса, снижению реальных доходов населения, росту социальных выплат.
  2. Недостаточность федеральных мер по стимулированию платежеспособного спроса населения и в целом мер по стимулированию внутреннего производственного спроса свидетельствует о недооценке правительством ситуации в экономике, что может привести к замедлению темпов роста экономики в 2009 году. Публично обозначенные и проводимые меры правительства по финансово-экономической стабилизации и стимулированию можно определить как недостаточные, так как в основном носят компенсирующий характер реагирования.
  3. Необходимым направлением для поддержания экономического роста в России видится в постановке правительством ключевой (главной) задачи экономической политики в 2009 году — стимулирование внутреннего спроса.

  4. Высокий курс доллара к рублю скажется на росте цен на импортные товары по долларовым расчетам, что может привести к общему инфляционному давлению на потребительском рынке товаров первой необходимости.
  5. Снижение банковским сектором объемов кредитования оборотного капитала и инвестиционных программ предприятий, снижение объемов кредитования населения и рост платы по кредитам могут стимулировать неблагоприятные для территорий социально-экономические кризисные явления. При несвоевременности регулирующего вмешательства государства это проявится в удорожании производимой продукции, снижении объемов производства, подавлении инвестиционной активности населения в жилищное строительство.
  6. Такой ход экономических событий уже начинает отражаться на снижении объемов жилищного строительства и объемов продукции смежных отраслей, что подтверждается статистикой за октябрь. В дальнейшем это может привести к снижению занятости в строительной отрасли или «замораживанию» (снижению) фондов оплаты труда и, соответственно, снижению налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов (в части налога на прибыль и подоходного налога).

  7. Необходимо отметить, что в банковском секторе (в целом) в 4-ом квартале с.г. наблюдается «передержка» в собственных активах денежных ресурсов, направляемых государством на поддержку банков и реального сектора экономики. В свою очередь, если в ближайшие один-два месяца не выправить ситуацию, то «передержка» ресурсов может стимулировать рост потребительских цен, снижение объемов производства, рост задолженности по заработной плате. Без кредитования оборотных средств руководители предприятий будут вынуждены их пополнять, как свидетельствует практика, за счет роста цен, задержек по расчетам по заработной плате или налогам, сокращением производства.
  8. Несомненно, что «передержка» денежных ресурсов банками также стимулирует рост курса доллара к рублю.

  9. Повышение цены на природный газ в 2009 году в среднем на 19% и, соответственно, на электроэнергию приведет к повышению цен на жилищно-коммунальные услуги более чем на 20%.
  10. Рост цены на газ может явиться одним из главных катализаторов общего роста цен в стране в 2009 году, что на фоне других проявлений кризиса может привести к снижению реальных доходов большей части населения и росту социальных выплат из бюджетов.


II. Направления, задачи и предложения

Тюменская область является добывающим и экспортоориентированным регионом. Высокая платежеспособная активность населения и бюджетов, прежде всего, основывается на высоких доходах нефтегазовой и смежных отраслей экономики, что выявляет высокую степень влияния мировых событий на финансовую и социально-экономическую ситуацию в области.

Основываясь на краткой тезисной оценке ситуации и прогнозируемых событий и опираясь на собственный опыт работы управления экономикой региона (ЯНАО) в период экономического кризиса в 1998 году, считаю возможным вынести на Ваше рассмотрение предложения для доработки варианта областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. А также рассмотреть дополнительные мероприятия по обеспечению сбалансированности социально-экономической жизнедеятельности населения и хозяйствующих субъектов в 2009 году.

Основная исходная позиция для корректировки бюджетов — это принять за основу «худшие» параметры (исходные данные) для корректировок или пересмотра. Данное положение означает сформировать так называемый «страховой бюджет», опирающийся на нулевые параметры роста в показателях прогноза социально-экономического развития на 2009 год.

Условия планирования следует принять в следующих вариантах: неизменность или снижение налогооблагаемой базы, стагнация или снижение натуральных производственных показателей в отраслях экономики, рост потребительских цен на товары первой необходимости, рост незанятого населения, снижение реальной заработной платы и покупательной способности населения, и т.д.

Задачи и предложения в области социального, экономического и бюджетного управления на 4-ый квартал 2008 года и 2009 год предлагается рассмотреть по следующим направлениям работы:

а) в области планирования, экономии и целесообразности бюджетных расходов:

  • сократить планируемые расходы на различные досуговые и массового участия мероприятия (областных и муниципальных образований). Отразить их либо в резервных фондах Губернатора области и глав муниципальных образований, либо отнести на уменьшение дефицита бюджета (на рост профицита);
  • «заморозить» формирование новой или дополнительной бюджетной сети и иных бюджетополучателей;
  • пересмотреть перечни объектов (титула строек и адресные инвестиционные программы), планируемые к финансированию в 2009 году, исключив из них начинаемые к строительству объекты с высокой материалоемкостью и объемами накапливаемых строительных материалов. Например, строительство транспортной развязки через железную дорогу «Москва-Владивосток» на пересечении с ул. Монтажников в объеме 5 млрд. рублей, предусмотренное в АИП г. Тюмени на 2009 год, предлагается приостановить;
  • по возможности сконцентрировать условно сэкономленные расходы в резервных фондах, в так называемой «подушке финансовой безопасности».

б) в области стимулирования и поддержки реального сектора экономики и потребительского спроса населения:

  • главное и срочное (1). Подготовить специальную областную программу «Строительство жилья для работников бюджетной сферы и молодых семей» (как вариант). Принять соответствующие законодательные акты.
  • Как предложение: необходимо воспользоваться опытом строительства жилья для работников бюджетной сферы Республики Казахстан.

    Основным источником финансирования определить государственные средства областного бюджета. Сконцентрировать на данном направлении порядка 15-20 миллиардов рублей за счет: (1) перераспределения и экономии денежных средств по другим направлениям расходов бюджета; (2) выпуска областного облигационного займа на сумму 6-10 млрд. рублей с размещением займа среди банков и населения; (3) переходящих средств профицита бюджета 2008 года; (4) ходатайства перед правительством РФ о выделении долевых средств участия в программе из федерального бюджета; (5) иных возможных источников.

    Несомненно, что данная программа, заказчиком которой должна выступить областная структура, поддержит и стимулирует строительную и смежные отрасли, стабилизирует занятость и настроения населения, продолжит решение жилищных проблем населения. Задача программы — поддержание параметров экономического и социального развития области в условиях низких цен и снижающихся объемов добычи нефтяной отрасли в 2008–2009 годах.

  • главное и срочное (2). Инициировать в правительстве подготовку и финансирование масштабной федеральной программы по строительству жилья во всех субъектах федерации, возможно, в рамках национального проекта «Доступное жилье», как антикризисной и стабилизирующей экономический рост. Только такая программа, наряду с крупными инфраструктурными и агропромышленными проектами, сможет быть программой стимулирования реального сектора экономики, банковского сектора и, в результате, будет содержанием программы стабилизации и подъема внутреннего спроса. Основным источником финансирования программы роста должны быть государственные бюджетные и стабилизационные денежные ресурсы.
  • Для реализации программы в 2009 году, помимо уже выделенных средств на реализацию целевых программ строительства жилья, дополнительно потребуется порядка 500 млрд. рублей федеральных средств. Одновременно, такая программа будет главной составной частью общей программы противодействия экономическому кризису (программы стабилизации и подъема внутреннего спроса). Преимущества такой программы — (а) готовность к реализации по всем своим параметрам, (б) контролируемость в текущем исполнении, (в) возможность гибкого и быстрого реагирования (фактор времени) в любом регионе для выделения дополнительных денежных ресурсов, (г) востребованность населением, промышленностью и строительной отраслью;

  • ревизия и снижение в муниципальных образованиях «материалоёмких расходов» и увеличение «трудоемких расходов», близких по своему значению к общественным работам для стабилизации занятости населения. Это, например, снижение, по возможности, объемов нового и не «срочного» строительства и соответствующий рост объемов реконструкции и капитальных ремонтов;
  • рассмотреть предложение о возможном частичном выкупе жилья за счет средств областного бюджета (за счет планируемых переходящих остатков денежных средств профицита бюджета) по сметной стоимости за квадратный метр (от 25 до 35 тысяч рублей кв. метр) с целью пополнения оборотных и инвестиционных средств предприятий строительного комплекса;
  • возможно предусмотреть отсрочки арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом в 1-ом квартале 2009 года.

в) в области регулирования рынков, организации контроля и регулирования цен товаров и услуг первой необходимости:

  1. Обеспечить дополнительный надзор (контроль) за рынками товаров и услуг первой необходимости, в том числе коммунальных услуг, в части достаточности объемов, ассортимента и цен.
  2. Планируемое повышение коммунальных тарифов и цен с 1 января 2009 года необходимо пересмотреть и свести к минимальному значению роста. Для этого предлагается пересмотреть тарифы и цены в следующем:
    • (1) в расчетах цен принять нулевую рентабельность. Рекомендовать всем коммунальным предприятиям не муниципального сектора минимизировать затраты в расчетах цен и применить нулевую рентабельность;
    • (2) пересчитать тарифы на тепловую энергию в сторону их понижения, исходя из фактического и прогнозируемого температурного режима текущего отопительного сезона (плюсовая температура воздуха в ноябре и в первой декаде декабря) и, соответственно, меньшего расхода энергетических затрат;
    • (3) ходатайствовать перед правительством РФ о замораживании повышения цен на природный газ в 2009 году либо их повышения в пределах прогнозируемого уровня инфляции.
  3. Принять областные и муниципальные законодательные нормативные акты по регулированию и контролю за изменениями цен на товары и услуги первой необходимости, а именно:
    • по разработке и принятию методики контроля;
    • декларированию изменения (роста) цен на социально значимые товары первой необходимости по отношению к уровню цен, например, по состоянию на 1 декабря текущего года;
    • по разработке механизма возможной компенсации потерь товаропроизводителям продовольственной группы.
  4. Возможным компенсирующим мероприятием росту цен может быть организация муниципальной торговли товарами первой необходимости по регулируемым ценам.
  5. Обеспечить повышенный контроль за ценами и объемами выпуска продукции предприятиями хлебобулочного, молочного и т.п. производства. Произвести проверку и осуществлять контроль за нормативными запасами муки и др. товарами первой необходимости. При необходимости следует увеличить текущие нормативные запасы.

г) в области контроля за динамикой производственных и социальных показателей предприятий отраслей экономики:

  • произвести мониторинг или совещание или переговоры с руководителями всех предприятий (и отраслевых ассоциаций) по перспективам объемов работы и выпуска продукции в 2008 и на 2009 год с рассмотрением вопросов о прогнозируемом (ожидаемом) или уже реальном сокращении или росте объемов производства, о возможном изменении численности работающих и т.п. При этом собрать реальные предложения и мероприятия от руководителей предприятий, ассоциаций.
  • На основании этого провести дополнительную прогнозную оценку социально-экономической ситуации. Мониторинги необходимо проводить непрерывно.

д) в области законодательных инициатив по стимулированию платежеспособного спроса населения и малого предпринимательства в 2009 г.:

Ходатайствовать перед правительством РФ и инициировать в Государственной Думе РФ законодательные акты о дополнительных мерах по стимулированию платежеспособного спроса населения и субъектов малого предпринимательства, а именно:

  • по отмене налога на доходы физических лиц (подоходный налог) с доходов, не превышающих (ниже) средней заработной платы. Такую отмену можно сделать, например, на годовой период (т.е. годовой мораторий). Выпадающие доходы региональных и местных бюджетов предложить компенсировать из стабилизационных средств;
  • о введении для субъектов малого предпринимательства льготного годового периода (возможно как эксперимент) по налогу на прибыль (доход), направляемый на цели развития бизнеса, имея также в виду и расширение бизнеса: новые рабочие места, пополнение оборотного капитала и т.п.;
  • о понижении ставки рефинансирования.

Сформулированные предложения являются не окончательными и требуют дополнений и внимательного обсуждения.